Перспективы развития человека. 2
Человек как производитель – понятие известное. Но если понятие «рабочий» распадается как экономическая категория на основе распада экономических отношений, то способности человека деградируют. И это происходит в той мере, в какой эти работы заменяет техника. Стало быть, развитие технического прогресса ведет к развитию новых способностей и деградации прежних. И это происходит в масштабе всего мирового развития. Здесь гораздо важнее развитие культуры и образования и т. д. А сегодня, напротив, весь Казахстан опустился на уровень средневековья и средневековой мистики. И не исключено, что он скоро опустится на уровень древней мифологии. И теперь хотят на этой архаической основе продвинуть общество вперед, в то время как на самом деле он катится назад. Отсюда и делайте выводы, как быстро мы дойдем до дна, возвращая людей к топору и вилам.
Человек как потребитель – не такое уж сложное понятие. И тот факт, что общественное производство работает на удовлетворение потребностей людей, свидетельствует о том, что человек отделился от общества, став потребителем. Огромное большинство людей освобождено от непосредственного производства. И этим человеком управляет государство. Человек-производитель работал ради производства, и его потребление было лишь моментом общественного производства. Он был слит со своей деятельностью. Последнее столетие ознаменовало ростом потребностей людей, двигавшим производством. Информационное общество явилось пиком этого развития. Информационное общество означает всестороннего развития связей людей, расширения их контактов, способов общения. Оно является социальным условием общения людей. Потребности в общении удовлетворяются созданием мирового информационного пространства. Но потребности – это не человек и тем более не личность, а экономическая категория, а потому они характеризуют не человека, а сущность экономического общества. Отсюда и тот факт, что ненасытность создала угрозу гибели человечества, превратив все это в деньги. И те определения, которые мы даем здесь, соответствуют трем стадиям развития общества, из которых лишь последнее определение соответствует человеческому обществу и в то же время показывает трудность его становления – психологической формы личности. Именно здесь мы можем говорить, что стихийное становление личности «в самозанятости» чревато пагубными последствиями.
Ницше предполагал «сверхчеловека», К. Маркс – всестороннее и гармоническое развитие личности, причем оба были уверены, что история идет к этой цели.
Марксистский подход предполагал рассмотрение человека как общественного существа в рамках его общественных отношений, которые его определяли и формировали с точки зрения развития общества. Отсюда мы с точки зрения марксизма имеем дело с общественным развитием человека, например, развитием его как рабочего, крестьянина, интеллигента, капиталиста и т. д. Они соответствуют общественным отношениям (разделение труда, распределение средств производства и т. д.), классовой структуре и ими воспроизводятся. Социализм же разделил людей по «рангам и степеням», разложив экономические отношения капитализма. Тем самым опустил людей на уровень сословного строя. Тем самым, разложив человека классового общества и превратив его в частичного и одностороннего, ограниченного узким кругом деятельности, существа, он на первый взгляд формировал просто исполнителя. Стало быть, с разложением экономических отношений капитализма разлагаются и названные формы, имевшие свое место и роль в капиталистическом развитии. Вместе с этим распадается и классовая структура. Здесь появляются «интеллектуалы», «профессионалы», «рационализаторы» и т. д. и выделяются в определенную категорию элита, «чиновники», «бизнесмены», «коммерсанты» и т. д. Но все они могут быть сведены к «владельцу денег» - фигура чисто временная как социальная форма, существующая лишь на том отрезке развития, который охватывает разрушения. Они – умирающие социальные формы, уже не имеющие перспективу. И вы сегодня можете обучать своих детей как хотите и где хотите, но у них в этом зыбком мире перспективы уже нет.
Эти социальные формы бурно росли в советский период и активно работали, они активно работали и в период распада. Но в этих формах складывается личность, способная к самостоятельному развитию. Социализм расщеплял, дифференцировал человека, а вот как произойдет интеграция после этого, это вопрос предоставлен людям. А что оно произойдет, это необходимость, которая развертывается помимо нашего сознания и которая и подлежит осмыслению.
Там, где мы рассматриваем человека как психологическую форму личности, развитие человека преодолевает все названные социальные формы и принимает абсолютный и неограниченный характер. Здесь мы имеем дело с личностным развитием человека, в котором он выступает самостоятельным субъектом, способным к саморазвитию и самосовершенствованию и в котором он преодолевает ограничения, накладываемые на него обществом и его штампами. Поэтому развитие человека как личности предполагает устранение такой организации общественных отношений, которая формирует его названным выше образом, и стремиться слепо изменить это состояние, именно бессознательно разрушая старые структуры общества. Отсюда и тот факт, что с возникновением необходимости развития человека вся система общественных отношений расстраивается, разрушается деятельностью индивидов. И общество рвется по всем швам. Ненасытность человека, его неудержимые страсти, преступность, алкоголизм, наркомания, коррупция и т. д. становятся нормами и стремительно развиваются как превратные формы развития личности (это есть просто слепая разрушительная тенденция). Неограниченное господство денег все перевернуло наизнанку и показывает воочию, следствием чего являются беспорядок, беспредел, хаос и т. д. В этом и суть того, что общество и механизмы его развития медленно расстраиваются и слепо приспосабливаются к развитию личности, становящейся столь же стихийно в индивидуальной деятельности.
Эти процессы, начавшиеся уже при социализме, в итоге разрушают и советское общество. Должен развиваться человек, и система, приспособленная просто к производству вещей, рушится под влиянием необходимости развития человека. И этот процесс, так или иначе, ускоряет техническое развитие общества – экономическая основа освобождения человека. И это видно в том, что техническое развитие общества, происходящее беспрерывно, вытесняет людей из общественного труда и предоставляет их себе. И человек, предоставленный себе, становится как саморазвивающееся существо, которое уже сейчас меньше всего нуждается «в общественном воспитании», но стремится к самостоятельному развитию. И, как это мы видели, именно вне сферы старого общества. Человек должен овладеть своим развитием. И общество должно дойти до этого и именно этим разрешить проблему развития человека. А тот факт, что современный мир еще не приспособлен к решению этой проблемы, но идет к этому, свидетельствует о той коренной задаче, которая должна быть разрешена.
Свидетельство о публикации №115032507407