Стол- на шестерых. Есть семеро раз я на свете
Сан-Торас
*
«Счастливое...» (Сан-Торас)
...Однажды издалёка-далекА
Бог снизойдет на землю свысока,
Не выражая гневом свой протест.
Покатится с сиреневых небес,
Устав от темноты ночного груза,
лимонная-лимонная луна –
Разрезанная кварцевая друза –
отыщет каждый то, о чем мечтал,
Найдет добро свой праведный причал,
проклюнет тучу тонкий луч павлиний,
И следом дождь закапает слепой,
не предвещая бури грозовой -
Под радугой есть солнечные ливни!
Они блестят надышенно, свежо,
Ну вот и славно, вот и хорошо…
А я и не бегу, и не спешу
Переступить последнюю межу…
Мне жаль, вон той незрячей и прозрачной,
Солоновато-дождевой слезы
с зеленой виноградовой лозы,
Что оплела балкон и вход чердачный.
Гляжу, скользнул луны пшеничный свет
На горнорыбий выгнутый хребет.
Потоки ветра хлынули лавиной…
За синей, ярко-синей высотой…
А я слежу в просветке тополиной…
Лежу на бритых травах, сам не свой,
и наслаждаюсь дальней, голубиной...
Какой-то необъятно-голубиной...
Прозрачной, перьекрыло-голубиной,
Небесной невесомой красотой.
Сан-Торас
Рецензия на «Он не волшебник, чтоб письмо превратить в поэзу!» (Сан-Торас)
в полет последний - за тобой,
любви своей не замечая,
ни страх, ни боль, но тайны рая -
где неба купол голубой...
***
Здравствуйте, САНТО!!! Привет!!!
Олеся Вильчур
*
ЭКСПРОМТ!
Шел Ахиллес, душой печален,
С Приама дочкой к алтарю -
Стрелой Париса был ужален
Он в уязвленную пяту.
Коварны Боги на Олимпе -
Все как один к плечу плечом!
И к нам снисходит некто в нимбе,
Играя пряником с бичом!
Но радует, что в поднебесье,
Среди рутины дней и бед
Встречаю милую Олесю,
Которая мне шлет привет!
*
Рецензия на «Кому нра вопросы анкеты - оставьте свои ответы» (Сан-Торас)
Доброго утра!
А мне понравились анкета) отвечаю:
Люблю прозу Толстого, Булгакова, Достоевского, Куприна, Пришвина, Лондона, Скотта, в поэзии больше других Пушкина, Лермонтова (особенно "Мцыри") и прозу их тоже люблю, Цветаеву, несмотря на то, что многое в ее стихах мне пока не понятно.
"Спартак" мне нравится, наверное, потому, что нравится в людях природный ум и порядочность, и вообще мне нравится естественность и поиск истины.
Олеся Вильчур 24.03.2015 12:00
*
ЭКСПРОМТ, ОЛЕСЯ! "Кто должен истине служить?"
*
Идут по морю корабли -
На волнах пишутся их повести:
Нет ничего сильней любви
И ничего слабее совести.
Кто должен истине служить? -
Лишь узник правды ей пригоден,
Но лжец все может говорить,
Поскольку в выборе свободен.
А хочешь, напиши, что непонятно, какая строчка в любом стихо,
или просто о чем оно? как тебе видится?... и мы заглянем в этот
стиш до глубин, до самого дна.
Сан-Торас 24.03.2015 12:10
*
-Пока я не нашла того стиха, о котором мне сразу подумалось, потому что наизусть я его не знаю, но зато сразу наткнулась на какие вот замечательные строки:
Быть нежной, бешеной и шумной,
- Так жаждать жить! -
Очаровательной и умной, -
Прелестной быть!
Нежнее всех, кто есть и были,
Не знать вины...
- О возмущенье, что в могиле
Мы все равны!
*
...Но вот о каком стихе мне бы хотелось поговорить и услышать Ваше прочтение
"Я стол накрыл на шестерых..."
Всё повторяю первый стих
И всё переправляю слово:
- "Я стол накрыл на шестерых"...
Ты одного забыл - седьмого.
Невесело вам вшестером.
На лицах - дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть - седьмую...
Невесело твоим гостям,
Бездействует графин хрустальный.
Печально - им, печален - сам,
Не позванная - всех печальней.
Невесело и не светло.
Ах! не едите и не пьете.
- Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счете?
Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий -
Ты сам - с женой, отец и мать)
Есть семеро - раз я на свете!
Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых -
Быть призраком хочу - с твоими,
(Своими)...Робкая, как вор,
О - ни души не задевая!-
За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.
Раз!- опрокинула стакан!
И всё, что жаждало пролиться,-
Вся соль из глаз, вся кровь из ран -
Со скатерти - на половицы.
И - гроба нет! Разлуки - нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
"Я стол накрыл на шестерых..."
___________ Мне непонятней всего это:
"Как смерть - на свадебный обед,
Я - жизнь, пришедшая на ужин."_______и почему именно число семь?
Олеся Вильчур 24.03.2015 13:44
*
Это биографический стиш, не может быть понятен без предыстории.
Марина вернулась в Москву из эмиграции в 1939-ом.
Мужа и дочь арестовали, сестра на каторге, с ней сын-подросток … нужна… одиночество...
В этот период она встретила Арсения Тарковского - были чувства и близость духовная – стих, который ты показала - ответ на стихи, написанные Тарковским в память о любимой женщине.
Она некогда умерла, но он помнит, собирает за своим столом тех, кто ему дорог:
*
Меловой да соляной
Твой Славянск родной,
Надоело быть одной -
Посиди со мной.. ________________ обращение к ней через небеса.
*
Стол накрыт на шестерых,
Розы да хрусталь,
А среди гостей моих
Горе да печаль.__________________ Состояние души.
*
И со мною мой отец,
И со мною брат.
Час проходит. Наконец
У дверей стучат.
*
Как двенадцать лет назад,
Холодна рука ____________________ Она умерла 12 лет назад.
И немодные шумят
Синие шелка._____________________ Одежда, которую носила.
*
И вино звенит из тьмы,
И поет стекло:
“Как тебя любили мы,
Сколько лет прошло! ”____________ поминание.
*
Улыбнется мне отец,
Брат нальет вина,
Даст мне руку без колец,
Скажет мне она:
*
— Каблучки мои в пыли,
Выцвела коса,
И поют из-под земли
Наши голоса.
*
"немодные синие шелка" - это о ней и ей было посвящено " Свиданий наших каждое мгновенье".
*
Вначале весны 1941-го Тарковский читал эти стихи на вечере друзьям, была и Марина, услышав это, она была глубоко ранена - среди тех, кто ему дорог, нет ее.
О ней забыли, не пригласили к этому объединяющему близких столу,- значит, она чужая, не принята - отверженна, забыта.
Ее стихи - это ответ, это обида, укор, взрыв душевной боли.
Читай - и сейчас, каждое слово проявится, проступит в сознании по-иному:
*
"Я стол накрыл на шестерых"... _____( его слова)
Ты одного забыл - седьмого._____ ее ответ - начало - озвученный внутренний диалог.
Невесело вам вшестером,
На лицах - дождевые струи…
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть… седьмую…_________ без комментария.
*
Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счете?_______ семья - это 7-Я.
Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий -
Ты сам - с женой, отец и мать)
Есть семеро - раз я на свете!
*
Робкая, как вор,
О - ни души не задевая! -
За непоставленный прибор
Сажусь, незваная, седьмая.
Раз! - опрокинула стакан!
И все, что жаждало пролиться, -
Вся соль из глаз, вся боль из ран -
Со скатерти - на половицы.
*
." Как смерть - на свадебный обед" - представь, смерть на свадьбе - это потрясение, как обухом - это то, чего не ждут.
*
"Я - жизнь, пришедшая на ужин". Марина- ее присутствие - такое же потрясение,
" Как смерть - на свадебный обед", - только она полярная противоположность, ибо она - жизнь, пришедшая на ужин.
*
Подписаны стихи 6-тым марта 1941 года - последние строки Марины Цветаевой:
«Снова - "одна противу всех", непонятая и непозванная."
В Елабуге, в том же 41-м, Марина покончила собой.
Об этих стихах Тарковский узнал после ее смерти, он был потрясен, сказал, что услышал живой голос, как будто из гроба".
Сан-Торас 24.03.2015 14:24
*
Спасибо большое за ответ, за знакомство с Тарковским.
А судьбу благодарю за встречу с Вами)
А как Вы думаете, почему Марина Цветаева написала:
- "Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру."
Такое впечатление - как будто ее смерть что-то значила для других.
Олеся Вильчур 24.03.2015 15:40
*
- Смерть любого человека что-то значит для других - смерть
неизбывна, непоправима. Смерть - безысходна - известие о ней
сотрясает любую неравнодушную - душу.
Читай, Олеся:
"К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои-__________________ Марина обращается к чужим и своим - почему
ее смерть не должна иметь значения, например, для СВОИХ?!
- За что просит любви?
*
За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,____________________________ понимала, что неизбежно нести обиды,
и неизбежно ее прощение - как великодушие от христианской высоты - ее слова говорят: Я ЗНАЮ, ЧТО ВЫ ОБИДИТЕ - ЭТО ОЦЕНКА ЭТОМУ МИРУ.
НО ПРОЩАЮ - ОЦЕНКА ЕЕ ОТНОШЕНИЮ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ КАЧЕСТВ.
Поскольку просит о любви за свою неизбежность нести обиды и прощать,
то это просьба не о восхищенной любви, не страстной,
не телесной - а милосердной любви.
Просит МИЛОСЕРДИЯ за неизбежность своей горькой доли, которую предчувствует,
как участь прощение обид, ибо мир неизбежно ЖЕСТОК, так же как неизбежно ее прощение, т.е. ДОБРОТА, благородство.
"За правду, за игру…"___________________ ПРАВДА - ЭТО подлинность. ИГРА - слово несет все смыслы понятия «играть», «притворяться», «лгать», «лукавить»...
*
То есть любите не за что-то определенное и не идеализируя, а какую есть, с правдой и игрой - просто любите… умру - не будет того, что любили, и вообще умру.. так жалко... меня, такой живой и настоящей... не бу-дет больше никогда.
Сан-Торас 24.03.2015 16:04
*
Санто, у меня не выходят эти строчки из головы:
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
думается - чужие и свои?! со знаком вопроса, потому что - от вас зависит, кто вы мне, как вы отнесетесь к моему требованию и к моей просьбе, и дальше следует личный пример веры и любви -
"За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид"
и почему ей в 20 лет так часто слишком грустно?
мне кажется, что она понимала больше, чем понимают в этом возрасте,
и потому имела право требовать... вот так мне поразмышлялось.)
Олеся Вильчур 24.03.2015 17:49
*
- кто чужие, кто свои? Здесь вопрос уместен: те, кто нам свои, могут стать
чужими, и наоборот. Часто мы и сами не различим, кто чужой, кто свой.
Марина обращается с требованием веры - потому что знает, чего стоит,
уверена в своей надежности, в нее можно верить - не обманешься - она НАСТОЯЩАЯ - и требует в этот факт несомненной ВЕРЫ!
Веры требует в подлинность ее человеческого арсенала.
А ЛЮБВИ просит, потому что любовь вытребовать нельзя, в этих словах:
*
Я обращаюсь с "ТРЕБОВАНИЕМ и ПРОСЬБОЙ" - выражены черты ее юной личности.
*
Она сильна - ТРЕБУЕТ! Она нежна и ранима - ПРОСИТ.
Ей только 20 лет, и в этой фразе звучит просьба о снисхождение к молодости, в которой ей часто слишком грустно - не только оттого, что ГЛУБЖЕ понимает, чем дано человеку в 20 лет, но и оттого, что уже много выстрадала.
Марина осиротела, оставшись без матери в сложный, подростковый период - ей 14 лет, сестре Асе - 12.
Две девочки - мама умерла, отец занят музеем, который создал и подарил Москве. Детей отправил в пансионат, в Германию, они одни в интернате - я учился так, знаю, что это…
Ей знакомы не только девичьи переживания, но и боль утраты, одиночество…
Однако до жалости не снизойдет - слишком гордый вид, за которым кроется ранимость...
*
Она говорит о ГОРДОСТИ, ГРУСТИ и НЕЖНОСТИ:
*
"За всю мою безудержную нежность" - это способность любить безудержно - ОГРОМНО.
*
"слишком гордый вид" - это защита, достоинство и вызов - качества и контрасты натуры.
Сан-Торас 24.03.2015 18:09
*
- Как замечательно так беседовать )
Олеся Вильчур 24.03.2015 19:43
*
Я тебе никогда не отказываю во внимании. Мы говорили об Арсении Тарковском, меня судьба соприкоснула с его сыном Андреем, поищу одно письмо...
Сан-Торас 25.03.2015 19: 50
*
- Здравствуйте, Санто! хочу поделиться радостью, что под утро дошло, что число семь значит - семья, и производное от нее - семя )
Спасибо Вам еще раз!
Олеся Вильчур 25.03.2015 07:08
*
- Загляни в дневник, там написано в нашем диалоге, который я дополнил, пока ищу тебе письмо Тарковского Андрея в своем архиве, то, что ты сама открыла для себя:
символ этого понимания - Марина была не принята - 7-Я - 7-мой семь-я - это
обидело, задело и породило стиш, с которого мы начали беседу, и я уверен, что теперь он тебе много дороже - люди любят то, во что вложили труд.
И всякий раз, когда мне говорят, что не любят Марин,то это прежде любой вкусовщины означает – не-по-ни-ма-ние.
Сан-Торас 25.03.2015 07:22
*
- Вы специально мне не сказали, чтобы я додумалась сама )
потом я читала стих и удивлялась, как знание этого в нем все проясняет. Здорово! - одним словом. А за что именно они ее не любят?
Олеся Вильчур 25.03.2015 09:00
*
Марина как Джоконда - может выбирать, кому ей нравиться - кому нет.
Тот, кто не воспринимает поэзию такого уровня, характеризует этим фактом свою собственную недостаточность.
Потому что поэзия Цветаевой, в отличие от Ахматовской и вообще от всей женской поэзии высокоинтеллектуальна.
Ахматова - хранительница классических традиций, поэтому она более доступна пониманию большинства, ее творчество основано на той базе, которую это большинство худо-бедно освоило, когда "мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь"
Поэзия Цветаевой требует более усиленного духовного и умственного напряжения,
потому что это новаторская лингвистика - новое слово, более сложная форма мышления, до которого многие не дотянули свои извилины, не привыкшие к таким нагрузкам.
Тот, кому доступно осилить большее, чем юношеская лирика Марины - уже стоит на более высоком уровне, чем, обывательское большинство.
Ибо восприятие цветаевской поэзы требует более широкого диапазона знаний, представлений о мире, у нее более сложный образный и метафоричный ряд, чем у Ахматовой, в которой есть величие духа в лучшие моменты, но и женское, мелкое жеманное, также присутствует:
- "Я на правую руку надела перчатку
с левой руки" - ну попробуй надень.
"Почти доходит до бровей моя незавитая челка" - женская поэза, хоть и в лучшем своем проявлении.
Я бы свел разницу между Мариной и Анной в одно предложение:
Ахматова пишет так, как будто на нее смотрит мужчина,
а Цветаева пишет, будто на нее сморит Бог.
Марина способна поднимается над гендерным определением, становиться вне пола -
как личность в проявлении человеческого духа.
Большинство в слова "мне нравится" вкладывает несколько стишков того или иного автора.
Но литературное наследие Цветаевой - огромно, и включает в себя не только поэзу и прозу, но и множество статей, философских писем, поэм, чего просто нет в наследии Ахматовой, несоизмеримо меньшем по объему и разнообразию - это совершенно другой уровень и пласт культуры.
Кроме того, Цветаева было гораздо образованней своих именитых современников - она владела в совершенстве французским и немецким, изучала в Сорбонне - парижский универ - древнефранцузскую литературу.
В переписке Цветаева - Рильке - Пастернак Марина звучит сильнее и глубже своих гениальных адресатов.
Райнер Мария Рильке восхищался сложностью и богатством ее немецкого языка.
Эти области, объемы и горизонты не только отражены, но и конструктивно встроены в риторику ее поэзы.
И все же большинству по силам лишь рыться в биографических вехах, считая, что это и есть знание о поэте – хотя невозможно осилить факты ее биографии, не будучи способным осмыслить ее поэзию.
Ибо начитанных без осмысления чтение НЕ обогащает.
Но я обещал сказать об Андрее Тарковском (выдающийся кинорежиссер – снял "Зеркало", "Сталкер", "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Ностальгия", "Покаяние") - сын поэта Арсения Тарковского, которому Марина написала стихи.
У меня был близкий друг, мой пациент Тонино Гуэрро ( недавно ушел из жизни) - это итальянский драматург, известный по картинам Феллини и Микеланджело Антониони - не буду перечислять...
Речь о нем, потому что когда Андрей Тарковский - был изгнан с Родины, так же как Бродский, он жил в Италии у моего друга Тонино в доме.
Тарковский поступал во ВГИК (это просто к слову) на режиссуру к Михаилу Ильичу Ромму , вместе с Шукшиным на один курс.
При этом Шукшин был в возрасте около 30, а Андрею было 17 лет.
Ромм обожал Льва Толстого, и абитуриенты пытались ему понравиться,
читая отрывки из "Войны и мира".
Когда зашел Шушкин, все обалдели - деревенщина в сапогах, три рубашки одна из-под другой, небритый - он эпатировал этим, и Ромм спросил: «Что будете читать из Толстого?»
- Я его вообще не читал!
- Почему?!
- Книжка очень толстая!
Ромм побеседовал с Шукшиным, и после него вошел Андрей, как денди, в белоснежной рубашке, он читал Толстого - огромные куски из "Войны и мира" на французском - вся комиссия куняла, ничего не понимая, один Ромм сверкал горящим глазом, наслаждаясь, а после сказал: «Набирайте кого хотите, мне нужны только эти двое!»
Так вот, когда Андрея уже не было в живых, мы шли по улицам Рима с женой Тонино,
она остановилась возле кафе Виа Коло ди Рьензо:
- Здесь любил бывать Андрей Тарковский, это его кафе.
Мы сели за столик.
Несколько лет Тонино выкорчевывал Тарковского из СССР, сначала его не выпускали из страны, потом не впускали.
Тарковский успел снять по сценариям Гуэрра две картины:
«Ностальгию» и «Покаяние», жена Тонино отметила, что характер
у Андрея был трудным.
Вольно или невольно он подчинял себе всех окружающих.
Часто бывал нетерпим, но с ним было всегда интересно.
Люди желают иметь удобных гениев, чтобы пользоваться ими без хлопот,
брать от них, не чувствуя себя должными.
Гениев и богачей используют бесцеремонно: пусть дает, у него много...
Но гении не умеют защищаться, как богачи. У них - беззащитное богатство.
Гениев и богачей все используют, а они мечтают о бескорыстной любви.
У Антониони (реж. фильма "Брак по итальянский" с Софи Лорен - Феллини снял Джинжер и Фрэд с Марчелло Мастроянни — сценарии Тонино, у него 9 Оскаров ) с Тарковским была любовь–соперничество.
Каждый был личностью, художником, испытывал любовь-ревность друг к другу.
Нередко между Тонино и Андреем нужно было становиться громоотводом.
И вот Тонино привез Андрея в имение Антониони, что в Сардинии, в самом красивом месте Италии.
Вилла Антониони окружена розовыми скалами и изумрудным морем с просвечивающимся дном.
Антониони запускал в свою бухту корабли и из спальни дистанционно управлял ими. Тарковский никогда не имел подобного великолепия.
Андрей, как мальчишка, взобрался на самую высокую скалу, так что издалека на розовом утесе едва виднелась его крепкая фигура.
И с огромной высоты сиганул в море.
Думаю, этот отчаянный прыжок были его маленькой местью:).
В ту пору, когда Тарковский был изгнанником, насильственно разлученным
с женой и сыном, он тосковал по близким, звонил своему мальчику
и говорил:
- Смотри на карту Рима. В три часа я буду вот здесь, на площади Испании,
у фонтана. Встретимся там!
И он ехал на площадь, где его ждал сын, водя пальчиком по карте в Москве.
*
Однажды в Доме Кино в Москве профессор Вайсфельд познакомил нас (меня и Ладу) с женой Арсения Тарковского - Татой. Мы пили чай, разговаривали.
Почти каждая ее фраза начиналась так:
«Когда в Париже мы с Арсюшей и Эдит Пиаф после ее концерта поехали к ней домой...»
Или
«...когда в Праге мы с Арсюшей пришли к Марине Цветаевой, Марина Ивановна сидела на полу, счищая землю с обуви на белый лист бумаги.
Арсений спросил:
- Марина, что Вы делаете?
Она ответила:
- Это священная земля Праги, я положу ее в ладанку, чтобы носить на груди.
Я рассказал Тате историю, которую мне удалось найти в архивах Елабуги, куда я ездил на могилу к Марине, будучи мальчиком - бросил школу и уехал.
Так вот, в квартиру Цветаевой в Борисоглебском залез вор.
Его поразила нищета, в которой жила молодая Марина с двумя маленькими дочерьми, Алей и Ириной.
Заметив его, Цветаева предложила вору морковного чаю. Они немного поговорили
и он ушел, оставив на столе все, что у него было.
Тата была мягкой, деликатной, вспоминала, что Арсений был вспыльчив
и горяч на солдатское словцо, и она любила его.
Но вернемся в Рим, о котором я тогда писал:
*
И мы в кафе заходим налегке,
Где Гоголь сочинял «скупые души»,
Чтоб с чашкой кофе, в тихом уголке,
Взгрустнуть о нем, повспоминать, послушать...
Великий Рим! С тех пор, как молоко
Волчицы дикой пили Ром и Ремул,
И древний Колизей столь широко
В объятья каменные заключил полнеба -
Случилось столько, что всего не счесть!
А ты стоишь, крылом времен задетый,
Прекрасный Рим! Пусть выпадет мне честь
Тебе на память написать сонеты!
*
... мы вернулись домой, сели с Тонино пить чай.
Я взял с полки подарочный том Пушкина, оттуда выпал сложенный вдвое листок.
Этот листок оказался предсмертным письмом Андрея Тарковского.
Тонино сказал:
- Возьми себе...
У меня хранится это письмо.
*
«В последнее время, очевидно, в связи со слухами о моей скорой смерти,
в Союзе начали широко показывать мои фильмы. Как видно, уже готовится
моя посмертная канонизация.
Когда я не смогу ничего возразить, я стану угодным власть имущим и тем, кто в течение 17 лет не давал мне работать, тем, кто вынудил меня остаться на западе, чтобы, наконец, осуществить мои творческие планы, тем, кто на пять лет насильственно разлучил нас с нашим 10-летним сыном.
Зная нравы некоторых членов моей семьи (увы, родство не выбирают),
я хочу оградить этим письмом мою жену Лару, моего постоянного верного друга
и помощника, чье благородство и любовь проявляются теперь, как никогда (она сейчас моя бессменная сиделка, моя единственная опора от любых будущих нападок).
Когда я умру, я прошу ее похоронить меня в Париже, на русском кладбище.
Ни живым, ни мертвым я не хочу возвращаться в страну, которая причинила
мне и моим близким столько боли, страданий, унижений.
Я – русский человек, но советским себя не считаю.
Надеюсь, что моя жена и сын не нарушат моей воли, несмотря на все
трудности, которые ожидают их в связи с моим решением.
Париж, 5 ноября 1986 г.
Подпись (Тарковский)».
*
Рецензия на «Стол на шестерых. Есть семеро раз я на свете» (Сан-Торас)
Здравствуйте!
пишу Вам, наверное, не как рецензию, а просто как письмо. Запал в душу этот стих Тарковского и волнует и волнует, я переключаюсь на другие вещи, а он все равно возвращает к себе, и хочется об этом с кем-нибудь поговорить, а кроме Вас не с кем. Такая боль исходит от этого стиха, словно не двенадцать лет прошло, а как от свежей раны. И читаешь:
Стол накрыт на шестерых,
Розы да хрусталь...
- и кажется, что поминки не по человеку, а по любви...
И немодные шумят
Синие шелка...
- и думается, что для памяти нет времени, и что вообще время - это такая условность, и хочется представить ее - женщину, носившую синие шелка. Вот Вам выпадало по жизни встречаться с многими людьми, интересно узнать - люди, любящие синий цвет, отдающие предпочтение шелку, какие они?
Извините, что вот так)
Олеся Вильчур 26.03.2015 16:37 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Люди, любящие синий цвет, наверно, во многом примерно похожи на меня, потому что это мой любимый кобальт - цвет индиго, синий, самый трансцендентальный в цветовой палитре - это цвет неба, планеты - "спит земля в сиянье голубом", цвет, который Лермонтов мальчиком прозрел, еще до космической эры…
Вам запали в душу образы из стихов Тарковского - это в Вас пробуждается
дух любви к высоким мотивам, глубоким чувствам…
Сила духа этой любви не угасла со смертью поэта, спустя годы его сын снял картину "Зеркало", в которой звучат стихи, посвященные той, которую любил его отец...
так осуществляется связь времен. Арсений Тарковский, русский поэт, воевал, проливал кровь, был ранен - тяжкая жизнь, полная чаша страданий и утрат, а сын его Андрей отнес стихи отца на экран и был изгнан с родины - разлука с близкими, поругание, смерть на чужбине….
Эти стихи посвящены той, что синие немодные шелка носила, и в кадре через бесконечное поле идет женщина - "жизнь прожить - ни поле перейти… " и звучат эти строки:
*
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" —
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.
А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И — Боже правый! — ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово «ты» раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.
На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз, кувшин, - когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
*
Стихи Арсения Тарковского, которые напишу ниже, его сын Андрей снял в картине «Сталкер», их читает Кайдановский, прижавшись бритой головой к холодной стене.
В картине этот человек водит людей через Зону - он сталкер, водит через тернии и болота
в ту комнату, где обнажается душа, осуществляются истинные желания, не то, что ты озвучиваешь, чтобы казаться лучше, достойней, самому себе, а то, что на самом деле лелеешь в подсознании, боясь признаться в этом.
Сталкер проводит тебя через зону к заветному, и озвучиваешь желание, желая спасти, например, Миру - Мир, и где-то происходит взрыв, потому что на самом деле в тебе кипит злость, ярость отчаянье, зависть и жажда разрушать, но хочется быть хорошим, ведь люди делают добро, подают милостыню, например, чтобы думать о себе хорошо…
НО ЗОНА СТРАЛКЕРА выявляет то, что ты есть на самом деле, а не чем хочешь казаться самому себе.
Вот эти стихи Арсения снял в своем фильме Андрей:
*
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло.
Только этого мало.
*
Это Вам открылось, потому что Вы прикоснулись к Марине, задумались, задали вопросы, захотели понять…
Когда в юности я прикоснулся к Марине и задал вопросы, захотел понять - мне открылся мир поэзы, иные высоты и ценности, нежели те, в которых я жил.
И я пошел по иному пути - не комсомольскому, иначе сформировался как личность - поэты врачуют души.
Теперь представьте, что являют из себя хулители Цветаевой - те, кто питаются как черные вороны, падалью чужих биографий.
Сколь они бедны, жалки и грязны, кружащие, как лярвы, над чужими пороками, ошибками и грехами.
А Вы стали на путь света, вдохновений и звезд, до которых поэты дотрагивались в лучшие моменты творческих озарений - потому что истинные биографии душ открывают СТИХИ, а не ФАКТЫ.
И тот ближе к сакральному знанию, кто познает через ТВОРЧЕСТВО, а не через
бытовую цепь СОБЫТИЙ. Ибо Дух первичен - Материя вторична. Обращайтесь к Духу как к первоисточнику.
Потому что
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…" Евангелие от Иоанна.
*
Как видите, в мире добра и зла у каждого есть выбор, и каждая судьба заключает в себе полярные по колориту цвета: белый, черный, красный - но я люблю синий...
Сан-Торас 26.03.2015 17:58
Свидетельство о публикации №115032506748
пишу Вам наверное не как рецензию, а просто как письмо. запал в душу этот стих Тарковского и волнует и волнует, я переключаюсь на другие вещи, а он все равно возвращает к себе, и хочется об этом с кем-нибудь поговорить, а кроме Вам не с кем. такая боль исходит от этого стиха, словно не двенадцать лет прошло, а как от свежей раны. и читаешь Стол накрыт на шестерых, Розы да хрусталь...и кажется, что поминки не по человеку, а по любви...И немодные шумят Синие шелка...и думается, что для памяти нет времени, и что вообще время - это такая условность. и хочется представить ее - женщину, носившую синие шелка. вот Вам выпадало по жизни встречаться с многими людьми, интересно узнать - люди, любящие синий цвет, отдающие предпочтение шелку, какие они?
извините, что вот так)
Олеся Вильчур 26.03.2015 16:37 Заявить о нарушении
Вам запали в душу образы из стихов Тарковского - это в Вас прожбуждается
дух любви к высоким мотивам, глубоким чувствам…
Сила духа этой любви не угасла со смертью поэта, спустя годы его сын
снял картину "Зеркало", в которой звучат стихи посвященные той, которую любил его отец...
так осуществляется связь времен. Арсений Тарковский русский поэт воевал, проливал кровь, был ранен - тяжкая жизнь, полная чаша страданий и утрат, а сын его Андрей, отнес стихи отца на экран, и был изгнан с родины - разлука с близкими, поругание, смерть на чужбине….
Эти стихи посвящены той, что синие немодные шелка носила, и в кадре через бесконечное поле идет женщина - "жизнь прожить - ни поле перейти… " и звучат эти строки:
*
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.
Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" —
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.
А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И — Боже правый! — ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.
На свете все преобразилось, даже
Простые вещи — таз кувшин, - когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.
Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
*
стихи Арсения Тарковского, которые напишу ниже, его сын Андрей снял в картине Сталкер их читает
Кайдановский, прижавшись бритой головой к холодной стене.
В картине Этот человек водит людей через Зону -он сталкер, водит через терни и болота
в ту комнату, где обнажается душа, осуществляются истинные желания, ни то что ты озвучиваешь, чтобы казаться лучше, достойней, самому себе, а то
что на самом деле лелеешь в подсознании, боясь признаться в этом.
Сталкер проводит тебя через зону к заветному и озвучиваешь желание, желая спасти, например
Миру - Мир, и где-то происходит взрыв потому что на само деле, в тебе кипит злость, ярость отчаянье, зависть и жажда разрушать, но хочется быть хорошим, ведь люди делают добро, подают милостыню, например, чтобы думать о себе хорошо…
НО ЗОНА СТРАЛКЕРА выявляет то что ты есть на самом деле, а не чем хочешь казаться самому себе.
Вот эти стихи Арсения, снял в своем фильме Андрей:
*
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло.
Только этого мало.
*
- это Вам открылось, потому что Вы прикоснулись к Марине, задумались, задали вопросы, захотели понять…
Когда в юности я прикоснулся к Марине и задал вопросы, захотел понять - мне открылся мир поэзы, иные высоты и ценности, нежели те, в которых я жил.
И я пошел по иному пути - не комсомольскому,
иначе сформировался как личность - поэты врачуют души.
Теперь представьте, что являют из себя хулители Цветаевой, те кто питается как черные вороны, падалью чужих биографий.
Сколь они бедны, жалки и грязны, кружащие как лярвы над чужими пороками, ошибками и грехами.
а Вы встали на путь света, вдохновений и звезд, до которых поэты дотрагивались в лучшие моменты творческих озарений - потому что истинные биографии душ открывают СТИХИ а не ФАКТЫ.
И тот ближе к сакральному знанию, что познает через ТВОРЧЕСТВА, а не через
бытовую цепь СОБЫТИЙ. Ибо Дух первичен - Материя вторична.
Обращайтесь к Духу как к первоисточнику.
Потому что:
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не
… не начало быть, что начало быть.."
Евангелие от Иоанна
Как видите, у каждого есть выбор в мире добра и зла, и каждая судьба заключает
в себе полярно противоположные цвета белый, черный, красный - но я люблю синий...
Сан-Торас 26.03.2015 17:58 Заявить о нарушении
Не приземист — высокоросл
Стан над выравненностью грядок.
В густоте кормовых ремесл
Хоровых не забыла радуг.
Сплю — и с каждым батрацким днем
Тверже в памяти благодарной,
Что когда-нибудь отдохнем
В верхнем городе Леонардо.
а меня знаете так возмущает, когда стихи называют стишками, такая мне в этом слышится небрежность, ну прям очень неприятно.
а по поводу сознания всегда озадачивало - почему алкоголь так по-разному влияет на людей. знала, ну вернее знаю одного человека, просто он сейчас не пьет, когда он бывал пьян, казалось что в него демон вселился, трезвел раскаивался, но потом все по-новой.
"зеркало" не смотрела, обязательно посмотрю.
а мой любимый цвет - лиловый.
спасибо Вам!
Олеся Вильчур 26.03.2015 20:05 Заявить о нарушении