Что якуту хорошо, то немцу смерть!
Дорогие друзья! Хочу рассказать вам ещё одну якутскую сказку, что познакомит нас с обычаями и традициями якутов, которые ой как далеки от европейских! Не зря же говорят: «Что якуту хорошо, то немцу — смерть!»
В одном якутском поселении жила старушка Байбярикян (она была якуткой, а не армянкой, просто её прозвали почему-то по-армянски). Была старушка одинокая и очень бедная, - всё что у неё было, так это юрта и пять коров, которые её и кормили. Все в округе смеялись над её бедностью, а потому и прозвали «Бабка Пять Коров».
Однажды летним утром пошла старушка Бяйбярикян в поле, проведать своих коров, и увидала на поле необыкновенную хвощ-травинку с пятью отростками. Старушка бережно выкопала хвощинку, принесла в юрту и положила на подушку, а сама к коровам вернулась, чтобы их подоить. И только бабка стала корову доить, как в её юрте звон колокольчиков раздался. Побежала бабка в юрту, глядь — на подушке сидит девушка красоту невиданной.
«Ты откуда здесь взялась?» -удивилась бабка.
«Из хвощинки» - отвечает девушка.
Оставила бабка девушку у себя, как дочку, и назвала её Хвощинкой.
А где-то недалеко от старушки Пять Коров (километрах в ста, что для якутов не расстояние вовсе) жил славный охотник Берген. Как-то раз отправился Берген в тайгу на охоту. Увидел он белку, выпустил в неё стрелу — не попал. Пол-дня за белкой гонялся, все стрелы извёл, а в белку так и не попал. Ну что можно сказать по этому поводу? Настоящий якутский охотник с 50 метров белке в глаз попадает, а вот Бергену это никогда не удавалось. Да только ничем другим, кроме охоты, Берген не желал заниматься. Да это просто немыслимо! В Якутии, мальчик с рождения обречен охотником быть. Вековые традиции! А любая другая «работа» для мужчины позорной считалась. Вот Берген целыми днями и пропадал в тайге, - гулял и развлекался, пуская стрелы туда-сюда, в белый свет, как в копеечку.
Однажды, Берген погнался за куропаткой. Все стрелы выпустил в неё по чём зря, одна стрела осталась. Куропатка летит, охотник за ней на коне скачет. Наконец, пустил он последнюю стрелу: в куропатку не попал, но в юрту бабки Пять Коров попал. Подскакал Берген к юрте и заорал: «Отдайте мне мою стрелу!» Да только в ответ — молчание. Трижды охотник требовал, чтобы ему отдали его стрелу, да только стрелу ему никто не отдавал. Славный охотник Берген пришел в ярость, не стерпев такого оскорбления, и бросился в юрту. А в юрте была только Хвощинка, которая крепко спала (ежели якут спит, его никто не разбудит, - кричи, не кричи!). Охотник Берген, как увидал неписанную красавицу, так в обморок упал от избытка чувств. Но вот, ей богу! Ничего не преувеличиваю: славный, неустрашимый охотник Берген, упал без чувств, ослепленный красотой девушки. Полежал он так, без чувств, полежал, потом очухался, вскочил на коня и поскакал к себе домой, а как прискакал, так потребовал от матери: « Иди к бабке Пять Коров и возьми её дочку мне в жены! А не получишь согласие, домой лучше не возвращайся!» Да, крутые мужики якуты были в давние времена!
Собралась мать охотника Бергена в дальнюю дорогу (хотя для якута, 100 километров — сущие пустяки). Вот шла она шла, и через десять дней, наконец, дошла до юрты бабушки Пять Коров, поздоровалась и говорит:
«Бабушка Пять Коров, отдай свою дочь за моего сына!»
«А чего ж не отдать-то! - обрадовалась бабушка. - Дочка, ты согласна замуж выйти?»
«Ой как согласна! - живо откликнулась Хвощинка. - А кто мой жених?»
«Славный охотник Берген!» - ответила пришлая женщина.
«А он красив?» - допытывалась Хвощинка.
«Да какая тебе разница?! - встрянула бабка Пять Коров. -Красив или урод? Главное, что у тебя муж будет!»
«И то верно!» - согласилась пришлая женщина.
«И то верно!» - согласилась Хвощинка. Но всё ж спросила: «А он богат?»
Тут и бабушка Пять Коров дочку поддержала: «А какой калым дадите за невесту?»
«А какой потребуете?» - ответила мать охотника.
Тут бабка Пять Коров призадумалась и говорит: «А потребую я за дочку сто коров, сто овец, сто коз и сто лошадей!»
Мать охотника ничуть не смутилась таким калымом и говорит: «По рукам!»
И вот, пригнал охотник Берген к юрте бабки Пять Коров триста голов затребованного ею скота (откуда что взял — нам неведомо), забрал Хвощинку и повёз её в свою юрту. А путь, как мы знаем, недолгий был, - всего-то каких-то сто километров. Вот ехали они ехали, и Бергену, как истинному охотнику, захотелось поохотиться. Да это и понятно: у якутского мужика, любовь к охоте, сильнее любви к жене! Вот он и говорит жене Хвощиинке: «Я вон лисицу приметил. Пожалуй поохочусь за ней. А ты дальше езжай одна. Как доедешь до развилины дороги, так поворачивай направо. Смотри, налево не сверни! Ступай! Я тебя скоро догоню.» И тут же ускакал, даже не поцеловал жену на прощание.
Поехала Хвощинка дальше одна. День ехала, ночь ехала, ещё пол-дня ехала, без еды и воды, да только едет и не жалуется (а кому жаловаться-то?). Наконец, добралась она до развилки дорог, а куда поворачивать уж и забыла от усталости, И повернула девушка …. Догадайтесь с «трёх раз» куда? Догадались? Да, уж! В сказках всё предсказуемо! Повернула девушка не туда, куда надо. Едет-едет и добралась до большой железной юрты. Обрадовалась девушка, решив, что добралась, наконец-то, до юрты своего мужа. Да только всем, кто сказки читает, понятно: раз не туда свернула — жди беды!
Вышла из юрты уродливая дочь абасы (злой якутский дух), схватила Хвощинку, сорвала с неё кожу с лица и на своё приклеила (это надо же! Оказывается пластическая хирургия давным-давно уже в Якутии существовала!); одежды Хвощинки на себя одела, села на её лошадь и поскакала к юрте её мужа — охотника Бергена.
А тем временем, охотник Берген, погонявшись за лисой и без толку расстреляв все свои стрелы, поспешил за женой. Догнал он лошадь жены у же у самой своей юрты, и совсем даже не заметил, что это не красавица Хвощинка, его жена, так что сыграл он богатую свадьбу с ведьмой, сам не ведая об этом.
Вернёмся к бабушке Пять Коров. Пошла она на полу и вновь нашла траву хвощинку, на том же самом месте. Принесла она травку в свою юрту, и травка в девушку красавицу превратилась, которая Хвощинкой оказалась. Рассказала Хвощинка что с ней случилось: как оставил её жених в пути; как поступила с ней ведьма абасы» как бросила её ведьма на съедение собакам; и как снова она травушкой стала.
А теперь вернёмся в юрту к её жениху, охотнику Бергену. Как-то раз, к охотнику подошел конь, на котором Хвощинка ехала и говорит охотнику (конь говорящим был): «Так мол и так, твоя жена ведьма, а Хвощинка снова к бабушке Пять Коров вернулась. Как услышал это охотник, так пришел в ярость, привязал жену абасу к хвостам двух коней и погнал их в разные стороны. Что стало с абасой, вы и сами догадались... А охотник, вскочил на коня и поскакал к юрте бабушки Пять Коров. Прискакал и стал уговаривать Хвощинку поехать с ним и стать его женой. Хвощинка, губки дула-дула, обижалась-обижалась, ломалась-ломалась, но, в конце-концов, согласилась и поехала с охотником в его юрту. Надо сказать, что по пути домой, охотнику Бергену ужас как хотелось за зайцем погоняться, но он переборол себя и благополучно довёз невесту до своего дома, где и сыграл с ней свадьбу.
Тут и сказочке конец.
24.03.2015 АГ
Свидетельство о публикации №115032407658