И вот здесь самое важное

И вот здесь самое важное. В социалистическом развитии в результате насильственного подавления стоимости распадается на противоположные элементы общество, вследствие чего индивидуальное отделяется от общественного и противопоставляется ему, вследствие чего развивается фундаментальное противоречие общества – противоречие между развитием личности и развитием общества. В итоге же происходит так, что именно индивидуальное превращается в силу, определяющую не только облик общества, но и его внутреннее движение. Отсюда мы и видим движение владельцев денег, в котором общество разграблено и богатство поделено между индивидами, и это в результате, так или иначе, ведет к дальнейшему изменению общества  через индивидуализацию, по самой своей сути не требующей человеческой оценки общества в категориях морали. И Хаек видит только эту сторону как определяющую тенденцию («Пагубная самонадеянность») и отрицает все социальное, видя в нем угрозу для индивидов. Для него важна индивидуализация, суть чего, тем не менее, он не понимает.
Но суть в том, что с устранением общественной формы социализма,  в рамках которой индивиды ранее находились, обнаруживается человеческое лицо общества: люди и их действия, поступки, страсти и стремления и т. д. И нас здесь совершенно не интересует, кто к чему стремится. Но это уже действия людей. И дальнейшее развитие происходит во взаимодействии этих людей между собой и государством, причем в рамках разрушительный функции денег.
В капиталистическом обществе все совершается на капиталистической основе. Здесь распадается не общество, а капитал, движение капитала. Стадия империализма, раскалывавшая общество на противоположные классы, предполагала целостность капитала и его противостояние наемному труду, из чего исходили классики марксизма. Здесь исход зависел от классовой борьбы, а потому и выводы делались на этой основе. Теперь, напротив, распадается капитал, в результате чего противостояние капитала наемному труду становится второстепенным, подчиненным моментом, а, следовательно, классы и классовые отношения, и на передний план выходят элементы распада капитала и их взаимодействие. Капитал здесь сам расчленяется и размельчается, превращаясь в деньги и в этом виде оказываясь в руках многих людей.
Дальнейшее движение капитала ни в социалистическом обществе, ни в капиталистическом не было известно даже Ленину, и окончательные выводы классиков, поэтому, заканчивались классовой борьбой, столь раздувавшейся в социалистической теории, вплоть до непосредственного превращения классовой структуры в бесклассовую. Даже вплоть до недавнего времени, пока не произошел «крах» социализма, придерживались этого мнения, а потому крах социализма перевернул не только наши взгляды, но и тех, кто еще надеялся на классовую борьбу. И это научное познание завело в тупик во всем мире и привело к отбрасыванию марксизма как несостоятельного учения, выводы которого оказались ошибочными.
Но облик капитализма изменился, и облик мира с изменением внутренних законов его развития и это уже выходило за рамки марксизма и его принципов.
С распадом империализма происходит социализация капитала, то есть его обобществление, в результате чего капитал распадается,  становится достоянием многих людей, миллионов, главным образом в виде денег. Здесь капитал уже превращается в деньги. Отсюда начинается эпоха медленного распада капитализма и его приспособление к человеку. Капитал разлагается, размельчаясь и раздробляясь.
Таким образом, процессы социализации капитала осуществляются через деньги, устремленные в руки людей. А это, в свою очередь, порождает тенденцию индивидуализации капитала как силу, противостоящую его социализации. Отсюда возникает и развивается новое взаимодействие, определяющее внутреннее движение капитала, – взаимодействие между социальными и индивидуальными формами капитала, где человек, отделившийся в этой форме от капитала, впервые непосредственно взаимодействует с капиталом, отделившись от него в виде денег. И на этом сидит все общество. Начинается время «начального капитала» и «дела», которым может заняться каждый. И капитализм пока еще от нас отличается тем, что эти деньги, находящиеся в руках людей, еще объединяются и могут образовать социальные формы. И поскольку тенденция индивидуализации постоянно выводит эти деньги из общественного производства, то американцы первым стали на путь технического прогресса, опасаясь, что на зыбких деньгах они могут развалится. Поэтому они первыми стали свои деньги вкладывать в технику и видеть свою мощь в техническом прогрессе, в то время как социализм «налегал» на людей и эксплуатировал их силу, боясь технических нововведений, так как они «наплодят» «лишних людей».
Вот отсюда и ум американцев, их предприимчивость и далнезоркость, сумевших предвидеть надвигающуюся катастрофу, которую человечеству несла индивидуализация капитала, его расщепление (превращение капитала в денежный, образование процентного капитала, торговый капитал, которые опутывают весь мир и т. д.). Теперь именно поэтому люди их совершенно не интересуют, гибнут они в Ираке или в подвалах, и их мнение о себе складывается не через людей.
Но что происходит с нами, когда не сообразуясь с законами, мы хотим все устроить как американцы? Ведь у нас и технического основания такого не было никогда. И я не думаю, что заграница обеспечит нас этой техникой, как она наполнила наши рынки компьютерами и легкими автомобилями.


Рецензии