Нет, только тот кто знал... О полифонии в стихах
Хорошие стихи всегда полифоничны. В них много слоев смысла, игра ассоциаций, обыгрывание образов и идей. Вся эта сложная амальгама(сплав) мыслей, чувств, ассоциаций, игры воображения в сопряжении с реальностью и создает яркое многоцветное полотно настоящей поэзии. Почему твой стих, на который я написала рецензию вчера, не есть поэзия? Потому прежде всего, что он плоский и скучный. Даже если бы в нем не было ни одной грамматической ошибки — всё равно он бы не стал интереснее. Вот в ваших философских стихах — россыпи мыслей, в них предстает мыслящий человек. А в любовных — ничего, набор банальностей. Это школьные амурные вирши.
Так Вы сведите философскую лирику с любовной, не бойтесь говорить о любви философски, даже немного с примесью мистики.
И еще важный тебе совет. Пусть в стихах будет больше литературных аллюзий и реминесценций.
Что это такое? Вот смотрит. Стихи поэта русского зарубежья Георгия Адамовича.
«Я не тебя любил, но солнце, свет...»
Я не тебя любил, но солнце, свет,
Но треск цикад, но голубое море.
Я то любил, чего и следу нет
В тебе. Я на немыслимом просторе
Любил. Я солнечную благодать
Любил. Что знаешь ты об этом?
Что можешь рассказать
Ветрам, просторам, молниям, кометам?
Да, у меня кружилась голова
От неба, от любви, от этой рощи
Оливковой... Ну да, слова.
Ну да, литература... Надо проще.
Был сад во тьме, был ветерок с высот,
Две - три звезды, - что ж не простого в этом?
Был голос вдалеке: "Нет, только он,
Кто знал..." - мне одному ответом.
И даже ночь с Чайковским заодно
В своем безмолвии предвечном пела
О том, что все обречено,
О том, что нет ни для чего предела.
"Нет, только тот...". Пойми, я не могу
Ясней сказать, последним снам не вторя,
Я отплываю, я на берегу
Иного, не земного моря.
Я не тебя любил. Но если там,
Где все кончается, все возникает,
Ты к новым мукам, новым небесам
Покорно, медленно... нет, не бывает...
Но если все - таки... не будет, ложь...
От одного к другому воплощенью
Ты предо мной когда - либо пройдешь
Неузнаваемой, ужасной тенью,
Из глубины веков я вскрикну: да!
Чрез миллионы лет, но как сегодня,
Как солнце вечности, о навсегда,
Всей жизнью и всей смертью - помню!
------------
Что такое это вкрапление: "»Нет, только тот кто знал..."? Поэт дает указание выше, упомянув Чайковского, но каждому знатоку русского классического романса известно продолжение:
Нет, только тот, кто знал
Свиданья жажду,
Поймет, как я страдал
И как я стражду!
Гляжу я вдаль, нет сил!
Тускнеет око!
Ах, кто меня любил
И знал, далеко!..
и т. д.
Стихи Леонида Мея, перевод из Гете. Романс П.Чайковского "Нет, только тот кто знал..."
И вот в стихах Г.Адамовича буквально врывается музыка Чайковского, ты уже зришь эту ночь из воспоминаний поэта, эту встречу, саундтреком которой была эта музыка!
И даже ночь с Чайковским заодно
В своем безмолвии предвечном пела...
"Нет, только тот...". Пойми, я не могу
Ясней сказать, последним снам не вторя,
Я отплываю, я на берегу
Иного, не земного моря.
Как отсюда не переброситься мостику к другой литературной аллюзии:
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.
Из изумительного стихотворения гр. А.К.Толстого.
Но вернемся в начало.
Как называется стих Георгия Адамовича?
«Я не тебя любил, но солнце, свет...»
Уже само название вызывает вполне отчетливую аллюзию:Лермонтов!
И верно:Адамович в первых строках стиха признается:
Я не тебя любил, но солнце, свет,
Но треск цикад, но голубое море.
Я то любил, чего и следу нет
В тебе. Я на немыслимом просторе
Любил...
И снова перекличка с стихом графа Алексея Константиновича Толстого:
Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -
О, не грусти, ты все мне дорога!
Но я любить могу лишь на просторе -
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.
Идея всепоглощающей любви в обоих стихах сопрягается с потребностью в личной духовной свободе. Но я любить могу лишь на просторе -
Мою любовь, широкую, как море... Парадоксально?! Да. Любовь, скроенная из парадоксов, — и есть истинная поэзия.
Какова красная мысль стихотворения Г.Адамовича:я не тебя любил, но...
Не у Лермонтова ли взял идею:"Нет, не тебя так пылко я люблю..."
Снова парадоксальность любви! Я люблю тебя — но...не тебя!
Такое воплощение идеи Любви придает поэзии многомерность и глубину.
Вот я читаю стихи Адамовича, они немного сумбурные, признаюсь, это рой образов воспоминаний поэта, смешанных с философскими идеями, это немного сюрреалистическое полотно памяти. Можно, конечно, просто сказать без затей:Я тебя любил и помню. Стихи об этом. Но зачем эта амальгама образов?
Сам же и признается:
Да, у меня кружилась голова
От неба, от любви, от этой рощи
Оливковой... Ну да, слова.
Ну да, литература... Надо проще.
Но без этой "литературы" и сказать-то особо выходит:нечего. Как передать пережитое-перечувствованное? Да, любовь это по большому счету литература...Я писала об этом, указав на статью Хосе Ортеги-и-Гассета, испанского философа и литературоведа, что открыл:любовь в понимании нашего времени — это ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.
--------------------
21.03.2015 19:13
http://stihi.ru/2021/05/20/5891
Мои песни Грига. Заход солнца
Послушать по ссылке в моей рецензии- Зарой Долухановой.
http://stihi.ru/2021/05/16/6849
О Глинке, Кукольнике, и о моей вокальной стезе
http://stihi.ru/2020/03/07/1199
Нестор Кукольник. Автор глинкинского Жаворонка
с живописным портретом кисти кажется Брюллова и стихами Кукольника, по которым возможно составить представление о "не-поэте".
http://stihi.ru/2015/03/21/9082
Нет, только тот кто знал... О полифонии в стихах. Русские романсы преломлённые в поэзии русского зарубежья.
http://stihi.ru/2021/05/26/5889
Ранние романсы Чайковского. С картиной С. Щедрина
21.03.2015 19:13
https://zera-cherkesov.livejournal.com/133127.html - 1 версия статьи. https://zera-cherkesov.livejournal.com/583055.html -2 ваерсия статьи(расширенная, с медиа-контентом).
Свидетельство о публикации №115032109082