Разум не окончательная остановка в пользу атеизма

«Аргументы разума принято рассматривать решающими в пользу атеизма, но польза ещё не окончательная остановка в деле познания» - Леонид

Разум не окончательная остановка в пользу атеизма

Верование, имеющее основание на чувствах, можно было бы признать прочным утверждением Православия на истине Христовой, если бы не одно обстоятельство чисто психологического плана. Православное богословие, как апофатическое, так и катафатическое (через отрицательные высказывания и через утвердительные), использует речь, понять которую можно иначе, чем чувственно. Имеется в виду рассудочное действие, производящее логические высказывания, и, хотя логика не есть основание для богословия без условий, логические высказывания имеют пользу…

они озадачивают искушением опровергнуть себя.

Кант это выразил в формуле о том, что «тезис и анти тезис одинаково доказуемы». Мы понимаем, что Кант имел в виду чисто рассудочные доказательства. Но этим формула не ограничивается. Мы утверждаем, что тезис и анти тезис одинаково доказуемы и практически, а это уже выводит нас на соображения о пользе, так как бесполезная деятельность доказательной силы не имеет. Критерий истинности – практика, а это значит, что наше утверждение о формуле Канта имеет пользу, которая выходит за рамки богословских условностей.

Практические действия изменяют мир, и мир будет меняться, спасаемый истиной, в сторону совершенства, которое выражается в красоте доброты. Частые высказывания о том, что западноевропейская культура безбожная, не имеют под собой веских рассудочных оснований, как единственных. Им следует противопоставить анти тезис и доказывать его практически. Этот путь приведёт к оправданию разума, не как окончательной остановки в пользу атеизма, а, по началу, к утверждению анти теизма, через который виден путь согласия в принятии достоверности Бога.

Итак, мы утверждаем, что великие мыслители прошлого, незаслуженно записанные в отряд атеистов за свои разумные аргументы против догмы, на самом деле были глубоко верующими людьми и, как представители человечества, не выделялись своим безбожием более, чем те из людей, которые веровали по обрядам, полагаясь на свои чувства, как последний аргумент в пользу достоверности Бога. В этом отношении – полемика между теми и другими, - история религии и не более. Зерно же истины в обоюдном согласии, которое одними принималось, как атеизм, другими – религиозность. Очень хорошо последнее обстоятельство понимал Шеллинг, через которого мы пришли к обоснованию тождества идеализма и материализма. Тождество это простирается и на утверждение относительно пары чувство-разум. Аминь.

21.03.15 02:18:00.000000000000000 Дубна, моб. +79852725730


Рецензии