Великому Пабло Неруда. Храм Змеи...

Мы приехали в диковинный храм Змеи близ города Пинанг –
Раньше это был Индокитай...
Низкое почерневшее строение под черепичной крышей,
Изъеденное тропическими дождями, заброшенный рай.
   А вокруг – толща банановых листьев, упавшие ветки попадаются нам.
Запах сырости. Аромат франжипани*. Мы входим в храм.
В полумраке ничего нельзя различить. Только сильный запах курений
И что-то шевелится в стороне с предупреждением нам.
    Это потягивается змея! Понемногу мы замечаем, что она не одна,
Есть и другие, трогать – не смей!
Потом видим, что их десятки,
Cпустя какое-то время понимаем, что их тут сотни, а то и тысячи змей!
     Есть маленькие, они обвились вокруг светильников, будто с ними cлиты,
Есть тёмные, с металлическим отливом, тонкие; все они дремлют и, похоже, сыты.
Действительно, повсюду, куда ни глянь – фарфоровые поилки, тарелки с молоком и яйцами.
Змеи на нас не глядят, лежат, как спрятавшийся осьминог, шевелящий иногда щупальцами.
     Мы идём узкими лабиринтами храма, задевая их,
Змеи у нас над головами и вдали,
Свисают с раззолоченных балок,
Дремлют на каменной кладке, обвивают алтари.
Здесь и страшная змея Рассела: она заглатывает яйцо,
А рядом смертоносные коралловые змеи – тихи, сокровенны,
Пурпурные кольца на их теле оповещают,
Что яд таких змей действует мгновенно.
  Здесь и fer de lance**, и coluber de rusi и coluber noya,
Несколько больших питонов, рядом ещё змея, другая змея,
Зелёные, серые, синие, чёрные змеи наполняли храм.
И полная тишина заполняла слух нам.
    Иногда полутьму храма пересекал бонза в одежде шафранного цвета.
И казалось, что это не бонза в яркой накидке,
А ещё одна змея лениво скользит к яйцу
Или к молочной поилке.
    Откуда привезли этих змей? Как удалось их приучить?
Отвечают, что они пришли сами и сами, когда им захочется, уйдут во тьме.
И в самом деле: двери открыты, и нет ни решёток, ни стёкол –
Ничего, что бы вынуждало их оставаться в храме.
–––––––
*Франжипани (Frangipani) или плюмерия (Plumeria) – маленькое дерево, которое растёт на Карибских островах, в Центральной Америке и Мексике. Растение очень декоративное, быстрорастущее и не требующее особой заботы, оно было занесено и быстро растространилось в регионах с теплым тропическим климатом. Плюмерия растёт и почитается во многих странах, как будто всегда было частью местной природы и культуры, очень часто ассоциируется с экзотикой тропических островов (Гавайи и Таити) и традицией плетения гирлянд из цветов для разных важных событий в жизни островитян, таких как рождение и смерть, любовь и брак.
**Fer-De-Lance (Фер-де-Ланс) – копьеголовая змея.
–––––––

Пабло Неруда. Образы джунглей.
Мы приехали в диковинный храм Змеи близ города Пинанг – раньше это был Индокитай... Низкое почерневшее строение под черепичной крышей, изъеденное тропическими дождями, а вокруг – толща банановых листьев. Запах сырости. Аромат франжипани. Мы входим в храм, в полумраке ничего нельзя различить. Только сильный запах курений; и что-то шевелится в стороне. Это потягивается змея. Понемногу мы замечаем, что она не одна, есть и другие. Потом видим, что их десятки. И спустя какое-то время понимаем, что тут сотни, а то и тысячи змей. Есть маленькие, они обвились вокруг светильников, есть темные, с металлическим отливом, тонкие; все они дремлют и, похоже, сыты. Действительно, повсюду, куда ни глянь, фарфоровые поилки, тарелки с молоком и яйцами. Змеи на нас не глядят. Мы идем узкими лабиринтами храма, задевая их, они у нас над головами, свисают с раззолоченных балок, дремлют на каменной кладке, обвивают алтари. Здесь и страшная змея Рассела: она заглатывает яйцо, а рядом – смертоносные коралловые змеи, пурпурные кольца на их теле оповещают, что яд таких змей действует мгновенно. Я заметил и fer de lance и несколько больших питонов, coluber de rusi и coluber noya. Зеленые, серые, синие, черные змеи наполняли храм. И полная тишина. Иногда полутьму храма пересекал бонза в одежде шафранного цвета. И казалось, что это не бонза в яркой накидке, а еще одна змея лениво скользит к яйцу или молочной поилке. Откуда привезли этих змей? Как удалось их приучить?.. Отвечают, что они пришли сами и сами, когда им захочется, уйдут. И в самом деле: двери открыты, и нет ни решеток, ни стекол – ничего, что бы вынуждало их оставаться в храме.

(фото - храм змей в Пинанге)


Рецензии