Валентин Распутин. За чистое слово

См. статью на сайте "Российский писатель".

http://www.rospisatel.ru/rasputin-slovo.htm

Валентин РАСПУТИН. "ЗА ЧИСТОЕ СЛОВО"

Не один я, должно быть, все последние годы жил с ощущением, что общее наше строительно-укрепительное дело вспоможения родному Отечеству получается у нас плохо. Не одному мне являлись подозрения, будто мы каким-то образом оказались не там, где должно нам быть. Оказались на пустынном берегу, от которого Русь отчалила, и это осталось для нас незамеченным. И мы взываем к отсутствующим. Для литературы — даже больше, чем для любого другого искусства — важны восприятие, отзвук, взаимосвязь с читателем, литература вдохновляется и питается энергией ответной волны. Мы тужимся восстанавливать разрушенное, складывать распавшиеся части воедино, но они выскальзывают из наших рук и рассыпаются без того цементирующего состава, который есть читательское внимание. Мы пытаемся склеивать разрозненные концы, но сухая бумага, не пропитанная сочувствием, не пристает к полотну. И глухая тревога охватывает нас: никогда еще мы не были столь искренни в своем гневе и боли за Россию, никогда еще в попытках сказать громко и значимо, словами всеобщей мобилизации, не выкладывались мы до столь жертвенной опустошенности, и — напрасно.

Но напрасно ли?
Чтобы ответить на этот вопрос, в расчет надо брать не малые стада, пасущиеся на наших добродетельных засевах, и не большие, вдесятеро больше, срывающие цветы зла у тех, кто поставляет дурнопахнущие блюда. Эти количества читателей, как бы ни казались они малы на одной стороне и велики на другой, решающей роли не играют. Они лишь подтаивающие с разных краев от нахлёста волн края айсберга. Развернись завтра под изменившимся ветром айсберг, а он разворачивается, — и наших читателей прибудет, а не наших убудет, однако общее их число останется примерно одинаковым. По сравнению с огромной и глухой массой великана, влачимого непогодой и вморозившего в себя культурную потребность, оно есть лишь малая частица этого великана. За десять лет число читателей сократилось чуть ли не в тысячи раз, и это еще, надо думать, великодушные подсчёты. В один миг — а что такое десять лет, как не один миг? — литература потеряла не только государственное, не только общественное значение, но и значение органическое, личностное.

После Октябрьской революции, когда произошел не меньший слом народного бытия и безвкусица с пошлостью также ударились в разгул, до такого не доходило. Вспомним: тогда сразу после гражданской войны появились Шолохов, Леонов, Булгаков, Платонов, талант молодого Есенина возрос до гениальности. Притом каждый из них принимал новую жизнь в сомненьях и бореньях, которые, казалось бы, должны были сказаться и на позиционном расположении вокруг литературы, и на самой литературе. Этого не произошло, несмотря на тогдашнюю разноголосицу и даже на прямую директиву Агитпропа: «Взорвать, разрушить, стереть с лица земли старые художественные формы». Что такое для искусства уничтожить старые художественные формы? Это убить отечественное искусство, отменить национальную самовыговариваемость, заставить русский язык говорить не по-русски, из русской души устроить разлив и развес на все вкусы. Не вышло…

Вторая революция на этом веку в России, происходящая на наших глазах, страшнее, разрушительнее, подлей первой. Большевики не скрывали своих целей. Теперешние революционеры вкатили машину разрушения тайно и предательски. Знамена подлости осеняют их действия от начала до конца. У «наших» плюралистов и реформаторов, певших поначалу сладкими сиренами, не водилось другой цели, кроме разрушения. И мировые их притязания просты: расползлись по миру пауками, раздувшимися от разграбления богатейшей страны. Цинизм сделался их святой правдой, труд как понятие совестное поруган, воспитанием народа стала его выбраковка. Платоновское «без меня народ неполный» потеряло смысл. Из всех отстойников и запруд, из тайников и спецприпасов потекла литература, возгласившая задачей искусства разрушение человека, его земли и мира.

Вот почему самая читающая в мире страна превратилась едва ли не в самую нечитающую. Это была естественная и разумная реакция читателя на происшедшее: его обманули и предали с такой жестокостью, какой, должно быть, в мире не бывало.

И вот в этом чистом поле, оставленном прежним читателем («чистом», конечно, условно: оставили далеко не все), начал появляться новый читатель — или переродившийся в измененных условиях, или принявший в душу семена смятения и безысходности. Погребальная литература, как часть, притом активная часть сегодняшнего постмодернизма явилась следствием того прямого факта, что смерть в России превзошла жизнь, умирающих больше, чем рождающихся. Повеяло тленом — и внутри его тотчас зашевелились черви — как продукт разложения некогда здорового тела. Признавай, не признавай их, а они есть. Не больно эстетического вида, но работу свою выполняют. И читают сегодня всех этих Сорокиных и Яркевичей из трупоядствующей словесности больше, судя по тиражам их книг, чем Виктора Лихоносова, Василия Белова и любого из нас. Таковы культурно-потребительские реалии в России конца столетия.
Я взял сейчас крайнее направление в объединенной темно-грязной литературе, чья продукция, назойливая и вызывающая, обильно рассевается по всем городам и весям. Впрочем, единственным крайним направлением ее считать нельзя. Там крайних, перехлестывающих друг друга изобилием скверны, немало.
И все они находят спрос. Понятно, что это пристрастие к ним, болезненное и временное, как только оздоровеет жизнь, отступит. Оно уже и сегодня опаздывает относительно происходящих перемен.

Россия выстояла, в этом больше нет сомнения. Она выстояла, если говорить, смещая времена, и о будущих, не менее тяжких и коварных испытаниях. Будут еще, как в Смуту XVII века, присяги неразборчивых патриотов на верность лжедмитриям, будет череда примерок на трон от боярских партий то польского, то шведского, то датского ставленников, будут шатания и нестроения, как обычно, особенно злые на исходе напасти — будет еще многое, даже и не бывавшее… Но прежде ополчения войскового, кладущего конец беспорядку, встает невидимое духовное ополчение, собирающее Божью правду со всех земель и российских народов и водружающее ее, как хоругвь, посреди России, чтобы начертанные на ней письмена не укрыли никакие расстояния и не заглушила никакая разноголосица.

У нашего писательского союза* — не запятнанные перед Отечеством перо и честь во все минувшее окаянное десятилетие. Мы не отступили от праведности и совестности литературы… Кажется, Розанов сказал о славянофилах, что они звонили в колокольчики в то время, как в стране гудел набат, призывающий совсем к иным действиям. Должно быть, и мы звонили в колокольчики, но не из робости или бессилия, а от того, что слишком густо был набит злом сам воздух. Но не предали мы ни земных, ни небесных крепостей, на которых стоит Россия, ни святынь наших, ни душ, ни оружия, ни товарищей…
Я не напрасно заговорил о новой литературе и новых читателях. Нет нужды оговариваться, что жизнь, в какой бы трясине она ни купалась, все равно идет вперед и обновление литературы неизбежно. Талант не имеет клеточного состава, но и он под влиянием внешних условий способен видоизменяться. Но изменения изменениям рознь. Там, на той стороне литературы, где свобода самовыражения творит «чудеса», читателей сегодня больше и книги выходят легче. Ну и что, стоит нагнуть в ту сторону перо? Нет, перехода туда, как правило, у нашего брата не получается. Не та порода, да его там и не примут как равного. Однако поклониться чужим пенатам, из желания понравиться, позубоскалить над промашками природы в изобретении русского человека, позволить героям «мать-перемать» или обучить их новоязу, выпить в мертвецкой, укладываясь с женщиной в постель, пригласить для услуг читателя — ну что тут такого? Да на новых воздухах это все просто необходимо!

Бог с ними, — в мире, где торгуют государствами, мелкая спекуляция действительно неизбежна. Но, чтобы спекуляция называлась спекуляцией, нужно, чтобы рядом незыблемо держала за собой место праведная жизнь!

Повторю: народ наш спасался во все времена исконными путями. У исконного, самобытного, родного есть все для удобной, безбедной и красивой жизни. Размер нашей души и свойство нашего характера сплетены им и для него. Как бы ни изгибали наши перерожденцы спины, в какие бы одежды ни рядились, в какую бы привозную ипостась ни ударялись — везде они будут чужаками и межеумками, повсюду на них будет проступать клеймо вора, обворовавшего самого себя.
В своем, в родном и надо искать читателя. Оттуда он и придет. Не заманивать его, не заискивать, не повышать голоса, а выдохнуть из души, как «мама», чистейшее слово, и так выдохнуть, чтобы высеклись сладкие слезы и запело сердце. Мы умеем это сделать. И мы обязаны это сделать.

https://clck.ru/9SmZn

___________________________

*"нашего писательского союза..." - то есть Союза писателей России, прежний Союз писателей СССР, в коем состояли и В.Г., и состояли, ныне состоят иные писатели-патриоты, имеющие издательство и сайт, а также газету "Российский писатель"!




См. также статьи, взятые автором с иных сайтов:

http://www.stihi.ru/2015/03/15/11198

Человек совести, смысла, сердца, Валентин Распутин...
Виктория Май 45

"...Человек совести, смысла, сердца", русский писатель Валентин Распутин ушёл от нас...

Светлая ему память!!! Книги его читаются и не перестанут читаться веками всеми русскоязычными совестливыми, честными и патриотичными людьми планеты!..



Предлагаю вниманию читателей наших статьи из Интернета:

http://rusnovosti.ru/posts/367116

Председатель Союза Писателей назвал Распутина человеком совести.

"Писатель был настоящим классиком, бесконечно преданным своему делу", - отметил Валерий Ганичев, Председатель Союза писателей России.




"Уход писателя Валентина Распутина – колоссальная потеря для России", - сказал «Русской службе новостей» председатель Союза писателей Валерий Ганичев.
«Валентин Григорьевич сочетал в себе всё – писательский талант, мысль, совесть. Понятие совести практически вышло из нашего обихода, а он находил людей совестливых или требовал, чтобы была проявлена совесть. Был нашей духовной опорой и надеждой», – заявил глава СП.
По его мнению, Распутин был настоящим классиком, так как классическая литература изображает в том числе деревню, а также был бесконечно предан своему делу.

«Он был безотказен с точки зрения литературного дела. Великий человек, человек совести, смысла, сердца. И нашей всей великой России. Вечная память ему», – заключил Ганичев.
Классик деревенской прозы умер в Москве минувшей ночью, за день до своего 78-летия. О том, что Распутин экстренно госпитализирован и находится в коме, стало известно накануне.

Перу Распутина принадлежат повести «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», рассказ «Уроки французского» и многие другие произведения.



http://ria.ru/culture/20150315/1052591781.html

01:38.15.03.2015

Валентин Распутин: "Молчать не позволяет совесть"

Российский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР Валентин Григорьевич Распутин скончался в Москве на 78-м году жизни.
 
© РИА Новости.

МОСКВА, 15 марта. РИА Новости. Советский и российский писатель Валентин Распутин скончался в Москве на 78-м году жизни.

Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Усть-Уда Иркутской области. После окончания школы он поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет, параллельно работал в молодежной газете внештатным корреспондентом. После окончания университета продолжил работу в газетах Иркутска и Красноярска.

Первый рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 году в альманахе "Ангара". Там же начали публиковаться рассказы и очерки будущей книги писателя "Край возле самого неба", которая была издана в Иркутске в 1966 году. Следующая книга его рассказов "Человек с того света" увидела свет в 1967 году. Свои лучшие произведения: "Уроки французского", "Живи и помни", "Прощание с Матёрой", "Век живи — век люби", "Пожар" Распутин написал в 1970-1980-х.

По произведениям Распутина в разные годы были сняты фильмы "Рудольфио" (1969, 1991) режиссеров Динары Асановой и Василия Давидчука, "Уроки французского" (1978) Евгения Ташкова, "Продается медвежья шкура" (1980) Александра Итыгилова, "Прощание" (1981) Ларисы Шепитько и Элема Климова, "Василий и Василиса" (1981) Ирины Поплавской, "Живи и помни" (2008) Александра Прошкина.
В последние годы Распутин занимался в основном публицистикой. В 2004 вышла его последняя книга "Дочь Ивана, мать Ивана", а в 2006 году — третье издание альбома очерков писателя "Сибирь, Сибирь" (предыдущие издания 1991, 2000).

Противник реформ

С началом "перестройки" Распутин включился в общественно-политическую борьбу. Занимая последовательную антилиберальную позицию, писатель выступал против реформ.
"Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна", — цитировал он российского премьера начала века Петра Столыпина в своем выступлении на I Съезде народных депутатов СССР.
Распутин был в числе 74 литераторов, подписавших в 1990 году "Письмо писателей России", адресованное Верховным советам СССР и РСФСР и Центральному Комитету КПСС, в котором, в частности, говорилось: "В последние годы под знаменами объявленной "демократизации", строительства "правового государства", под лозунгами борьбы с "фашизмом и расизмом" в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации".

Писатель также подписал известное обращение "Остановить реформы смерти" (2001).

Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР Распутин впервые высказал предложение о выходе России из Советского союза. Впоследствии писатель утверждал, что в нём "имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения".

"Хождение во власть"

В 1990-1991 годах писатель был членом Президентского совета СССР при Михаиле Горбачеве. В 1992 году Распутин был избран сопредседателем Русского национального собора (РНС), а на первом соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального спасения.
"Моё хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным… Со стыдом вспоминаю, зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что впереди ещё годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то не давали", — комментировал он позднее свой опыт политической борьбы.

В 2012 году, будучи членом Патриаршего совета по культуре Распутин не остался в стороне от инцидента с группой Pussy Riot. Писатель высказался в поддержку уголовного преследования участниц "панк-молебна" в Храме Христа Спасителя, опубликовав вместе Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным и Константином Скворцовым заявление деятелей культуры "Молчать не позволяет совесть".
"Мы уверены в том, что находящиеся под следствием экстремистки, совершившие сознательное надругательство над православной верой, православной святыней и чувствами православных верующих, обязаны понести соответствующее деянию уголовное наказание", — говорилось в письме.

Награды

Распутин был лауреатом Государственной премии СССР и Государственной премии России, был награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени, "За заслуги перед Отечеством" IV и III степеней, имел звание Героя социалистического труда.
Писатель был также награжден литературными премиями имени Федора Достоевского и Александра Солженицына. А в 2008 году он получил премию "Большая книга" в номинации "За вклад в литературу".


РИА Новости http://ria.ru/culture/20150315/1052591781.html#ixzz3URyN0BSf


Рецензии
Очень люблю у Окуджавы вот это стихотворение:

* * *

У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.

Руки тонкие к небу возносит,
жизнь и силы по капле губя.
Догорает, прощения просит:
это он не за вас — за себя.

Но когда достигает предела
и душа отлетает во тьму...
Поле пройдено. Сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его,— нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.

Я его вспомнил, читая процитированные Вами мысли Распутина о современном читателе... "В своем, в родном и надо искать читателя. Оттуда он и придет. Не заманивать его, не заискивать, не повышать голоса, а выдохнуть из души, как «мама», чистейшее слово, и так выдохнуть, чтобы высеклись сладкие слезы и запело сердце. Мы умеем это сделать. И мы обязаны это сделать".

Согласитесь, созвучные представления! Распутин - по-писательски обстоятельно, Окуджава - как поэт лаконично-высоко - об одном и том же...

Ведь так же и мы стараемся, правда? Даже и не "стараемся" (школьническое слово), а просто не можем себе позволить по-другому. И слава Богу...

Максим Печерник   21.03.2015 18:02     Заявить о нарушении
Согласна, согласна с Вами, Максим!..И мы пытаемся так же, тщимся, может, не зря... Так как "не можем себе позволить по-другому. И слава Богу..."
А стихи Окулджавы - пронзительные!..

признательна Вам. Читайте и этот сайт "Российский писатель", пожалуйста.

Света, чистых искренних, выпетых слов!

Кнарик Хартавакян   21.03.2015 18:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.