Сотворение мира по... Часть 3. Отступление

 Раз уж я пришла к выводу, что пеласги-греки были в курсе древнейших шумерских мифов и «творчески» их переработали, то у меня закономерно возник вопрос: кто такой Зевс?

    Как я вычитала в Википедии, «…дети Эла: Баал Адад, Ям и Мот, которые в греческой мифологи отождествляются с Зевсом, Посейдоном и Гадесом соответственно…» Одна деталь: Баал Аддад, которого я однозначно идентифицирую как угаритского Балу, был убит и «воскрес» при активном участии девы Анату. Разве Зевс был убит и воскрес? Нет! Это уже история его сына Загрея-Диониса. А активное участие в этом принимала дева-воительница Афина (древнее имя которой – Атана). Понимаете, к чему я клоню? Здесь нужно делать подвижку на поколение.

    К старшему поколению в угаритских мифах относятся Илу(шумерский Ан), загадочный Пригожий-и-Мудрый, а также змей Латану и жена Ила – Асирату. Забыла. Там ещё постоянно упоминается, но зримо нигде не участвует загадочный Дагану (именуемый также отцом Балу).

    А кто такой Эл? Читаю в той же Википедии:  «…Эль является корнем множества слов, например Аллах, Элохим, Энлиль (Эллиль) и др…» Т.е. Эл – это шумерский Энлиль. Поясняю: угаритский Илу, тождественный семитско-финикийскому Элу, это шумерский Энлиль. Но в древнейших шумерских мифах Энлиль – это сын верховного бога Ана. Поэтому неправильно отождествлять Илу с шумерским Аном. Это опять разница на поколение. В дальнейшем же почему-то слово «Ан» стало означать просто верховного бога, которым назван уже Энлиль. Вряд ли можно назвать реальные сроки, когда случилась эта подмена. Но получается, что более поздний аккадско-вавилонский Ан не равен древнейшему шумерскому Ану-небу, он ему сын. А куда дели отца?

    И ещё у меня возник вопрос: Энлиль, который бросил своих детей, чтобы выбраться из подземного царства (миф «Энлиль и Нинлиль»), действительно ли это тот, первый Энлиль, который Энлиль-сын древнейшего Ану-неба? Я уже отмечала сходство начала мифа «Энлиль и Нинлиль» с мифом «Энки и Нинхурсаг», о котором впоследствии семиты «предпочли» забыть, но который у тех же семитов отразится в представлении о рае и происхождении Евы. Между прочим, именно Энки, владыке подземных вод, имело смысл стремиться выйти из подземного мира. Даже путём подмены.

    О том, что такие подмены имели место, говорит хотя бы вавилонское заклинание «Червь и зубная боль». Вот небольшая цитата:

Когда Ану сотворил небеса,
А небеса создали землю,
Земля родила реки,
А реки создали канал.
Потом появились болота,
Те – где живет червь.
К Шамашу пришел он плача,
И слезы лились перед Эа:
«Что же мне есть, скажи мне?
А еще скажи, что мне пить?»

    Обратите внимание, к кому пришёл червь? Он пришёл к Шамашу. А кто такой Шамаш? Шамаш – это аккадский и вавилонский бог солнца, это шумерский Уту. Тогда почему солнце отождествлено с Эа-рыбой? «К Шамашу пришел он плача,
И слезы лились перед Эа…»? Видите, из подземного мира Энки-Эа не прочь добраться до самого солнца!

    Есть ли ещё что-то общее между Энки из «Энки и Нинхурсаг» и Энлилем из «Энлиль и Нинлиль»? У Энки есть слуга и советчик Исумуд, который превратится со временем в супруга Инанны – Думузи, умирающе-воскрешающегося бога. У Энлиля слуга и советчик – Нуску. А теперь я предлагаю вспомнить о Зевсе.

    Во-первых, Зевс – это греческий вариант имени. В более древнюю микенскую эпоху (когда всем заправляли ахейцы) имя Зевса – это микен. di-we «Дий». А ведь это то же, что и Дьяус, и Дэв. Это имя с индоевропейским корнем.

    Во-вторых, сын Зевса по имени  Дионис. Интересно, что это имя, практически, не изменилось ещё с микенской эпохи! Микен. di-wo-nu-so-jo. Бог плодородия, в образе Загрея-Диониса воплотивший в себе идею воскрешения (совсем как Исумуд-Думузи…) Обратите внимание: diwo – nuso.  Понятно, что diwo – это имя Зевса. А  «-nuso» что? Напомнить, как зовут слугу Энлиля? Его имя Нуску, Нус-ку. С учётом того, что древние не записывали гласные, их интерпретация теперь исключительно на совести лингвистов.

    Напомню, что у шумеров «ки» - это обозначение местности («земля, место»). Об этом я узнала, когда разбиралась с личностью бога Ишкура. Хочу напомнить, что древнейший вариант написания его имени при использовании доступного мне шрифта передаётся как NI2ki, где цифра 2 указывает на какое-то особое звучание… NI2ki… Нуску… или Нис-ки? Получается, что каким-то образом древний бог грозы Нис-ки (Ишкур) стал слугой Энки.  Кстати, вам говорит о чём-нибудь Низ-ки и Эн-ки? Ведь это всё индоевропейские корни. Это лишнее подтверждение, что история у всех нас одна, а сейчас мы только «купаемся» в разных её отражениях. Сравнивая эти отражения, я пытаюсь выявить закономерности. И поверьте мне! Все эти отражения – вовсе не случайный шум… Ещё одна маленькая деталь: индо-иранское  nasati-  значит «cпасение».  Нус-ку, Наса-ти, Нисо-йо и Иса-Спаситель, который воскрес…

    И я уже готова сказать, кто такой Зевс. Зевс – это ещё одна личина Энки. Зевс – змееборец, он одолел Пифона. А Гера кто? Заметили, чем она занята? Она хранительница сада Гесперид с его загадочными яблоками. Она повелевает драконами (Пифон, Ладон). Она, «волоокая», наследует титул Небесной Коровы. Она ревниво следит за Зевсом, препятствуя появлению «незаконно рожденных».  Она – греческий вариант угаритской Асирату. У шумерской Богини-Матери известно несколько имен. Я не знаю, какому из них отдать предпочтение. Может быть, Намму (Мама)?

    А знаете ли вы, кто такой Тифон, с которым бился Зевс? Гесиод в своей Теогонии сказал, что он сын Тартара и Геи. А вот Гомер (Гимн II. «К АПОЛЛОНУ ПИФИЙСКОМУ») говорит, что это сын Геры, рожденный без отца, воспитанный  Пифоном. Тут же есть любопытные строки о происхождении людей: «…Слушайте, боги-Титаны, вкруг Тартара в глуби подземной Жизнь проводящие, — вы, от которых и люди и боги!..»

120 Вкруг же порога построили храм из отесанных камней
Неисчислимые роды людей, на бессмертную славу.
Близко оттуда — прекрасно струистый родник, где владыкой,
Зевсовым сыном, дракон умерщвлен из могучего лука,
Дикое чудище, жирный, огромный, который немало
125 Людям беды причинил на земле, — причинил и самим им,
И легконогим овечьим стадам, — бедоносец кровавый.

[Был на вскормление отдан ему златотронною Герой
Страшный, свирепый Тифаон, рожденный на пагубу людям.
Некогда Гера его родила, прогневившись на Зевса,
130 После того как Афину преславную из головы он
На свет один породил. Разъярилась владычица Гера
И средь собранья бессмертных такое промолвила слово:

"Слушайте, слушайте все вы, о боги, и вы, богини,
Как опозорил меня мой супруг, облаков собиратель,
135 Первый, в то время как я остаюсь женой ему доброй:
Он совоокой Афиной помимо меня разрешился,
Всех остальных превзошедшей блаженных богов олимпийских.
Мной же самою рожденный Гефест между тем оказался
На ноги хилым весьма и хромым между всеми богами …
*************
140 В руки поспешно схватив, и в широкое бросила море.
Но среброногая дочерь Нерея Фетида младенца
Там приняла и его меж сестер меж своих воспитала.
Лучше б другим, чем она, угодить постаралась бессмертным…
Жалкий, коварный изменник! Теперь еще что ты замыслишь?
145 Как же один породить светлоокую смел ты Афину?
Разве бы я не сумела родить? Ведь твоею женою
Я средь бессмертных зовусь, обладающих небом широким.
Ныне, однако, и я постараюся, как бы дитя мне,
Не опозоривши наших с тобою священных постелей,
150 На свет родить, чтоб блистало оно между всеми богами.
Больше к тебе на постель не приду. От тебя в отдаленье
Буду я с этой поры меж бессмертных богов находиться".

Молвивши так, от богов удалилась с разгневанным сердцем.
И возложила на землю ладонь волоокая Гера
155 И, сотворяя молитву, такое промолвила слово:

"Слушайте ныне меня вы, Земля и широкое Небо!
Слушайте, боги-Титаны, вкруг Тартара в глуби подземной
Жизнь проводящие, — вы, от которых и люди и боги!
Сделайте то, что прошу я: помимо супруга Кронида,
160 Дайте мне сына, чтоб силою был не слабее он Зевса.
Но превзошел бы его, как Кроноса Зевс превосходит".

Так восклицала. И в землю ударила пышной рукою.
Заколебалась земля живоносная. Это увидев,
Возвеселилася Гера: решила — услышана просьба.
165 И ни единого разу с тех пор в продолжение года
Не восходила она на постель многомудрого Зевса
И не садилась, как прежде, на пышный свой трон, на котором
Часто советы супругу разумные в спорах давала.
В многомолитвенных храмах священных своих пребывая,
170 Тешилась жертвами, ей приносимыми, Гера-царица.
После ж того, как и дней и ночей завершилось теченье,
Год свой закончил положенный круг и пора наступила,
Сын у нее родился — ни богам не подобный, ни смертным,
Страшный, свирепый Тифаон, для смертных погибель и ужас.
175 Тотчас дракону его отдала волоокая Гера,
Зло приложивши ко злу. И дракон принесенного принял.
Славным людским племенам причинил он несчастий немало.]

День роковой наступал для того, кто с драконом встречался.
Но поразил наконец-то стрелою его многомощной
180 Царь Аполлон-дальновержец. Терзаемый болью жестокой,
Тяжко хрипя и вздыхая, по черной земле он катался.
Шум поднялся несказанный, безмерный. А он, извиваясь,
По лесу ползал туда и сюда. Наконец кровожадный
Дух испустил он. И, ставши над ним, Аполлон похвалялся:
185 "Здесь ты теперь изгнивай, на земле, воскормляющей смертных!
Больше, живя, ты не будешь свирепою пагубой людям!
Мирно вкушая плоды многодарной земли, постоянно
Станут они приносить мне отборные здесь гекатомбы.
Ныне от гибели злой не спасти тебя ни Тифоэю,
190 Ни злоимянной Химере. На этом же месте сгниешь ты
Силою черной Земли и лучистого Гипериона".


    Кстати, а знаете ли вы, что у Геры, как утверждал Гомер в "Гимне к Аполлону Делосскому", были светлые волосы (вот вам и гречанка с египтянкой!):


97 Да ни о чем не слыхала Илифия, помощь родильниц:
Под облаками златыми сидела она на Олимпе;
Хитростью там удержала ее белокурая Гера,
100 Злобой ревнивой горя, потому что могучего сына
На свет родить предстояло в то время Лето пышнокудрой.



     Там же упомянута и загадочная богиня Диона:

Девять уж мучилась дней и ночей в безнадежно тяжелых
Схватках родильных Лето. Собралися вокруг роженицы
Все наилучшие между богинь: Ихнея-Фемида,
Рея, шумящая плесками волн Амфитрита, Диона, Также другие.




    Если я говорю, что Зевс – это Энки, то в угаритских мифах его следует отождествить с Дагану. Поскольку Дагану нигде не показан как самостоятельное действующее лицо (учитывая, что между его сыновьями Муту и Балу велась смертельная война, также как между Балу и Йамму), он должен скрываться под совершенно другой личиной.  Я думаю, что он скрывается за образом слабого бездеятельного Илу, который и являлся главным судьёй в спорах между братьями. Вот так! Отсюда ещё один вывод: угаритский Илу – это Энлиль «второй» (он же Энки). Отсюда следует вопрос: куда делись древнейшие шумерские боги Ан и Энлиль? И как с ними соотносится Ишкур? И почему со смертью Балу так сильно опечалился Илу, что и «ему  теперь конец»? Признаюсь, я ещё не готова в этой головоломке «разложить всё по полочкам». Медленно, но неуклонно… я это сделаю!

    Кстати, греческий вариант не так-то прост: Энки следовало бы отождествить с отцеубийцей Кроносом, но это не так, если Энки - это Зевс. Да тут ещё думать и думать!

    Особенно, если вспомнить о Тифоне.

    По Гесиоду Тифон — последнее порождение Геи (Земли), зачатое от Тартара. Превосходил всех существ ростом и силой. Чудовище обладает невероятной силой рук и ног и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами; из пастей его раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах. Тифон мог бы сделаться властелином над богами и смертными, но Зевс вступил с ним в борьбу, от которой земля сотряслась до оснований, суша, море и небо загорелись, и даже обитатели подземного царства затрепетали. Наконец, меткий удар молнии прекратил неистовство Тифона, который был низвергнут в Тартар, его пламя забило из расселин Этны. И здесь он ещё не может вполне успокоиться: когда он шевелится, происходят землетрясения и дуют знойные ветры. Современные ученые сравнивают его с Иллуянкой. А вот здесь я не могу согласиться, поскольку хеттский змей Иллуянка был убит, также как и угаритский змей Латану, также как ассирийский Апсу (о котором я ещё расскажу), а Тифон только низвержен.

    Вспомним, что говорит Гомер: Тифон - сын Геры. В Илиаде упоминается о борьбе Тифона с Зевсом и о пребывании его в подземных недрах, в стране аримов или под горой Аримой (в Малой Азии). Если верить Гомеру, то получится, что Зевс - это Балу, победивший Астара-Тифона, сына Асирату-Геры. Здесь возникает проблема: Гера - жена Зевса, но Асирату - не жена Балу.

    Получается, что греки действительно очень творчески переработали угаритские мифы. И Гесиод "устранил" недоработки Гомеровской версии. Всё-равно, натяжки остались. Потому что версия о трёх братьях "Зевс, Посейдон, Аид" - это версия "Балу, Йамму и Муту".


    Возвращаясь к имени Зевса... Для начала: что оно может означать? Разбиваю его на составляющие: Зе Вс, the Вс, the Высь, Вышень, Всевышний (анологично Ан-небо), то же, что и Вишну. Заметьте, по иерархическому положению Зевс и Вишну равны.

    А сейчас я хочу показать, что есть связь и между Вишну и рыбой-Энки (или Ан-ки?). Для этого придётся вспомнить о том, что у индусов тоже есть миф о потопе:

    "Согласно Пуранам, царь древних дравидов и приверженец Вишну, который позже стал известен как Ману, мыл в реке руки, когда маленькая рыбка приплыла в его руки и стала умолять его спасти её жизнь. Он положил её в кувшин, который она вскоре переросла. Затем он перенес её в бак, реку и, наконец, в океан, но тщетно. Наконец, рыба открыла себя как Вишну, который сказал Ману, что скоро произойдёт потоп, который будет продолжаться семь дней и уничтожит всё живое. Вишну объяснил Ману, что он должен собрать и посадить в лодку все сорта растений и все виды животных, чтобы спасти их вместе с собой..." (Википедия)

    Эту "чудо"-рыбку звали Матсья (на санскрите "рыба"). Она - самая первая из десяти аватар Вишну. По версии «Бхагавата-пураны», Вишну в этой аватаре также убивает демона Хаягриву и возвращает похищенные демоном четыре Веды. Здесь мы опять выходим на шумерские таблицы судеб (они же более поздние "скрижали").

    Кроме того, Матсья — название древнеиндийского племени и государства, существовавшего в ведийский период на северо-западе Индии.  В литературе пали матсьи ассоциируются с племенем шурасенов. А теперь сравните: шу-расены и шу-меры... и египетский бог ветра Шу. И... расены, т.е. те самые загадочные этруски... Ну и, конечно, мы - русские. Очень интересные взаимосвязи, не правда ли? Очевидно, это называется "индоевропейская общность".

    С именем Зевс, кажется, разобрались... Но ведь с "сыном"-Дионисом он связан через имя Дева. Поэтому я предлагаю изучить вопрос глубже. Перечислю все древние формы имени Зевс: Тан - критская форма (интересна связью с именем верховного бога-громовержца этрусков - Тин); Дан - имя Зевса на дорическом диалекте, Зан - имя Зевса на дорическом диалекте у Павсания (поэтому я предполагаю, что замена "Д" на "З" произошла уже после того, как дорийские племена греков завоевали греков-ахейцев); Зас, Зес, Дис - диалектные варианты по Ферекиду Сирскому; Дий (Диос) - у Нонна.

    Из перечисленных форм обратимся сначала к критскому (ахейскому?) Тан и дорийским вариантам Дан и Зан. Общее для всех трёх - это "Ан" (собственно "небо"). Т, З и Д - это то, что можно назвать определённым артиклем. Русские аналоги "се" и "йе" (это есть), украинское "цэ". Я не лингвист, поэтому объясняю примитивно.

    Кстати, известны египетские мифы про Са-Осириса. Это сын мудреца Сатни-Хемуаса. Интересно имя Сатни. Са-тни, се-Тин. А ведь это уже этрусский бог-громовержец Тин. Он же Тан (Зевс). И сын у него не кто-нибудь, а се-Осирис, т.е. Это есть-Осирис (который воскреснет также, как сын Зевса Загрей-Дионис, Зе-гр-Дионис, the her Дионис, Господин Дионис, Это есть господин Дев Нис). Имя Осирис тоже можно "разложить" более подробно: О-Сир-Ис, О?это?-Господин-Ис(а). Необычный был мальчик: очень быстро рос и ума набрался откуда-то не по годам. Мифы про Са-Осириса органично сливаются с мифами об Осирисе и Исиде.  И, насколько я понимаю, известны только в греческом изложении (в Эллинистический период Египта).

   Мне тут напомнили из более ранней публикации: еврейское hоrim «знатные», «свободнорожденные», корень h-r-r «освобождать». Так что вполне возможно, что Загрей-Дионис - не господин, а освободитель, Спаситель. Это у немцев her превратился в гер-р (господин).

    Напомню, что минойский вариант написания будет di-we. Есть ли связь между этим "-we" и "-ан"? А для этого нужно посмотреть древнегреческий алфавит.

    Напомню, что греческий алфавит произошёл от финикийского (а сам финикийский язык относится учёными у группе семитских). По легенде грекам подарил алфавит финикиец Кадм.

    В именах Тан, Дан, Зан звук "н" обозначается на письме буквой "ню" - выглядит как галочка с закруглённым правым "плечиком"(как заглавная она пишется N). Произошла "ню" от финикийской "нун". А вот у ямальских ненцев "нун" означает "звёзды", т.е. очевидна связь с небом, как и у русской буквы "эн". Но греческую "ню" легко спутать с греческим "ипсилоном" - это галочка с очень жирным закруглённым "брюшком", который произошёл от финикийской "вав". От буквы «ипсилон» произошли латинские буквы U, V, W и Y. Обратите внимание, что эти буквы передают звуки "у", "в", "й". Во французском и немецком трансформированный ипсилон стал передавать звук "у", а в греческом он обозначает звук "и", в позиции же между гласными - звук "в". В общем, я не понимаю, как связаны между собой "н" и "в", но в русском языке связь между словами "небо" и "высь" очевидна.

    А для меня очевидна связь между Зевсом, Вишну, Дагоном и Энки.


Рецензии