Вечерние стихи 18 марта
Ольга Воронина: "Александр - поэт головной... искусно рассказанная история... живая вертикаль... есть свой почерк".
Предоставим слово самому Александру:
И к Василию спускается ангел,
Крылатый, как Х-102:
"Мои приходили? Что приносили?
Брот, так сказать, да вайн?"
"Да иди ты к волхвам, - говорит Василий.
А хочешь в глаз? - говорит Василий.
Давай лучше выпьем", - говорит Василий.
И ангел говорит: "Давай."
© Александр Ланин http://www.stihi.ru/2015/01/05/9098
Не знаю, как у кого, а у меня возникает ощущение, что это сказано про меня. Это я хочу спасти человечество, и это я не могу спасти человечество, потому что человечество не хочет быть спасённым, и остаётся одно... А кому из нас не приходилось пить с ангелом?
И это очень хорошо поняла Марина Кудимова: "Я лично остаюсь на стороне Василия".
Однако Вечерние стихи - это батл, а не то, чтобы что. У Александра были соперники - Людмила Калягина и Серафим Введенский.
Идёт голосование. Ваш голос нужен поэзии.
Свидетельство о публикации №115032008003
По традиции начну с достоинств.
Произведение «Волхвы и Василий» вряд ли может оставить равнодушным кого-либо, ввиду необычного изложения [с необычным ритмом и необыденной рифмой] мифологем, касающихся извечной темы спасения человечества высшими Силами, воплощенные в Избранных ["... и воплотившегося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася"], несущих Просвещение Духомъ и Словом. То, что А. Ланин талантлив и состоялся как поэт [у него своя манера написания, свой почерк] не вызывает никаких сомнений. И только человек далёкий от поэзии или завистник могут утверждать обратное. Острый ум, образованность, широкий кругозор, самобытность и самость - его инструменты, которыми он пользуется очень профессионально. Его строки выверены, выстроены и соразмерены - это поэтическая алгебра в чистом виде. Форма поэтического материала соответствует содержанию, посылу. И творчество А. Ланина, безусловно, открытие не только для меня [моей жене, не особо жалующей поэтов и поэзию, настолько понравилось произведение «Волхвы и Василий», что она захотела его выучить], но и для многих любящих и понимающих поэзию.
И, вместе с тем, это - явление социальное, точнее: явление социально-атомизированное, где краеугольными камнями становятся солипсизм и нигилизм. И вот на этих краеугольных камнях возводят новую Вавилонскую башню гедонического эгоизма, в стремлении к оматериализовыванию самого человеческого бытия: здесь нет никаких привязанностей - ни этно-культурных, ни географических. Здесь оскопляют себя, избавляясь от корней, и читают Карла Циммера. Здесь формируется новое мiровоззрение: правда и справедливость, сострадание и милосердие, долг и жертвенность, любовь модифицируются и подгоняются под конъюнктурные шаблоны. И страшнее всего то, что этим шаблонам пытаются придать облик первоисточника.
Произведение «Волхвы и Василий» в той же мере архетипично, сколь и шаблонно: волхвы, дары, избранность, жертвоприношение - архетипы, свойственные мифологемам почти всех народов и культур [древних и не очень] - скомпилированных, собранных воедино и отредактированных библейской апологетикой, в свою очередь правленной Православием - это общечеловеческое. А вот «деревня просто бля», «ворот, золотая цепь», «чифирь», «условный Лепс» - тюремная тематика вообще [«на широком плече, широкого неба набиты купола»] это узнаваемо местечковое. К тому же обсценная лексика Василия, который «рифмует ту, что вела их», его агрессивность, его «нездоровость» - «сплевывает трухой» - возникает мысль о туберкулёзе, вполне типичном явлении для мест не столь отдалённых - в сознании западной и нашей либеральной общественности живописует ассоциативные картины: ГУЛАГ, репрессии, железный занавес, злые русские, водка... Сарказм А. Ланина плохо скрываем: до какой степени бездуховности должен дойти мiръ, чтобы «крылатый, как Х-102», прислал волхвов к больному Василию? Да и хочет ли вообще мiръ быть спасённым? Уверен, что нет. Более того, мiръ вздохнет с облегчением: мы слышали пророчество, говорящее, что из России придёт Новое Учение, что Русский Мiръ вдохнет духовность, в загнивающий Запад. Но, сам Василий - и психически, и физически - разлагается изнутри. В нем ли обретет мiръ спасение вечное?
Проблема гораздо глубже: «Волхвы и Василий» - это гротескный inversus-"перевертыш", где вышнее низводится до земного, и где ангел, с обрубками вместо крыльев [X-102 - стратегическая крылатая ракета], спаивается Василием [Базилевс*-Василиск**]. Да и сам Василий, выходящий «в тоске и силе» [правда, автор не уточняет откуда], фигура не только странная [искушение ангела - дело не простое], но и отталкивающая [даром, что на короткой ноге с "зелёным змием"]. Это глумление*** над тем, что для большинства непреложно свято [архетипы и вера], и это объясняет болезненную реакцию на произведение.
*
Царь.
**
Царек. "Бойся василиска! Се царь гадов, полный страшных ядов. Оными плюется!". У. Эко. "Имя розы".
***
В эпизоде с Кораном, Кальвиным, Берешит [данные автором вне соблюдения хронологии] содержится аллюзия на легенду о выборе религии каганом Владимиром из предложенных ему представителями иудаизма, ислама, римской кафолической и греческой автокефальной церквей. Легенда рассказывает о выборе византийской религии, по причинам не только богослужебным: «Руси есть веселие пити... ».
Кальвинизм же предполагает не участие в делах предопределённых свыше, но безпрекословное исполнение их.
Борис Голутвин 28.03.2015 10:00 Заявить о нарушении
Может быть, позже.
Спасибо.
Юрий Семецкий 26.03.2015 20:01 Заявить о нарушении
Вы уже ответили)
Выздоравливайте. Всего доброго.
Борис Голутвин 26.03.2015 20:58 Заявить о нарушении