Неудачный выбор слов в поэзии
Эта статья написана в продолжение статей сборника Ликбеза «Все о лексике» как размышление об особенностях лексики лирических произведений.
Начну издалека. В чем разница между понятиями «поэзия» и «стихи»? Всякие ли стихи - поэзия? Очень часто авторы нашего сайта в своей полемике называют свое произведение «стих», «стихо» и даже «стиш». Если второе и третье употребление слова - просто знак неуважения к тому, чем человек занимается (и вряд ли - следствие его чрезвычайной занятости, вынуждающей человека сокращать слова для экономии времени!), то обозначение «стих» вместо «стихи» или «стихотворение» - это чаще всего следствие незнания.
Стих - это строка стихотворения, то, после чего чтец должен сделать паузу. В рифмованных стихах - это та часть стихотворения, которая заканчивается концевой рифмой.
Итак, «стих» - это только строка поэтического произведения, а не всё произведение!
Глупо называть свое творение «стихом», особенно в публикации (специально подготовленном материале на сайте) - это безграмотно и неуважительно. А всякие ли стихи (строки рифмованного произведения, оформленные в единое целое) - поэзия?
Нет, конечно. Зарифмовать и записать строками можно практически всё, что угодно: ваше мнение, чужой рассказ, политические воззвания, историю своих личных отношений или похождений, даже научную статью… Что угодно можно зарифмовать, более того, если у автора есть чувство юмора или хотя бы достаточный уровень культуры, то сделать это можно интересно. Можно создать на сайте повод для разговора, обсуждения, спора - собрать огромное количество отзывов! Но поэзия ли это? Нет. Это только разговор в стихах или запись ваших мнений «стихами». Он подойдет для общения в соц. сетях, для поздравлений друзей, для капустников, для СПЕЦИАЛЬНЫХ конкурсов подобного жанра - как правило, проходящих на народных конкурсных площадках, где главная цель - общение… Может быть, такие упражнения и хорошие стихи, но они - не поэзия.
Все конкурсы Ликбеза и, в частности, последние тематические конкурсы с отбором «Про погоду», «Пейзаж» и «70 лет после Победы» предполагали рассмотрение ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, написанных в тех или иных поэтических жанрах.
А чем поэзия отличается от стихов? Языком. Поэтический язык - это особый язык, он не равен разговорному языку сокращений и неправильностей, которым мы иногда говорим между собой или переписываемся в социальных сетях. Значит ли это, что язык поэзии только литературный и только изысканный, образный?
Нет, не значит. Лексика стихотворения зависит от жанра, в котором написано произведение. Рассмотрим пример:
…Я помыкался туда-сюда, по-сладкому…
Все оно и тож, как ни крути.
Одиночество такое чувство гадкое,
Я не догулял тогда… Прости…
А в сравнении с тобой, все бабы пресные,
Все поперепробывал – не то…
Каюсь...Виноват… Попутан бесом был…
Но вернулся «шелковым» зато…
Ты проси, что хошь - теперь весь вот он я…
Про любовь, готов стихами даже.
Нужен прынц - куплю себе коня
Белого иль в яблоках… Как скажешь…
Эсэмэсками засыплю, мне не в лом,
Ну и розочки (естественно) я ж помню.
Обещаю, что покрашу дом,
Брошу пить и с тещей буду «ровным».
Ну и как? Могу переезжать?
Нууу…? Решай чего же ты молчишь…?
Все? Простила…? А по-це-ло-вать…?
Слава Богу… Думал не простишь…)))
Все сомнительные с точки зрения литературного языка обороты речи: «Все оно и тож, как ни крути», «проси, что хошь», «Нужен прынц», «мне не в лом» и т.п. здесь ПРИНАДЛЕЖАТ НЕ АВТОРУ, А ЕГО ПЕРСОНАЖУ, хотя и не стоят в знаках прямой речи. Они создают образ персонажа ИРОНИЧЕСКОГО стихотворения, поэтому и уместны. Никому и в голову не придёт, что автор стихов малограмотен.
Совсем другие требования к языку стихов, написанных от авторского лица, для лексики произведений, поданных НА ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНКУРС ПОЭЗИИ.
В этой статье я хочу собрать типичные и наиболее часто встречающиеся ошибки употребления слов (или их записи), которые убивают поэзию и не дают права конкурсному произведению на номинацию. Перечислю слова, которые портят вид наших стихов чаще всего и больше всего. Список их не полон, но я надеюсь с вашей помощью дополнить его новыми примерами.
1. СТИХ (в значении «стихотворение»)
Снова я утратила покой.
СТИХ пишу - но лёгкою рукой.
…..
Дай мне, Боже, силу чувств святых,
чтоб маме вновь принёс я чистый СТИХ.
2. НЕТУ (вместо нет)
Конечно, есть в словаре такое слово «нету», и классики иногда его употребляли, но, если вы хотите подготовить свое стихотворение для конкурса, то найдите замену - избавьтесь от всяких частушечных и песенных «нету» в своей лирике…
А мысли окаянные долбят!
И надо было жизнь прожить мне эту,
Чтоб вдруг понять простую вещь - ведь НЕТУ
Кого-то ближе и родней тебя.
…………………
Всё на месте, всё, как надо:
Солнце, тень, в тени прохлада –
Неземная благодать.
Улыбнёшься тихо лету…
Жаль, меня с тобою НЕТУ,
Настоящему под стать.
……………………
3. НАВЕРНО (вместо «наверное»)
Слово «наверно», как вводное слово, абсолютно допустимо в русском языке, но если у автора есть время и желание поработать над своими стихами, поверьте: вариант «наверное» будет звучать в них гораздо лучше!
4. АВТО (вместо «автомобиль») или того хуже -ТАЧКА
И сколько радости таит
Мешок на старческой фигурке.
Ещё не скоро предстоит
Работать грузчиком снегурке,
Когда и деда, и мешок,
Взвалив на плечи как обычно,
Чтоб не вводить детишек в шок,
Домой в АВТО доставит лично.
………………..
Так метет, – следов своих не видно.
Что поделать, зимняя погода.
Опустив окно в АВТО, я выдал:
«С новым годом, люди, с новым годом!»
…………………
Город снегом схвачен и окован.
Леденеют ставенки на окнах.
Вся Европа встала от такого,
А мы ПРЕМ НА ТАЧКАХ, как на лодках
5. ФОТО или ФОТКА (вместо «фотокарточка»)
Детей по миру разбросало где-то.
От них и весточки порою нет.
Гнетёт вас тишина на склоне лет.
Несуетливость - старости примета,
А за окном бушует снова лето,
Лишь ФОТО внуков согревают свет.
………
В манто на ФОТО – датская принцесса.
Свежо сейчас в Мадриде королю...
В Париже льет. Но он не стоит мессы.
………………..
6. МЕЖДОМЕТИЯ УХ, ЭХ, АЖ, УЖ, ВОТ, АХ, НУ…
Плохо, если их более одного в тексте, а в идеале - лучше бы совсем ни единого…)
Я – маленький – ЭХ, маленький – портной,
Где надо - слабый, сильный - где не надо.
И у души моей одна отрада –
Чтоб раны не осталось ни одной.
…………………
Задумчиво открыто окно на небосвод.
Сегодня что-то мне совсем не спится.
Чуток фантазии к пейзажу я добавлю. НУ И ВОТ,
Вновь купол небосвода закружится.
Хвостом качая и цепляя горизонт,
Плывёт по морю звёзд Медведица Большая.
И вспышки сполохов бегут на север. ВОТ
Такая ВОТ игра у звёзд. А я решаю…
………
Берёзы словно в забытьи – оторопели…
Так и не сброшена листва, НУ не успели!
………………
Беспечные и стойкие деревья
Пытаются подняться от земли.
И кажется: достанут УЖ до неба.
Иначе ведь зачем стремиться ввысь?
………………..
Совсем не рады здесь ему,
Ложится неуклюже...
НУ, как признаться самому,
Что он УЖЕ не нужен?
Весна УЖЕ несёт тепло,
Снег превратится в лужи
…………………..
6. БАНАЛЬНОСТИ
Очень портят впечатление и сводят на нет ощущение поэзии стихов использование в них банальных рифм и образов - формально правильных, часто употреблявшихся поэтами прошлого века, но к настоящему времени ставшими ожидаемыми - не несущими больше никакого эмоционального импульса. Постарайтесь в своих стихах (конкурсных - в особенности!) никогда не рифмовать следующие слова (просто не ставьте их на конец строки):
Любовь-вновь-кровь
Розы-слезы-морозы-грозы
Печаль-вуаль
Вечность-бесконечность
Чудеса-небеса
И т.д.
Не употребляйте или употребляйте крайне редко и очень продуманно, ибо в современных лирических стихах всегда выглядят дешевой заплаткой ритма, следующие слова:
Вуаль
Крыла
……..
(список надо бы пополнить - подскажите мне еще примеры «заезженных» слов!!!)
7. ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА вместо русских
Как вещают нам с экрана
умные мужи,
в ШОПАХ вся еда – отрава,
сокращает жизнь.
……
Картошку бросим очень осторожно,
Чтоб не забрызгать ФЭЙС свой кипятком,
Что булькает? Лавровый листик можно,
Штук пять горошин перца, а потом,
……
Ароматом пар клубится
И в прикуску с чесночком,
Красный борщ в меня стремится,
Витаминчики - WELCOME!!!
……
Любит кот сардельки и сосиски -
за сосиску рыжий хвост продаст.
Педи Гри не сыпят киске в миску -
в каждом доме кот - как званый GAST
…………………..
Ещё б немного хрена и томата,
Но грошей не хватило, СЕЛЯВИ!
..........................
Смирившись с ролью пилигрима,
Тебя ищу я наяву,
А сон неясно и незримо
Готовит к ТОЧКЕ РАНДЕВУ
………………..
Вот если б вы объединились,
И в новом качестве явились...
Ну, кто такую гадость съест?
Глядишь, и выжили б! THE BEST!
И т.д.
8. РАЗГОВОРНЫЙ СЛЕНГ
Нос сосулькой обрастает,
стало мне уже не больно!
Рукавичка примерзает,
липнет к носу - так ПРИКОЛЬНО!
…………………….
У вечного огня горячий спор-
До ссоры доведёт. ЭМОЦИЙ КУЧА!
Среди ребят не праздный разговор,
О том, чей прадед БЫЛ на фронте КРУЧЕ.
…………………..
И пока опять решают, чей ты,
зло с добром, МУХЛЮЯ на весах,
на деревьях новые ячейки
открывает матрица-весна.
………………
А вот это - просто «шедевр» лирики:
Чтоб поэзия взлетела,
До божественных высот,
И СТРАНА ВСЯ ОБАЛДЕЛА,
ШИРОКО РАЗИНУВ РОТ...
9.ЛИШНИЕ ЗАГЛАВНЫЕ
Очень часто автор, желая повысить значимость смысла отдельных слов (нарицательных, а вовсе не имен собственных!!!) пишет их в тексте стихотворения с заглавной буквы, видимо, считая, что они слишком возвышены для нормальной пунктуации. Между тем, это не только не способствует усилению эффекта от сказанного, а наоборот - простит стихи, создает впечатление об отсутствии у автора хорошего вкуса или умения. Все акценты на отдельные слова нужно научиться создавать правильным подбором слов и авторской мыслью, а вовсе не использованием заглавных букв.
То был Божий промысел, Божьи Пути,
Чтоб Веру Великую в сердце найти
Мог каждый... И к этому нужно придти!
И будет она за собою вести!..
И в схватке неистовой люди сошлись...
Не насмерть сошлись, а за Веру, за Жизнь!
В той схватке неистовой, в час роковой,
Над Волгой явился лик женский, Святой!
…………………………….
Восстав из пепла будет бить в набат,
О всех родных погибших в войнах - память,
Пусть Вечные Огни - костром горят,
Священное, как боль земная - Пламя!
Дороже было всяческих наград,
С достоинством нести Святое Знамя,
Родной Страны, не посрамил солдат,
Почтим же память, дань мы отдавая!
Его минутою молчанья...
Все заглавные буквы в этих примерах лишние (за исключением заглавных в начале предложений и начале стихов, а так же имен собственных). Допустимо и необходимо писать с заглавной только слова Бог, Господь, Богородица и все их местоимения, да и то - лишь в религиозной лирике или в поэзии или прозе с обращением к религиозной тематике. (При этом слово «боги» - только с маленькой…) Все остальные имена нарицательные - всегда пишем с маленькой буквы.
Если вспомню еще примеры, превращающие хорошо задуманную поэзию в недоработанные или "домашние" стихи, непременно добавлю ниже.
Надеюсь, что мои советы вам пригодятся.
С уважением, Алкора.
Свидетельство о публикации №115032005955