Объярлычивание как норма стадного мышления
Что такое «объярлычивание»?
Это естественный способ суррогатного мышления, вроде бы мышления. А на поверку – его видимость. «Не столь благотворна истина, сколь зловредна её видимость»
Франсуа Шестой, Герцог де Ларошфуко.
В чём оно заключается, каков, собственно, процесс объярлычивания?
Любое явление окружающего мира немедленно (по крайней мере, с максимальной быстротой) снабжается неким ЗАРАНЕЕ готовым ярлычком (из обильной или бедной библиотеки таковых в хранилищах нашей памяти) и тут же помещается на соответствующую полочку там же. И абсолютно неважно для объярлычивающего, подходит ли предмет или явление под данный ярлык! Раз нужный потребителю привычный ярлык наклеен, всё, задача решена! Решение быстрое, работы ума не требующее и поэтому удобное и повсеместно принятое. А верно ли оно, (обычно – с точностью до наоборот) это роли не играет: Некая умственная операция совершена, нечто, подлежащее определению, объярлычено и уложено на уже готовую полочку.
Откуда оно, это объярлычивание, пошло? Почему оно столь распространено и успешно воздействует на наш образ мышления?
Первый ответ и правильный – умственная лень. Зачем думать, зачем напрягаться, когда всё легко и практически само собой укладыается на нужные полочки.
Но ответ этот, при всей его верности – лишь частичный.
Есть другая, более глубокая, причина.
Это атавизм наших предшественников, животных. Это эхо инстинктов и рефлексов, которые обеспечили жизнь триллионам животных существ и передавалось с генами следующим поколениям. Хорошо ли это или плохо?
Для животного, чисто биологического, поведения – отлично! Не надо тратить время и силы на раздумья!
Чувствуешь голод – ищи пищу!
Чувствуешь потребность в размножении – ищи партнёра/партнёршу! (Для существ двухполых).
Чувствуешь приближающуюся опасность – беги и/ или готовься к бою за существование! Своё!
Инстинкты и рефлексы срабатывают «мгновенно». Если бы какая-нибудь животяга, заметив вдали приближающегося хищника, погрузилась бы в абстрактные размышления о том, хищник ли это или нет, добрый он или злой, хочет ли он съесть меня или раздумает, ибо поймёт, какой я, мыслитель, хороший, то такое существо было бы уничтожено без малейших шансов дать потомство. Мы ходим, не думая над каждым шагом. Мы бегаем, прыгаем, совершаем тысячи разных движений и действий безмысленно. Автоматически. Машинально, (Слова-то какие, точно описывают машины-автоматы!!! Роботов!)
Эта особенность перешла и на процессы мышления. Привычно открываются те же контакты-синапсы в мозгу, привычно бежит убогенькая мыслишка по заданному кругу мысленной арены...
И не требует этот процесс ни напряжения разума, ни усилий, ни дУмания!!! Легко, естественно, приятно!
И ФАТАЛЬНО НЕВЕРНО!!!
Что такое «думай как все»? Почему ВСЕ думают так уныло одинаково, однообразно, стадно? А потому, что в стаде тоже продолжают действовать те же, заученные от рождения, и давно проложенные в сознании колеи! Да, в дополнение, и НАВЯЗЫВАЕМЫЕ стадом всем его составляющим тварям!!! Думай как все!
Получается, что инстинкты и рефлексы в целом хороши, УМЕСТНО приложенные, а, вот, в мышлении – далеко не всегда! Мыслить стадно, как все, может и легко, и приятно, и объединяюще с остальными стадными тварями, КОЛЛЕКТИВ! Да, мнится мне, ужасно унизительно для существа, претендующего на звание СУЩЕСТВА РАЗУМНОГО. Не говоря даже о том, что такое мышление обычно совершенно неверное, приводящее к ложным и часто просто губительным выводам, и ПОСТУПКАМ, в соответствии с этим выводами!
Как избавиться от такого объярлычивания?
ОЧЕНЬ ТРУДНО, оно же, как было только что показано, вырастает из инстинктов и рефлексов. Трудно дать какой-то практический совет.
Наблюдать за собственным мышлением и, если видишь или чувтствуешь «краешком мысли», что, вот, только что объярлычил, вернуться к мысли и попробовать переиграть весь ход предыдущего мышления. Контроль за собственной мыслью.
Впитывать в себя (читая и перечитывая многократно) чужие умные и нешаблонные мысли. Как ребёнок учится САМ ходить и САМ говорить, также и мы, подражая этим умным и нестандартным мыслям, можем научиться мыслить нестадно и отвыкнуть от любимого объярлычивания. Они, эти Нестадные, оригинальные и умные мысли открывают в нашем мозгу ДРУГИЕ, непривычные дорожки и тропинки для мысленных путешествий. Целые поля незнакомых доселе мысленных игр... И, постепенно, уклоняется наша мысль от привычного и заурядного хода, от заезженных тысячелетия или миллионолетия дорог и уходит неведомыми, но интересными путями к неким сказочным, но вполне реальным, прекрасным замкам и дворцам нестандартного мышления. Забавно, что часто именно такие тропинки и дорожки приводят нас к верным решениям реальных проблем!!! Ведь действительность одна и правда о ней – тоже одна! Зато ложных представлений и иллюзий – множество! Ибо пути к этим толстым слоям лжи давно протоптаны! А к единственной правде надо пробиваться самим!
И Думать, думать, думать... Полюбить сам процесс дУмания! Когда любишь что-то, невольно тянешься вновь и вновь к любимому... Тогда работает не насилие над собой, а естественная тяга к процессу дУмания. Так же и детей учить с младенчества! Думайте, дети!!!
18 III 2015
P.S. Резюме:
Чем ОБЪЯРЛЫЧИВАНИЕ отличается от настоящего честного мышления?
Само по себе, самим процессом, почти ничем!
Разница в исходной ПРЕДУСТАНОВКЕ!
Объярлычивание связано с неозонанным и неудержимым желанием ИЗБАВИТСЯ от необходимости ДУМАТЬ.
Честное мышление, наоборот, смакует этот процесс, как приятный и желательный.
Причиной тотальной, повсеместной человеской страсти к объялычиванию является подспудная, безотчётная ненависть большинства людей в дУманию. Люди не хотят думать честно и напряжённо, а неосознанно стремятся избежать этого «напряжения» духовных сил и поскорей покончить с ним, если ситуация вынуждает, дабы предаться своим ИСТИННЫМ – брюхогенитальным интересам!
Тут все не жалеют сил, трудов и изобретательности.
Итак:
Разница не в процессах, внешне схожих, а в исходной чисто эмоциональной предустановке.
Объярлычивание – суррогат, подменяющий мышление в инстинктивном стремлении избавится от него.
Честное дУмание – получает удовольствие от этого процесса и стремится к нему!
Свидетельство о публикации №115031900533