Почему мир нам стал тесен?
Является общепризнанным мнением, что в нашу эпоху человек сам для себя остается тайной, хотя он постиг глубинные тайны окружающего его мира. Поэтому о себе самом он создает иллюзий, которым часто сам не верит, но, тем не менее, следует. Отсюда делают выводы, что сократовское «познай самого себя» для современного человека является актуальным. Может быть, такова она и есть, и человек действительно познает окружающий его мир в себе самом и через себя. Именно об этом говорил Кант, когда он создавал «вещи в нас». По Канту, «вещи в нас» — это наше сознание, духовный мир, «вещи же вне нас» — внешний мир. Кант сомневался в исчерпывающем познании мира «вне нас», настаивал на познании человеком только своего внутреннего содержания. И для него было первостепенным развитие «вещи в нас» Но развитие истории показало обратное, и человек, напротив, глубоко проник во многие тайны мироздания и овладел многими его законами. Тем самым он подчинил своей власти силы природы, создал высокую технологию. А вот сам сегодня не на шутку озадачен и стоит перед выбором: как ему быть, как ему использовать то богатство, которое уже создано и называется «сказочным богатством»? Я бы даже сказал, он в смятении, растерян, и уже не знает, что делать с этим богатством, как его распределять, потреблять. Распределение для него стало поистине неразрешимой проблемой именно в этот момент, когда он создал изобилие, о котором мечтал тысячелетиями.
Но разве смысл жизни человека сведен только к потреблению, потреблению, в котором стремления к неограниченному потреблению уже превращается в голое потребление и неприкрыто опустошает каждого и где одно только «удовольствие» или «погоня за наслаждениями», лишенные разумности, становятся образом жизни для современного вполне цивилизованного человека? И он даже не подозревает, что именно «голое потребление» сделало его нездоровым, больным, подчинив все его духовное, человеческое существо внешним проявлениям жизни. Разве внешние, телесные потребности современного человека не поработили его самого их многообразным ростом, не имеющим границы?
Что стал с духом человека в эпоху глобальных перемен, что стало с его возвышенными чувствами, с его творчеством и высоким полетом мыслей, окрыляющих его? Куда его ведут его ненасытные потребности и влечения? Почему в нашу эпоху человек мельчает, ограничивая себя внешним выражением жизни, голым потреблением?
Мысль о человеке сегодня звучит далеко не однозначно. Мы все лишь чувствуем себя человеком, но еще не знаем, как им стать в мире, в котором над нами неограниченно господствуют деньги. И это парадокс нашей жизни. И, на мой взгляд, об этом сегодня задумывается каждый человек, хотя, может быть, не каждый отдает себе отчет.
Мир, в котором мы живем, можно было бы называть миром вещей — «товарным миром», «миром денег». Ученые же наш век называют совершенно другими словами: «космос», «индустрия», «информация», «атом». А сегодня придумали еще «электронный мир». И у меня складывается такое впечатление, что способностью к развитию обладают не люди, создающие для себя их, а именно эти обезличенные «миры», стоящие над людьми. А другую ориентацию современное общество не дает. Имеет ли смысл отрицать эти очевидные факты нашей жизни, приносящие нам только блага? Но при всем нашем желании они не являются человеческими фактами, и эти «миры» нам не объясняют, почему люди выживают, а во многих странах даже бедствуют при наличии самой высокой техники. Они скрыты именно в «товарном мире», а еще точнее, в деньгах. Ни один из названных «миров» не является «собственно человеческим миром». А люди должны найти этот мир, мир человеческий, чтобы они могли очеловечиться и отделить себя от вещей, обезличивающих их и вместо них обладая индивидуальностью.
Я пережил одиночество, проходил через страдания и унижения, прежде чем смог понять самую глубокую суть этого положения вещей и осознать, что все творения человека, все создаваемое им богатство сегодня впервые выступают не просто в их вещной форме как сумма стоимостей или потребительных стоимостей, а как деньги. Деньги — вот в чем находит свое завершение товарный мир. Капитализм, начавшийся к концу средних веков с первоначального накопления денег, которое превращалось в капитал, завершает свое развитие и прекращает свое существование, когда товарный мир находит свой предел в деньгах. Кто бы мог себе представить, какую глубокую тайну в себе скрывает это знакомое каждому с детства понятие — «деньги». И еще более удивительно, когда мы вдруг обнаруживаем, что эта тайна скрыта глубоко в сознании человека – в наших взаимных отношениях друг с другом. И уж никому и в голову не придет, что именно деньги своеобразным образом «формируют» человеческую личность, впервые индивидуализируя его.
Маркс интересовался только обществом. Для Маркса «клетчаткой» всего общества был товар, в котором было синтезировано все богатство мира и что составляло основу всего сущего в общественном мире. Ибо все самые поразительные свойства этого мира состояли в том, что все его предметы и явления, включая и самого человека, могли завоевать себе право на жизнь, на существование, на развитие, только превращаясь в товар. И ничего не оставалось в мире, что бы не превращался в товар и не получал товарную оценку. Когда в западном мире появилось товарное производство, стремительно развивавшееся в 18 веке, то весь мир был перевернут наизнанку и предстал в новом облике, в котором беспрерывное изменение и беспрерывное развитие впервые стали неотъемлемым атрибутом развития мира.
Но с тех пор утекло много воды, и мир уже забыл не только Адама Смита, но и самого Маркса, открывшего все свойства товара. И теперь нас интересуют только деньги. И не каждый знает, что сегодня только в них аккумулировано все богатство мира. Впервые деньги становятся всеобщим богатством, неограниченно господствующим над людьми. Действительно, «богатство как таковое» в истории впервые сложилось в непосредственно воспринимаемом конкретном виде. И люди сегодня его носят в своих карманах. И что самое интересное, люди уже сами не знают, зачем им хочется все превращать в деньги. И зачем весь смысл нашей жизни сведен к «деланию денег»? Прислушайтесь к окружающему вас миру, и вы увидите, что денег не хватает не только вам, но всем, особенно государству. И чем больше их не хватает, тем глубже мы размышляем. И парадокс состоит не в том, что их нет, а в том, что они не осваиваются, не используются так, как нужно было бы, чтобы деньги созидали. А люди их попросту «поедают». И наша жизнь, неожиданно оказавшаяся в полной зависимости от денег, разваливается в полном соответствии с самоликвидацией денег, т. е. с их беспрерывным обесценением, что на нашем обычном языке называют «инфляцией», «девальвацией» и т. д. Что же здесь происходит, почему в деньгах весь мир ополчился против человека и неприкрыто стремится его уничтожить? И почему мы не видим именно этого, а только деньги и их движение?
Товар существовал для общества и определялся производством как общественное богатство, а деньги были лишь всеобщим эквивалентом товаров, и они обслуживали производство, распределение, потребление. Для общества всегда важно было производить и создавать богатство. А теперь все сложилось наоборот, и те же самые деньги стали вдруг властелином мира, а мы все – рабами денег. Это, казалось бы, уже не человеческое рабство, а какое-то нечеловеческое, рабство, которому нет сравнения. Разве когда-нибудь было так, чтобы миллионер вдруг стал нищим, а нищий становился миллионером? И чтобы несметное число людей было порабощено наркотиками, алкоголю, собственными страстями? И денег стало так много, что «делать деньги из денег» становится основным принципом нашей жизни. Разве не поразительно, что даже наше общество (вся постсоветское общество) все свое богатство променяло на деньги, и жажда денег парализовала все общество настолько основательно, что мы даже до сих пор не знаем, что вдруг с нами произошло, когда социализм распался и когда наше общество по кирпичикам было разобрано и продано. И заводы, и фабрики. И в кратчайший срок их место заняли торговые и развлекательные центры. Разве это не парадоксально. Они вдруг стали нам не нужны. И это было самым уникальным событием в нашей жизни, оглушившим всех. Что вдруг произошло? Что стряслось? Никто даже понятия не имел. И все разом заговорили «о роковой ошибке» истории. И, как это ни странно, это объяснение всем понравилось.
И с тех пор человек в деньгах желает обладать всем миром и подчинить его своей власти. Заметьте, человек в обличье денег! Он нищий, он миллионер, он миллиардер, и ему безразлично, даже если на земле происходит потоп, лишь бы сохранился сам. И он стремится сохранить мир только для самого себя, безжалостно устраняя все другое, что мешает его этому желанию. И так каждый человек. И почему именно человеку, облеченному в деньги, вдруг доверили весь мир и предоставили его произволу все общество? Почему именно владелец денег манипулирует всем миром? Ведь это же не обычный случай в эпоху культурного развития человеческого общества, в эпоху высоких технологий. В эпоху средневековья для помещика было небезразлично, что происходит с его крепостными крестьянами, и хотя он манипулировал ими, чтобы ему одному жилось лучше, присваивая труд крестьянина, но он их все же сохранял, позволял им иметь семью, размножаться. И этот произвол, сочетавшийся с церковным засильем, составлял содержания этой эпохи. Но, в конце концов, товарные отношения это упорядочили. А у нас в денежных отношениях происходит нечто невообразимое, непостижимое – в погоне за деньгами все рушится. И каждый человек становится одиноким в полном смысле этого слова. И разрушают все люди, овладевшие деньгами и «по воле Бога» ставшие миллионерами и миллиардерами. Разрушают ради денег. И началась невиданная до этого война между людьми различных рангов, которую просто назвали красивым словом «конкуренция».
И с того времени началась бешеная погоня за деньгами. Ведь в товарную форму облачались вещи, и общество стремилось увеличивать производительность труда, даже подавляя людей, а человек как товар был просто производителем, продавал капиталисту только свою рабочую силу, а во всем другом он оставался человеком. А сегодня все происходит наоборот, и на основе падения производительности труда и вообще распада экономики мы настолько превращаемся в деньги, что в нас не остается ничего человеческого. И удивительно, что мы все живем, даже не подозревая об этом как о всеобщем явлении!
Вот откуда могущество денег.
И после этого надо знать, насколько история упростила всю задачу, впервые превратив все отношения между людьми из товарных отношений в денежные и всего богатства — в деньги. Как вы думаете, сколько люди еще смогут прожить на белом свете в рамках денежных отношений, если за предыдущие два десятилетия они уже оказались в полной нищете и уже живут в «хаосе»? Предположим, что старшее поколение как-нибудь доживет свой век. А молодое?
По-моему, человечество зашло не в тупик, а просто озадачено. История поставила человечество перед выбором: или деньги, или человек, или в скором времени деньги действительно уничтожат людей, или люди уничтожат деньги. Одно из двух. Действительно, история все подвела к этому и именно поэтому все дальнейшее возложила на людей, на их сознание, разум, самосознание. И если мы поглубже заглянем в наш мир, то в этом убедимся: мы деградируем под влиянием неограниченной власти денег над собой, воспринимая силу денег не мировой силой и бессознательно поклоняясь их могуществу как необходимости. Раньше классы давили друг на друга, государство давило на людей, и общество на этой основе создавало богатство, а теперь деньги давят на всех, и это отражается как неумолимый распад, а его результат – рост всеобщего обнищания. Причем само понятие «обнищание» никак не согласуется с тем, что мы наблюдаем в реальной жизни: нас окружает чрезвычайное изобилие вещей. Но поскольку деньги находятся в карманах каждого человека, то мы на каждого и смотрим, обвиняя его во всех грехах, будто человек сильнее денег – этой могущественной исторической силы. Напротив, необходимо предположить, что разум человека уже достаточно окреп для того, чтобы раскрыть тайну этой силы, скрытой, прежде всего, в его психологии — душе. И его на это надо направлять.
А теперь вспомним, в чем состояла историческая задача, возложенная на социализм: социалистическое движение должно было уничтожить капитал и тем освободить людей от власти товарных отношений. Для социализма не существовало понятия личности. Для него важными были понятия наемный труд и капитал. И он освобождал не человека, а труд. А потому и возвеличивал человека труда.
Но ведь никто не знал, как это происходило на самом деле, и каким именно образом люди освобождались от товарных отношений. В действительности же, под строгим контролем государства, социализм попросту разложил капитал (капиталистический способ производства) и тем, в конце концов, свернул производство, основанное на товарных отношениях. И это произошло не сразу, а на всем протяжении социализма.
Тот факт, что было создано социалистическое производство, отнюдь не означало, что был уничтожен капиталистический способ производства. Не надо забывать, что в основе капитализма лежит наемный труд. И тот факт, что владельцем средств производства стало государство, отнюдь не означает, что капитализм уничтожен. Таким образом социализм просто обуздал капитал и наемный труд и их поставил просто в подчинение государству – абстрактной системе. Они были просто под контролем этой системы и регулировались ее механизмами. Но сознание наемного труда и собственнические отношения сохранялись в сознании людей. Поэтому на протяжении всего своего существования социализм просто разлагал этот способ производства как базиса капитализма. Именно этим он человека из капиталиста и наемного рабочего превращал во владельца денег, чтобы потом, освободив его от денег неизвестным нам образом, превратить его наконец в личность.
И отсюда только можно понять, какова здесь роль денег. Именно поэтому здесь возросла роль государства и ее функция по обузданию сил, противодействующих этому движению. И социализм сошел со сцены истории, полностью развалив общество и тем миллионы людей предоставив хаосу и произволу владельцев денег.
Неповторимый и уникальный случай в истории – производство с незапамятных времен работало на экономических законах, и никогда оно не производило блага в современном его смысле. Когда социализм распался, от капитализма уже ничего не осталось, кроме воспоминаний о нем и денег, которые уже перестали работать как экономическая категория и устремлялись только в руки людей. Деньги как последний атрибут капитализма по своим внешним проявлениям. И мы в этой работе увидим, что в стихийном развитии деньги в руках людей «самоликвидируются». А на этой основе и система, основанная на самоликвидации денег, расстраивается, и что человечество, наконец, вступит в человеческое общество, обуздав власть денег над людьми.
Я не знаю, сколько денег попало в руки людей в период «кредитного бума». Во всяком случае, это огромный объем денег, на котором могло бы процветать общественное производство всего постсоветского пространства и люди могли бы жить богато. Но все они бесследно исчезли в качестве потребительной стоимости, то есть просто были потреблены.
И это — последняя акция истории, свидетельствующая, что мы находимся на стадии этого реального превращения, в котором бессознательно становится человеческое общество, а экономическое гибнет, превращаясь «в общество свободного потребления».
Социализм производил не стоимости, а просто потребительные стоимости, блага. Дома строились для людей, заводы и фабрики работали для нужд народа. И это благо было лишь предметом потребления, рост которого действительно освобождал людей от непосредственных материальных забот и позволял им мечтать, создавать идеальные конструкции будущего. Потом, когда экономические (товарные) отношения разложились и после общественного поворота деньги оказались в руках людей, происходило все самое неожиданное. Одни стали сразу богатеть, а другие сразу обеднели, и инфляция, как тень, стала нас преследовать неотступно, тем самым, воочию нам показывая, в каком пространстве мы оказались. И наше общество до сих пор не может оправиться и обуздать ее. И теперь мы начинаем смутно осознавать, что мы боремся с многоголовым огнедышащим драконом. И сегодня чувствует каждый, что мы сразу опустились на уровень средневековья. Цены сводят людей с ума уже на мировом рынке, расшатывая весь мир. А с нами они просто играют, будто с наивными, глупыми детьми. И такого, чтобы столь неприкрыто деньги манипулировали людьми, история еще не знает. Что здесь происходит, почему участились кризисы и почему человек все больше убеждается, что он приближается к своему концу?
С этого момента деньги уже перестали двигать развитием общества и создавать прекрасные представления о будущем. С этого момента, следовательно, деньги, облекая своей кровью и плотью людей, двигают только людьми и именно этим дают каждому определенную ориентацию, образуя опору индивидуального сознания, благодаря чему отдельные люди обогащаются, быстро овладев тайнами «делания денег», а отдельные попросту нищают и деградируют, не умея их делать. И здесь впервые на передний план выходит стремление «обогатиться», которое охватывает каждого. Результат же всего этого – распад общества. Но ведь «каждый» — это не общество, а отдельные люди, и «личный успех» — не интересы общества. Мы имеем дело с интересами индивидов. А кто же такой владелец денег? Миллионер? Миллиардер? Социальные структуры, экономические формы?
Свидетельство о публикации №115031805460