Истолкование
(поэтические философемы,
Реплики, эссе)
17.03.2015
Истолкование
(образы целого)
Эпиграф:
Истинно ценный и надежный человек, чье чувство находится в полной гармонии с его умом; про кого можно сказать, что со светлым умом он соединяет правдивое сердце.
Николай Васильевич Шелгунов (1824 – 1891) – русский публицист, общественный деятель.
Образ целого лежит в основе истолкования человеком каких-то явлений, в том числе явлений природы, событийного потока; будь то политическая жизнь, сфера образования, научно-техническая деятельность и т.д.
В лермонтовском шедевре есть такие слова:
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом,
Что ищет он в стране далекой,
Что потерял в краю родном.
« Далекий край» и «родная страна» - это образы целого.
В шедевре А.С.Грибоедова «Горе от ума» «образ целого» - это русское общество, первая половина девятнадцатого столетия. Автор спрашивает и отвечает:
Где? укажите нам, Отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты,
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты…
И дальше:
А судьи кто? – За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет –
Времен Очаковских и покоренья Крыма.
Это еще восемнадцатое столетие. Покорение Крыма происходит в рамках военной компании. Она была успешной для российской стороны, и Крым стал частью территории российского государства. Если мне не изменяет память, « Крым» в переводе с татарского означает « яма».
События, события, события…Они складываются в образ целого, которое может быть очень большим, как, например «мир» или множество отечеств или одно отечество – единственное в жизни человека и самое дорогое для него.
В лермонтовских образах из стихотворения «Парус», уточняющая мысль относительно феномена целого сформулирована так:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он мятежный ищет бури,
Как будто в буре есть покой.
Грохочут волны, ветер свищет,
И мачта тонкая скрипит,
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит.
Полярное состояние человеческого разума – «счастие» и «несчастие».
Так от чего же бежит романтический субъект – герой того времени или нашего времени?
Он пребывает в поисках высшего, абсолютного, прекрасного. Мир – это реальность.
Это вся планета или отдельный ее уголок. Это особого типа мироощущения, в границах которого человек видится как смысл всего происходящего или как рядовой элемент, фрагмент его.
В гетовском «Фаусте» звучит романтическая дефиниция:
Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
Никак по-другому счастье и свобода не могут прийти к человеку и открыться ему во всей полноте исторических реалий.
***
Так что же собой представляет «образ целого»? Это может быть снежинка – цитата из повествования, которое ведет властная хозяйка пространства зима. «Снежинка» представляет собой красивый многогранник, изучение которого физиком или химиком связано с уточнением свойств вещества.
В лирическом контексте это звучит совсем по-другому, т.е., например, в песне говорится: «Одна снежинка еще не снег, еще не снег, одна дождинка еще не дождь».
***
Мир сам собой представляет грандиозное целое, а целостное понимание каких-либо проблем требует от субъекта деятельности готовности быть включенным в процесс диалога субъекта разума и окружающей действительности. Образы целого помогают ему вести этот диалог и приходить к открытиям сверхсложной, меняющейся планеты Земля.
Я представил эти размышления моим дорогим читателям, что бы предварить, а потом и высказать такие соображения:
Жаль наше общество трагически иссякло,
В делах людских царит банальный перелом,
Приказом стал для украинского Геракла
Лозунг «купи-продай», и сам будь барахлом.
Увы, капиталистические трансформации последних лет сделали Украину заложницей этих трансформаций. И парадигма целого может быть представлена в поэтической трактовке или в физической экспликации – отдельной снежинки. Но это и отдельный мир революционной души, мятежность которой сама являет собой огромный мир бытия.
***
Образы целого готовы прийти к ученику и учителю, к домоседу и путешественнику и т.д. Они нужны живущим, и живущие выражают себя многократно и по-разному – в них. Понимание мира становится миропониманием, желание разобраться в феноменах лучшего – этим Лучшим!
Идущие всегда идут. Куда и зачем? – ответы знает мировая история, сама являясь образцом целого.
Резюме:
Если в человеке сформировался цельный характер, то его слово никогда не разойдется с его поведением, а в этом только и заключается сущность правды.
Николай Васильевич Шелгунов (1824 – 1891) – русский публицист, общественный деятель.
Р.S.
Уважаемые читатели!
В двадцатые годы прошлого столетия была написана замечательная песня о смельчаках, покоряющих небо. Выше мы сказали , что образ «целого» может быть феноменально продуктивным, включая в человеке все силы его талантливости.
Мечта о полетах пришла к людям в далеком прошлом, а самолеты появятся только во времена, когда жил замечательный мечтатель Александр Федорович Можайский – контр-адмирал, искусный человек, которому удалось создать летающий аппарат. Этот аппарат был тяжелее воздуха, но воздух принял этот продукт человеческой изобретательности. И люди – полетели, превосходя в искусстве полета самих птиц.
***
Людям следует гордиться своими достижениями в сфере труда. Воздухоплавание – такое достижение. А построение социализма в пролетарском государстве – это уже новый этап в развитии воздухоплавания. Советские люди строили свои самолеты и пели об этом в преддверии эры космических полетов с ее первым человеком космоса – Юрием Гагариным. Так мы еще раз возвратились к проблеме « снежинки», которая символизирует феномен гармонии между невесомостью и предметами цивилизационного пространства, между воздухоплаванием и неспешным движением путника по земной дороге.
Кодовое значение полета было раскрыто энтузиастами, построившими первый социалистический мир с его трудолюбием и вершинами самореализации масс, как главного субъекта социогенеза и песня авиаторов уточняет и предлагает признать красоту перемен в жизни человеческого рода. Летящая мысль, летающий человек – что дальше, что выше? – он сам! И об этом звонкая сюжетика «марша Авиаторов»:
Наш острый взгляд пронзает каждый атом,
Наш каждый нерв решимостью одет;
И, верьте нам, на всякий ультиматум
Воздушный флот сумеет дать ответ.
Спасибо авиаторам и всем, кто сумел создать замечательную отрасль индустрии – авиационную промышленность.
Тема «Истолкование» практически завершена. Но в системе « образа целого» тема живет возможностью многих вариантов, поскольку целое – неисчерпаемо.
Уточним:
Авиамарш (более известна как «Марш авиаторов») — советская песня в виде марша, написанная и опубликованная весной 1923 года(хотя сам Хайт говорил, что песня написана в 1920 году). Музыка Юлия Абрамовича Хайта, словаПавла Давидовича Германа. Часто исполняется на парадах; являлся официальным гимном Военно-воздушных сил СССР.
17.03.2015
Свидетельство о публикации №115031706006