Календарь поэзии. 10 марта
----------------
1749
- родился итальянский писатель Лоренцо Да Понте.
1772
- родился немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель Фридрих Шлегель.
1861
- скончался украинский поэт, ставший народным символом, художник, демократ Тарас Григорьевич Шевченко.
1920
- родился французский писатель, музыкант Борис Виан.
1930
- родился литовский поэт Юстис Марцинкявичус.
1937
- скончался русский писатель Евгений Иванович Замятин.
1940
- скончался русский писатель и драматург Михаил Афанасьевич Булгаков.
1989
- в Москве состоялась учредительная конференция Фонда славянсколй письменности и культуры.
**
Праздники:
---------------
День архивов в России.
10 марта ежегодно в России отмечается День архивов. Пока это лишь неофициальный профессиональный праздник работников архивов, поскольку он был учрежден только Решением коллегии Федеральной архивной службы России 5 марта 2003 года.
**
Знаменательные события:
----------------------------------
1302 После государственного переворота «черных гвельфов» заочно приговорены к смерти вожди «белых», в том числе и Данте.
Флорентийская республика возникла в 12 веке как независимая коммуна в Северной Италии. Республика вскоре подчинила себе значительную часть северной и центральной Тосканы и начала играть одну из важнейших ролей в политической системе.
1564 В Москве вышла первая русская печатная книга «Апостол».
(1) 10 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария на Руси вышла первая точно датированная книга «Апостол». Книга создавалась в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
1710 Издан первый печатный учебник по географии на русском языке.
География - одна из древнейших наук. Как самостоятельная область научных знаний география появилась задолго до нашей эры. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 веке нашей эры.
1813 Фридрих Вильгельм III учредил воинскую награду «Железный Крест».
«Железный Крест», наверное, самая известная из германских наград. Ее учредил прусский король Фридрих Вильгельм III 10 марта 1813 года во время войны за освобождение Пруссии от войск Наполеона.
1889 Алмон Строуджер запатентовал первую автоматическую телефонную станцию.
Американский бизнесмен из города Канзас-Сити (штат Миссури) Алмон Строуджер 10 марта 1889 года запатентовал автоматическую телефонную станцию, чем заслужил титул «отца всех АТС».
1910 В Китае запрещено рабство.
Уже, по крайней мере, за двенадцать веков до нашей эры в Китае были рабы. Заклейменные, с бритыми головами, закованные в железные ошейники, они были одеты в красные рубища – символ позорного наказания.
Родились в этот день:
----------------------------
1415 Василий II Московский (Темный) - великий князь Московский (1425-1462).
1802 Василий Каратыгин - русский актер, знаменитый трагик.
1845 Александр III Романов - российский император (1881-1894).
1926 Александр Зацепин - советский и российский композитор, Народный артист России.
1940 Чак Норрис - американский киноактер и мастер боевых искусств.
1946 Владимир Гостюхин - советский и белорусский актер театра и кино, Народный артист Беларуси.
Умерли в этот день:
----------------------------
1861 Тарас Шевченко - украинский поэт и художник.
1865 Евгений Оболенский - русский князь, декабрист.
1937 Евгений Замятин - советский писатель и публицист.
1940 Михаил Булгаков - советский писатель, драматург, театральный режиссер.
1985 Константин Черненко - советский государственный и политический деятель, глава СССР (1984-1985).
1993 Владимир Сутеев - советский художник, писатель, сценарист, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
2001 Владимир Ворошилов - советский и российский режиссер, художник и телеведущий.
2003 Марина Ладынина - советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР.
2004 Борислав Брондуков - советский и украинский актер, Народный артист Украинской ССР.
**
СЕГОДНЯ – 75 лет со дня смерти Михаила Булгакова!
Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922) на Воздвиженской улице, в Киеве.
В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).
В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один — в Москве, другой — в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил, терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай — гинеколог — имел в Москве практику.
Булгаков в университете учился 7 лет — имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность) подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».
В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа (1892—1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. ...Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой ехали в карете. Гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги быстро исчезали: М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“».
После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.
С 1917 года М. А. Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным.
В декабре 1917 года М. А. Булгаков впервые приехал в Москву. Он остановился у дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».
Весной 1918 года М. А. Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог — в это время он перестал употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — снова в белых Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе. Печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»).
Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, — двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать — писать».
В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву[12] и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.
В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году стала его женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса приглянулась самому И. Сталину, который смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш» и когда пьеса была запрещена, Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года) и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).
Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».
В 1928 году М. А. Булгаков ездил с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.
Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года, — после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе[13][17]. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.
В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.
С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз enru — наследственную болезнь почек. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов.
В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита».
До войны в двух советских театрах шли спектакли по пьесе М. А. Булгакова «Дон Кихот».
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.
Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.
М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным.
Булгаков уважительно относился к Б. Л. Пастернаку. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!».
Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).
Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, то есть спустя двадцать шесть лет после смерти писателя. Роман принес Булгакову мировую известность.
Посмертно был также опубликован роман «Записки покойника», названный в публикации «Театральный роман», и ряд других произведений М. А. Булгакова.
**
Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Булгаков Михаил Афанасьевич:
• Рукописи не горят.
• Уныния допускать нельзя.
• Нет документа, нет и человека.
• Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
• Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.
• Это не стыдно, что я так хочу жить, хотя бы слепым.
• В Москве считают только на сотни тысяч и миллионы.
• Я люблю сидеть низко, - с низкого не так опасно падать.
• Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было.
• Я не то что МХАТу, я дьяволу готов продаться за квартиру.
• Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
• Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
• Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
• Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
• Тенор начинает петь такое, что сразу мучительно хочется в буфет.
• Невозможность писать для меня равносильна погребению заживо.
• Умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах.
• Сознание своего полного, ослепительного бессилия нужно хранить про себя.
• Место я имею, правда, это далеко не самое главное. Нужно уметь еще получать и деньги.
• Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.
• Да, человек смертен, но это было бы еще пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус.
• Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая.
• Театр для меня - наслаждение, покой, развлечение, словом, все что угодно, кроме средства нажить новую хорошую неврастению.
• Никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.
• Сейчас я слышу в себе, как взмывает моя мысль, и верю, что я неизмеримо сильнее как писатель всех, кого я ни знаю. Но в таких условиях, как сейчас, я, возможно, пропаду.
• Вот, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей.
• Глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.
**
Свидетельство о публикации №115031002248