Елена Крюкова. Наблюдения по зимнему туру 2014-15
Поэты ищут и находят свою интонацию, свои метафоры, свои лейтмотивы. Общее настроение подборки, как ни странно, элегическое (элегия - хороший "противовес" актуальности и общественной напряженности). И все же хотя бы у одного автора хотелось увидеть яркий, активный, пусть спорный, пусть с вызовом или дерзостью, но портрет сложного нашего времени. Драму, если хотите, трагедию времени - и, в параллель, праздник и радость времени (а если ее нет в восприятии автора - пусть он это скажет, покажет!). Нет; интонация поэтического раздумья, философская задумчивость, спокойный метроритм в подборке возобладали.
Быть может, это тяга к опоре, к основе. К онтологии, а не к гносеологии.
И, может быть, это хорошая тенденция.
Но мне чуть-чуть не хватило энергетики, драйва, живости, жизни. Изящество словесной вязи часто берет верх над живым, непосредственным чувством. А искусство - это чувство, это хорошо бы помнить внутри всех на свете поэзофилософий.
Рекомендации в поэзии бессильны. Я всегда говорю: либо человек любит, либо не любит. Художество или есть, или его нет. Если есть - его надо развивать: работать, писать, чувствовать, думать.
На самом деле всё отлично, и все - в пути. В дороге, что не обязательно закончится вместе с жизнью.
Избранные стихотворения:
"На дне Москвы" http://www.stihi.ru/2014/09/08/2086
На дне Москвы лежали люди,
Ходили люди, но увы,
Москва не знает и не любит
Людей на самом дне Москвы.
А в небесах сидели дяди
И тёти вёрткие как ртуть.
Да, я хотел Москву погладить,
Но не смогу перевернуть.
Прекрасный быстрый этюд. Здесь и пейзаж, и социум, и "я" (лирика). И один-единственный образ, который и "делает" весь этюд. Это уже мастерство.
"русское солнце" http://www.stihi.ru/2015/01/20/3933
Тени ползут островерхие.
Хвойная, тяжкая тишь.
Вот и до места доехали,
где ты, родная, лежишь.
Русское солнце морозное.
Гиблого века разъезд.
Памятью тёмной, венозною
вызнан порушенный крест.
В землю чужую положена,
как прожила – налегке.
Чуждая воля, безбожная!
Волчий поскок вдалеке.
Множится серое воинство –
словно смыкается в круг
почерк чекистский, убористый,
росчерк убойных разлук.
Четкий, жесткий и благородно написанный портрет страны, времени и двух судеб. Без пафоса, без вздохов и причитаний. Вся скорбь - внутри. Превосходный финал: стая волков как почерк приговоров. Звукопись "убористый - убойных" хороша. Точное определение "безбожной воли".
"Над кукушкиным гнездом" http://www.stihi.ru/2015/02/05/8922
Летишь, потому что тебе летится –
Бесстайно, но тайна – она внутри.
А ты отчитался, что ты за птица?
Здесь все пересчитаны. Раз-два-три.
Рождённый летать? А не хочешь – оземь?
Четыре, пять, шесть. Ну-ка, клюв закрой!
Вдыхаешь на семь – выдыхай на восемь,
Иначе не впишешься в птичий строй.
Парить и парить, ничего не весить,
Но в уши – по ком колокольный звон?
Здесь все пересчитаны. Девять, десять.
Считайся, иначе ты выйдешь вон.
У нашего неба покров эмальный,
А вдруг неучтённые обдерут?
Двенадцать, тринадцать. А ты нормальный?
А ты отчитался за свой маршрут?
Пространство огромно, но ты на мушке;
Кричащее горло забила взвесь.
Ты знал, что летишь над гнездом кукушки?
Четырнадцать. Вот ты и вышел весь.
Хорош мегаобраз строя, стаи, где все учтено, где все - по ранжиру и пересчитаны. От этого и вправду можно сойти с ума. Замечательно найденный лейтмотив цифр, счета - в каждой строфе. Интонация одновременно и напряженная, и легкая (полетная).
"Темпоральное" http://www.stihi.ru/2014/10/22/4537
Обороты Земли – как удары иглы в виске.
Все течет, Гераклит, ты по пояс уже в песке,
А уста все немы, и в груди горячо и пусто.
И зовет, опьяняя, кратчайший из всех путей
Для таких же продрогших, забывших себя детей,
Разучившихся верить надеждам, врачам и чувствам.
В загодя холодеющих пальцах зажать пинцет,
Вынуть сердце, прислушавшись – не болит ли?
Мимоходом кивнуть той, настырной – с косой в руцех,
Со следами насилия и безумия на лице, –
Улыбнуться, застыть и ладони сомкнуть в молитве.
Береги их. Тетешкай. Дари им горячий Свет,
Звезды, тайны, дороги, ответы, которых нет,
Чтоб звенеть и сиять, и дробиться, и отражаться…
Добрый Отче. Храни и благослови.
Согревай их волнами Твоей и моей любви –
Тех Твоих сыновей, кто хотел за меня держаться.
Прекрасные стихи о жизни и смерти.
Единственное замечание: русское ударение - зАгодя.
Но грация стихотворения так хороша, что этот грех прощаешь.
"женское" http://www.stihi.ru/2014/10/17/2869
Чем загонщики дальше, тем ближе лес.
Прекратите мне это – смущаться бросьте.
Вы живёте – все копья наперевес,
Вы умеете всё, дорогие гостьи –
Обрывать затянувшийся монолог,
Шубу складывать бережно, внутрь мехом,
Мчаться утром на службу, не чуя ног,
На дежурство, на вахту собачью ехать.
Пахнет в комнате ночью сквозной бедой,
То едва духами, то спиртом борным,
И приходит ужас вперёд спиной
В самый тёмный час, чтобы взять за горло:
Некрасива, старею, больна, глупа
(Полчаса до подъёма), как вдруг, спросонок
Ослепительной болью пониже лба:
Мой ребёнок, о господи, мой ребёнок.
Это уже художество: в ограниченное пространство стиховой "коробочки" втиснуть целую жизнь.
Финал пробивает. Спасибо.
"Зимние отражения" http://www.stihi.ru/2015/01/30/11411
К ночи зеркало неба до звездной изнанки истерто –
отражения часто бывают чрезмерно сильны.
Оседает стеклянная пыль на живых и на мертвых,
осветляя угрюмую гамму январской войны.
Лед, металл и зрачки, словно корм, ловят отблески вспышек,
звуки выстрелов мечутся между деревьев и стен.
Кто бежал, убивая – лежит и старательно дышит,
от брони отраженный свинец получив на размен.
Бой съедает себя, много малых вселенных разрушив,
кровь и топливо загустевают, устав вытекать.
Снег без всяких различий зеркалит солдатские души –
позабыв о вражде, блики носятся по облакам.
Почему-то напомнило катрены Нострадамуса: видимо, из-за мрачного военного пейзажа. Вечная Зимняя война не прекращается, "необъявленная и без видимых причин". "Кровь и топливо загустевают, устав вытекать" - страшный и великолепный образ жестокости войны. А интонация спокойная, даже эпическая.
"гулять по стрельбищу" http://www.stihi.ru/2011/11/14/8138
пойдём-пойдём гулять по стрельбищу,
пойдём смотреть фанерный танк,
покуда серебристый снег ещё
не засветился в облаках
в осеннее кольцо смыкаются
/мы в окружении/ леса,
в них паутинки откликаются
неюным нашим волосам
смотри, светящаяся самая
из них, последняя на вид,
горящей ниточкой вольфрамовой
в стеклянном воздухе стоит
по стрельбищу по настоящему
пойдём гулять рука в руке.
на серебристом, на светящемся
ты, жизнь, висишь на волоске
Опять зарисовка, и опять предельно точная.
Двое, гуляющие по стрельбищу - это пара, гуляющая по заснеженной жизни, которая и есть бесконечное стрельбище. Паутинки осени - серебро седины - серебряная нить, на которой висит жизнь - тройная перекличка, отлично.
"И никогда" http://www.stihi.ru/2014/12/27/450
Мир ловил меня, но не поймал.
(Григорий Сковорода)
Когда, поддавшись власти лета,
Растаю облаком лиловым,
Я стану – и нигде, и где-то,
Как вскользь оброненное слово, –
Ни торжества, ни сожалений,
Ни слёз, ни памяти, ни камня...
Крадущиеся к ночи тени –
И эта ноша велика мне...
А то – осенним рыжим утром
Мелькну, как солнечный лисёнок,
Лукавый, бесконечно мудрый
В его наивности весёлой,
Сверкну лучом в траве зелёной –
И растворюсь в багрянце ярком,
В ладошках тёплых листьев клёна
Под радуги последней аркой...
Или под стылым зимним небом,
Над ветром вылизанной гладью
Я стану лёгким, хрустким снегом
И улечу, куда – не глядя,
Кружа волной тугой и томной,
Так далека от всех печалей...
И никогда меня не вспомнят,
Как никогда не замечали.
Нежная и прозрачная элегия о посмертном существовании.
Изящество стилистики граничит с музыкой.
Это та тонкая грань, по которой надо пройти между настоящей красотой и слащавой красивостью.
Поэт - прошел. Браво.
Может быть, только убрать уменьшительный суффикс: "в ладонях теплых листьев клена", чтобы избавиться от опасности сентиментальности.
"Станция Tod" http://www.stihi.ru/2014/05/24/3919
Мне вручили билет, объяснили дальнейший маршрут,
показали куда нажимать и как спрятать следы...
Облака брили солнце, снимая с него кожуру,
апельсиновый рай рассыпая в чужие сады.
Полустанок притих под защитой высоких холмов,
две собаки стучали хвостами в дощатый настил,
и гудящее эхо ударов напомнило зов -
в прошлой жизни он мучил меня и сегодня настиг.
Я прошёл по перрону, открыл неказистую дверь –
запылившийся стол, посредине осколки стекла,
на стене аккуратно написано "Tod", то есть смерть,
и стоит запятая, как будто она не ушла.
По вертлявой тропинке поднялся до самых небес,
и под пристальным взором луны ускоряя свой шаг,
добежал до ограды и быстро её перелез,
и подкрался к окну осторожно, почти не дыша...
Возвращался впотьмах, торопился на гул поездов,
положил воронёную сталь в комнатушке на стол
и, убрав запятую, добавил ещё пару слов,
а про точку забыл...Тот поставит, кто следом вошёл.
Даже не стихотворение, а просто отлично снятая короткометражка.
Все видно и слышно.
Есть вектор жизни, вектор сюжета и даже вектор режиссуры.
Открытый финал - как приглашение к внутреннему путешествию.
Юлия Александровна Михайлова "Фотинья" http://www.stihi.ru/2014/12/26/1828
В обычной квартире, где пыль оседает на нэцкэ,
Где коврик у двери и пахнет присыпкою детской...
Фотинья смеётся над тем, что закончены слёзы
И в прошлом остался роман – недопитый, недавний.
Заложены галсы, но в памяти живы, несносны
Лазурный букет хризантем и за пазухой камни.
Фотинья рисует навзрыд и ругается, если
На кипельно-чистый манжет брызнет точечно охра.
Движение кисти застыло Луною в разрезе.
И чайник трезвонно кипит. И ни вздоха, ни оха.
Рисует болотную сыть, журавлей, спаниелей.
Не ела, устала, и волосы стянуты туго.
Но знают бокалы, им чашки вчера назвенели –
Фотинья рискует простить окаянного друга.
Фотинья рисует жнивьё и смеётся при этом.
Хотела нетленных картин, да не в этом искусна!
Пейзаж ойкумены опять обернулся портретом
Того, кто принёс для неё бирюзовые бусы.
...В обычной квартире, где кактус и венские стулья,
Фотинья – обычная женщина – плачет, рисуя.
Удивительно сочетание мудрого изящества, детских корявых прописей (так рисуют дети), точной передачи запаха, цвета и света (признак владения живописью в стихе - да ведь и героиня художница), необычных рифм ("стулья - рисуя") и постоянно контраста слез - смеха (героиня то смеется, то рисует навзрыд, и вот финал - "плачет, рисуя"). Ложится на смыслы стиха и имя героини - Фотинья ("светлая", "носительница света").
Шорт-лист:
1. Алекс Амур "На дне Москвы" http://www.stihi.ru/2014/09/08/2086
3. Алекс Шубин "русское солнце" http://www.stihi.ru/2015/01/20/3933
6. Алина Серегина "Над кукушкиным гнездом" http://www.stihi.ru/2015/02/05/8922
13. Влад Велич "Темпоральное" http://www.stihi.ru/2014/10/22/4537
21. Ирина Вакуленко "женское" http://www.stihi.ru/2014/10/17/2869
22. Кошаков "Зимние отражения" http://www.stihi.ru/2015/01/30/11411
25. Людмила Поклонная "гулять по стрельбищу" http://www.stihi.ru/2011/11/14/8138
29. Маргарита Шмерлинг "И никогда" http://www.stihi.ru/2014/12/27/450
31. Михаил Фокс "Станция Tod" http://www.stihi.ru/2014/05/24/3919
38. Юлия Александровна Михайлова "Фотинья" http://www.stihi.ru/2014/12/26/1828
..............................
..............................
Об эксперте
ЕЛЕНА КРЮКОВА
Поэт, прозаик, искусствовед.
Член Союза писателей России с 1991 г.
Окончила Московскую государственную консерваторию (фортепиано, орган) и Литературный институт имени А. М. Горького (семинар А. Жигулина, поэзия). Публикуется в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Москва», «Нева», «День и Ночь», «Сибирские огни», «Юность», «Волга» и др.
Лауреат премии им. М. И. Цветаевой-2010 (книга стихов «Зимний собор»).
Финалист премии «Ясная Поляна»-2004 (роман «Юродивая») и «Карамзинский крест»-2009 (роман «Тень стрелы»). Роман «Изгнание из Рая» — лонг-лист премии «Национальный бестселлер»-2003. Лонг-листер премии «Русский Букер»-2010 (роман «Серафим»). Лонг-листер премии им. И. А Бунина-2010 («Зимний собор»).
Директор Культурного фонда «Fermata» (США, с 2008 г.).
Живет в Нижнем Новгороде.
http://www.stihi.ru/avtor/kriukova
Благодарим Елену за выбор и обзор!
Свидетельство о публикации №115030906396
Юлия Александровна Михайлова 13.03.2015 15:26 Заявить о нарушении