Аэродинамический клевок
Аэродинамика - наука.
Познать её нельзя от скуки.
Без аэродинамики нельзя летать
И лётчиком хорошим невозможно стать.
В аэродинамике описан случай этот,
Полёт в обледенении зимой и летом,
Когда стабилизатор льдом покрыт,
Клевку аэродинамическому путь открыт.
Закрылки выпускаются, рули потоком затеняются.
От этого клевок усугубляется...
А самолёт не держит высоту
И падает непроизвольно словно в пустоту.
На отклонение руля реакции нет никакой.
Что делать экипажу в ситуации такой?
Какого ждать от самолёта поведенья?
Как прекратить непроизвольное паденье?
Рецепт нам предложил Галяс Володя,
Который испытал клевок однажды на заходе..
На полосу, снижаясь, точно выходил
И, вдруг, в заряд из снега угодил.
- Лёд на хвосте, - доклад стрелка, -
И площадь льда довольно велика!
- Закрылки выпустить, - команда, как всегда.
Пошли закрылки. Что за ерунда?
На нос вдруг клюнул самолёт
И началось падение к земле, а не полёт.
Земля всё ближе. Высоты совсем уж мало.
Так можно и до полосы упасть куда попало.
- Убрать закрылки! - Убраны и чистое крыло.
- Всем двигателям взлётный!
Взревели все четыре... Повезло.
И Ан-12 медленно пошёл в набор.
Заход повторный по коробочке.
Посадка и... разбор.
На полковом разборе капитан Галяс
Всех знанием аэродинамики потряс.
В руках указка, самолётик и мелки
Стоял он, как Можайский, у доски.
Две схемы начертил Галяс красиво,
А справа формулы написаны курсивом.
Научно, как в аэродинамике,
Полёт разобран по этапам и в динамике.
Всё, как учили в Балашове нас когда-то.
Он лётчик-инженер. Не думайте предвзято.
А формулу подъёмной силы
Нигде, никем пока не отменили.
Как вывод, чтобы не было сомнений,
С учётом всех авторитетных мнений
Галяс рецепт сумел найти,
Как можно на посадке от клевка уйти:
Убрать закрылки и рули уйдут из затененья.
Паденье прекратится без сомненья.
А тяга двигателей даст прирост
Подъёмной силе в полный рост.
Рецепт Галяса досконально изучили.
Всё подтвердилось. От КаБэ* ему вручили
Шлем позолоченный, на память о полёте.
Всегда хранит его Володя в самолёте.
В Инструкцию для экипажа сделали добавку
Короткую, без лишних слов, как справку:
В обледенении посадку выполнять возможно,
При этом выпускать закрылки осторожно
И применять всех двигателей тяговооруженье
Для исключенья быстрого с землёй сближенья.
1971 год. Запорожье
* - Конструкторское бюро самолёта.
Свидетельство о публикации №115030906120