Поэма Храм Сердца. Часть 23

Учитель Григорий обучает ученика Фёдора чувствовать и рисовать сердцем.

Григорий- звался так учитель-
Вошёл с купцом в картинный зал,
Словно обычный посетитель,
И, поздоровавшись, нач`ал
Вести урок по рисованью
С мальчишкой, по его желанью.
"О, милый друг! Глянь-ка в окно!
Что ж видишь там?"-"Дождь льёт в окно.
Вот - перестал, и солнце светит!"-
"А видишь ли былинку, друг?"-
"Да, вижу! Прилетел и жук
И сел на травку."-"Что ж заметил
На ней?"-"Капельку вижу я!"-
"А что ж ещё?"-"Лучи огня,

Который солнечной улыбкой
Ликует в капельке дождя,
Дрожит по ветру слёзкой зыбкой
И вдруг - срывается, летя."-
"Ты - молодец! Ты видишь сердцем!
Запомни, друг! Кто, словно перцем,
Заст`ит свои глаза рассудком,
В уме купаясь хладном, жутком,
Не станет этот человечек
Творцом-художником ни как;
Сокрыл он чувства под колпак;
Глаза его, словно кузнечек,
Будут летать, не поняв суть
И навевая в сердце грусть."

"Воспомни, Фёдор, ощущенье
Души, с какой восторг смотрел
Твой на травинку в упоенье
И в твоём сердце звонко пел;
И в этом чистом состояньи
Отбросим мелкие желаньи
И нарисуем часть травы-
Один штришок* у муравы."-
"Я попытаюсь сделать это!"
И Фёдор стал часть рисовать;
И пот стал по рукам сбегать;
И губки прикусил, как Света.
Он мучился, долго чертил
И вот итог - изобразил.

Примечание: штришок - штрих- тонкая черта.

Неблагодарный замечает:
"Подумаешь - один штришок!"
Совести голос утверждает:
"Черта к черте - и образок
Великий образ порождает,
В котором труд огнём блистает!"
Григорий увидал творенье
И высказал благодаренье,
И попросил:"Давай, дружочек,
Ещё одну мы нарисуем
Былинки часть; и возликуем,
Закончив первый наш урочек!"
И Фёдор снова рисовал
И завершил, и показал.

Григорий `задал на прощанье
Понаблюдать движенье трав
И попросил при расставанье:
"О, Фёдор! Устреми свой нрав,
Свои желания и мысли
На то, чтоб в воздухе не висли
Труды твои; все наблюденья
И каждодневны дерзновенья
Верши восторженой душой;
Ушами слушай сердце глас;
И сохрани блаженный час,
Воспомнив утренней порою,
Как ты на травушку смотрел
И ликовал, и песни пел."

Святолик в зале появился,
Когда закончился урок
И Фёдору не позабылся
Преподнести во чаше сок;
Потом спросил он у мальчишки,
Используя просты словишки:
"Скажи мне, как прошёл урок?
Ты не устал ли ненарок?"-
"Прекрасно! Я хочу занятья
Продолжить и порисовать,
И научиться создавать
Картины, где б смог описать я
Души возвышенной портрет!"-
Воскликнул Фёдор, как поэт.

"Дерзай, мой друг! Я верю сможешь
Ты воплотить портрет души!
Без суеты в трудах заложешь
Наброски краткие в тихи;
И в каждодневных устремленьях,
Великих взлётах и паденьях
Приблизишь верный идеал,
Что сердцем пламенным сознал,"-
Святолик огнеликой речью
На подвиг трудный призывал
Мальчишку; и приободрял
Его улыбкой. Я замечу,-
Глаза его вдруг оживились,
Любви огнём преобразились.

Так день за днём они встречались;
Фёдор учился наблюдать;
Желанья сердцем направлялись
И вдохновляли рисовать.
Святолик часто любовался,
Как Фёдор делом занимался;
Как останавливал он взор;
И как осмысленный узор
Рукой осмысленной ложился
На лист бумаги; замирал;
Полёты чувств передавал.
Игрою `теней проявлялся
Объём кувшина, где цветок
Раскрыл тончайший лепесток.

Фёдор устал; сложил бумаги;
Учителю их показал,
Который правил цветок маки
И недостатки указал;
Затем он вышел с Святол`иком;
Перемахнув единым мигом
Через нависший мост реки;
Они замедлили шаги.
Святолик Фёдору заметил,
Что будет строить скоро он
Храм Сердца; и что завершён
Уже проект; потом - приметил,
Что он не сможет с ним побыть
И просит дружески простить.

"А можно ль мне принять участье,-
Помочь украсить Сердца Храм,
Забыть горе и несчастье*
И послужить задаром вам?"-
Спросил мальчишка и добавил:-
По всем законам Божьих правил
Мне рисовать иконостас,
Смысл жизни Иисуса; глас
Его нагорного звучанья,
Дозвольте! Я не подведу!
Я верным сердцем помогу!"-
"Да будет так! Воспоминанья
Жизни Его - есть образец,
Что подарил любви творец.-

Ответ держал Святолик мудрый
И продожал:- Сегодня утром,
Когда писал художник кудри,
В которы проникал всем `нутром,
Младой цыганки беззаботной
Рукою пламенной и потной,
Его вниманье перевёл
Я на себя; и речь завёл:
"Григорий! Я хочу сказать вам
И предложить иконостас
Во храме рисовать у нас
С учеником. Я вам отдам
Лучшие краски, что имею,
И кисти предложить вам смею."

"А что учитель?"-"Согласился!"-
"О, как я рад!"-"Он попросил,
Чтобы под вечер ты явился
К нему во двор; и навестил
Его вечернею порою;
И поучился, я не скрою,
Святые лики рисовать
И жизнь великих постигать."-
"Приду под вечерок к нему я!
О, как хочу я вам сказать
И благодарность передать
Словом - спасибо! Не могу я
Всех чувств нахлынувших сдержать
В груди моей. Готов - рыдать!"

Друзья мои! Вряд ли я смею
Пером поэта описать
Труды художников; болею
За вдохновенье их; сказать
Хочу я вам лишь о немногом,-
Они старались- слава Богу!-
Пред тем, как в руки кисти взять
И жизнь апостола писать,
Очистить каждый раз молитвой
От помышлений злых сердц`а
И укрепить веру Отца.
Так воин грозный перед битвой
Просит Христа дух укрепить
В молитве, а врагов разбить,

Которые честь растоптали
Его страны, родных и мать,
И взглядом алчным возжелали
Земли, рабов и денег взять.
Благодаря молитве чистой,
Сердечной, пламенной, искристой
И напряжённому труду
Они смогли свершить мечту,-
Неповторимый, незабвенный,
Неудержимый лик Христа
И яркий лимб вокруг лица,
И вечер поздний и священный
Руками чистыми создать
И верно облик описать.

О, как же Фёдор изумлялся,
Увидев свой иконостас!
Как восхищался, поражался
Жизнью Христа, кой* сердце спас!
Взор опустив на лица строги
Святых, идущих по дороги
Навстречу пастырю Христу,
Он ликовал; и по лицу
Слеза от радости стекала;
Дыханье замерло на миг;
И в сердце - Иисус проник.
Вера уверенность рождала -
Мальчишка `начал понимать,
Как стоит в жизни поступать...

Примечание: 1. забыть и горе и несчастье - гибели отца и матери.

            2. кой сердце спас - какой спас сердце.


Рецензии