Настоящее без прошлого и будущего
Настоящее без прошлого и будущего – это точное определение состояния, переживаемого нами в настоящий период. А это все что угодно, но только не многогранная реальная жизнь, бьющая через край. Это просто гаснущее состояние, обреченное на гибель, поскольку исчезают все социальные стимулы и атрибуты, двигающие этим обществом, умирают побудительные силы и стремления. Их превращение в страсти людей и в их индивидуальные стремления - это уникальный случай в истории, еще не раскрытый. И у нас все так и происходило с распада социализма и происходит по сей день. И общество, стремительно разрушавшееся, сворачивалось. И это неопровержимо доказывается всеми реалиями нашей жизни, обреченными на беспорядок. Даже если идти от точки зрения индивида, то не трудно понять, насколько жизнь человека лишена смысла, если он сосредоточен только на выживании или на обогащении и если он, привязанный к деньгам, при этом не имеет ни прошлого и ни будущего, и перед его глазами нет ничего, кроме его зыбкого и шаткого собственного блага. У него нет ничего, кроме желания просто существовать и потреблять, и его жизнь лишилась изначального творческого характера, заложенного в человеке его историческим существованием. И экзистенциализм это отразил хорошо, положив в основу всего мира «существование человека как индивида», смысл чего так же не раскрыт. И в отчуждении, в котором люди бегут от современного общества, подавлены все их эгоистические стремления его же стремлениями к чисто внешнему выражению жизни. И умирает именно человек со своим эгоизмом - человек капиталистического типа.
Гибель старого мира деформирует и сознание общества, которое негативизирует мироощущение и мировосприятие человека. Кризис психологически отражается как крушение идеалов и целей и утрата веры и оптимизма и вызывает негативное отношение к миру. И он при слепом движении может повлечь массовую гибель людей. Сегодня одна только безработица и утрата постоянного характера деятельности в процессе превращения общественного труда в индивидуальный переворачивает мир людей в развитых капиталистических странах, для которых глобальный кризис явился неожиданно как ангел смерти. И это уже само по себе показало, что с собой представляет ориентация только на потребление.
Историческое развитие человеческого общества есть не только его экономическое развитие, которое находит свое завершение в «изобилии и свободном потреблении», но главным образом развитие самого человека как объективной цели истории. Развитие способностей человека, его ума, интеллекта, мышления, разума и т. д. - это одно, к тому же общеизвестное, а развитие связей и взаимоотношений между людьми, предполагающих этого развития, - это другое. Именно в этом история находит свой результат и осуществляет себя через них, а не вещи. И чем выше ум и интеллект человека, чем выше культура общения между людьми, тем выше и развитие общества. Та форма развития жизни, которая происходила через подавление индивидов, исторически уже себя изжила, исчерпав все свои возможности с развитием технического общества. И теперешнее опора на потребление лишь свидетельствует, что необходимо переоценить критерии и оценки, сложившиеся до этого. Теперь, наоборот, общество должно перейти на новый уровень развития, историческим движением уже подготовленного – развитие не через подавление человека, а через его развитие. И мы объективно находимся именно на этом историческом повороте, в котором человек освобождается и, вместе с тем, в котором он запутался, привязанный именно к деньгам, - деньги, освобождающие человека, вместе с тем его и запутывают, порабощают. И он должен освободиться и от этих пут, чтобы утвердить себя как личности. В этом смысле и тайна денег нам как раз и неясна. И поскольку этот переход есть необходимость, бессознательно владеющая нашим обществом, но поскольку общество еще находится на старой позиции и требует от людей «рыночного осуществления», то отсюда и возникает конфликт между человеком и обществом.
Но человек и общество – разные уровни, противостоящие друг другу в рамках денег. Социальное и индивидуальное, личность и общество не гармонируют. И если в этом противостоянии исторический процесс направлен на развитие человека и бессознательно осуществляет его, то именно в своей стихийности оно обречено, несмотря на высокий уровень умственного развития человека. Ибо общий умственный и интеллектуальный уровень еще не является достоянием людей, характеризующий индивидов, их отношения к миру и самому себе. Развитие общества в рамках отчуждения предполагает богатства как такового, стоящего над людьми, которое на индивидуальном уровне сегодня характеризуется просто как «обогащение каждого». А это вещное развитие, которое просто становится массовым, всеобщим и в этом виде складывается как необходимость.
В понятии «общество», в этом смысле, выражены отношения и связи, складывающиеся между людьми с точки зрения вещи и так или иначе объединяющие их. Это сумма социальных, экономических, культурных, моральных и т. д. отношений, существующие объективно и независимо от индивидов, которые людей подчиняют себе, стоят над ними в виде правил, принципов, норм, традиций. Они усваиваются людьми и функционируют в виде институтов, стандартов поведения, их отношения друг к другу. Определенное устройство общества, организация его структур, системы связей и отношений, - все это уже не соответствует стремлению каждого «жить хорошо», «богато», человечно, что от ныне стало необходимостью, но что еще не осмыслено. Поэтому они и разрушаются. В современных развитых странах, например, основная часть богатства принадлежит 10-12 % населения, хотя при современной технологии богато мог бы жить каждый человек. Но система распределения сводит на нет все достижения технического прогресса, подчиняя его интересам отдельных людей – владельцам денег. Питер Рассел, оценивая США, пишет так: «Вся наша цивилизация нежизнеспособна. Сегодня лишь десять процентов населения мира принадлежат к обеспеченному классу. Однако эти десять процентов потребляют более трех четвертей всех ресурсов планеты. Невозможно обеспечить подобный стиль жизни всему человеческому роду. Все больше людей здесь, на Западе, начинают признавать, что такой подход несостоятелен» (Революция сознания).
Отсюда эта система в первую очередь разрушается слепыми стремлениями индивидов к их собственному благу. В этом слепом процессе и происходят беспрерывные изменения, в которых эта организация общества, прежде приспособленная к производству вещей и подчиненная созданию богатства как такового, медленно рушится, стихийно приспосабливаясь к этим всеобщим стремлениям. И кто же может доказать, что не эти стремления лежат в основе кризиса? Если сосредоточить внимание на механизмах «разорения богатых людей», то мы увидим определенно, что само объективное движение развития общества направлено на разрушение этого положения. И итогом этого стихийного движения оказывается как увеличение нищеты, так и уменьшение числа миллиардеров и миллионеров. И здесь объективно мы имеем дело с определенным направлением и реальными изменениями, происходящими в обществе не зависимо от сознания и воли людей. Этот процесс можно только осознать.
И эти изменения являются не просто изменениями, а превращением, в котором одно устройство должно превращаться в другое, но на уровне нашего сознания осознается так, что каждый должен стать богатым, разносторонне развитым человеком, личностью. При этом основа нашей жизни не принимается в счет, а только сознание людей.
И отсюда создается впечатление, что жизнь может улучаться и люди могут быть богатыми и при сохранении собственнического отношения человека к человеку. На основе же этого отношения, сегодня просто облаченного в деньги, в реальном развитии жизни все у нас происходит наоборот. И жизнь давит на людей и постоянно их разоряет, вместо того чтобы обогащать всех. А если учесть, что это миллионы людей, стремящиеся к своему собственному благу и для которых общественное благо - это фикция, то в неорганизованном виде и в своей стихийности эта тенденция разрушительна. Именно в этом смысле общество может развиваться только на сознательной основе, и это становится первейшим законом, непреходящей истиной нашего времени.
Свидетельство о публикации №115030810908