Прогресс и регресс
Следует подчеркнуть, что именно исторический прогресс, т. е. восхождение к более высокому этапу вызвало ускорение процессов развития во всех областях жизни, коренным образом изменило его темпы и ритмы. Интенсификация труда, вызванная экономической необходимостью и характеризовавшая классический капитализм, сменилась стремительным бегом времени в рыночном обществе. Погоня за деньгами действительно стала «бешеным бегом» времени. Невиданное ускорение развития, обнаружившееся в начале нового столетия, а именно с распадом капитала и противостояния и соревнования двух систем – капиталистической и социалистической, ныне становится сущностью нашего века. Но при этом, этот стремительный бег времени имеет тенденцию превратиться в беспорядок и хаос во всем мире. Неспособность человеческого мышления отвлечься от конкретных многообразий явлений и предметов и проникнуть в их сущность, уловить логику развития этого процесса, внутреннее движение – все это нас делает бессильными и естественно порождает пессимизм, скептическое отношение даже к технике, к отрицанию прогресса, который будто бы несет зло. С другой стороны отмечают, что человек еще не адаптировался к новой обстановке. Но если вся суть состоит только в адаптации, то человека мы рассматриваем уже пассивным существом, совершенно уже лишенным активности, выработанной исторически. Остановимся на этой теме специально.
Тем не менее, то, что человек является, в сущности, деятельным, саморазвивающимся существом, в этом уже можно не сомневаться. Человеку дают образование, чтобы он овладел самообразованием, его воспитывают с детства и учат, чтобы он был способным дальше жить и развиваться самостоятельно, сознательно воспитывая себя сам. Да и сама организация воспитания не является просто навязыванием, а основывается на определенном понимании человека. А предоставленность человека самому себе сегодня, по нашему мнению, означает, что он вышел из вековой общественной опеки и теперь становится самостоятельно. Во всяком случает, к этому его принуждает обстоятельства распада. Общество сегодня действительно уже никого не воспитывает, как в советский период, в обществе нет даже нормальной идеологии и воспитательных институтов. А чем забивают головы детей и молодежи - это извесмтно каждому здравомыслящему человеку. Стало быть, исторически способности человека к самостоятельному развитию уже сложились?Поэтому сегодня он предоставлен себе и живет, «как ему заблагорассудится»? Бесспорно, в этом сложном процессе его способности к самостоятельному развитию становятся. Стихийно, бесознательно.
Сегодня каждый человек предоставлен себе. Здесь господствует плюрализм. Значит ли это, что из данной ситуации каждый должен выйти собственными усилиями, так или иначе, преодолев ситуацию и ее давление? Значит ли это, что кризис благотворно повлияет на людей и породит в каждом решимость борьбы, упорство, стойкость и, в конце концов, объединит людей, закалив их? Мы так «закаляемся» уже более двадцати лет. На мой взгляд, все определяется характером самого кризиса, отличительная черта которого состоит в том, что он не похож на предыдущие его проявления. Как мы уже знаем, мы имеем дело с человеческими противоречиями – противоречиями развития личности. А такие противоречия история еще не переживало.
Каждый раз, когда возникает кризис, складываются различные мнения. И всегда речь главным образом идет о том, затянется он или нет. Мне не известно, откуда берутся «утешительные» прогнозы. Могущественные люди уверены в своем могуществе? Необходимо учитывать при такого рода утверждениях, что могущество отдельных людей в постсоветском пространстве складывалось на распаде, а не на процветании экономики и культуры. Количество могущественных людей в Казахстане увеличивалось в росте банкротств. На этом основании они растут именно в кризисных условиях. И это поэтому вовсе не предполагает, что Казахстан восстановит свое производство и создаст собственную экономику, до которой у него не доходили руки за последние двадцать пять лет?
Сейчас мы переживаем второй этап кризиса, который станет еще более глубоким, чем его первый этап. И он будет расстраивать общество и повлияет определенным образом на людей, принимая затяжной характер, где прекращается всякое движение и все застывает в великой неподвижности и напряженном ожидании. И его особенность состоит в том, что он заставить напряженно работать ум человека и активизирует его духовные силы. Вот с этим нельзя не согласиться! Стало быть, прогресс происходит в духовном мире людей, в их мышлении. Стало быть, становится новое сознание в противоположность обману.
Свидетельство о публикации №115030706355