О задачах Психоделики и новой критики

О задачах Психоделики и  новой критики

Нателла Климанова Критика



У многих современных читателей 21 века, к сожалению, осталось старорежимное и рефлексивное восприятие хорошей поэзии, основанное на старых догматах, ушедшей в небытие, большевистской эпохи, настоянное на плохой, отвратной школьной подготовке по литературе, не говоря уж, о поэзии. Чему тогда удивляться, если основная масса читателей «клюёт» не на хорошие стихи, а рефлексивно бежит туда, где автор усиленно упражняется, либо в задирании исподнего белья, совершая, при этом, навороты неких низменных чувствований, мелких впечатлений, либо, так жалостливо плачется на нервах читателя и, так театрально задирает руки и вопиёт, что пройти невозможно, чтобы не зацепиться и не пожалеть. Я подобному стилю, что в последнее время захлестнуло конкурсы, журналы и самиздат, давно уже дала определение «аксиологомещины».

Для читателя , - десятое дело, талантливо ли играет актёр или фальшивит, - главное, что автор зацепил и нажал на подкорковые примитивные рефлексы, а потому, читатель откликается и пишет в сетературе восторженную рецензию. Таким образом, создаются временные кумиры, которые , естественно, не в силах долго вопить и театральничать, - вскоре сходят на нет, но его место занимает другой автор, и, всё повторяется сначала.

Ладно бы, чтобы этот процесс нажимания и обнаружения человечески рефлексов на грусть-тоску, печаль-веселье, осень-весну, холодно-тепло, весна-осень,- проходила бы взаимовыгодно и без проблем, но, бывает так, что, внезапно, рефлексивный читатель , встретив на своём пути, действительно, образцы высокой поэзии, начинает яриться от собственного бессилия понять и оценить по достоинству, но хуже всего, когда, бесталанные авторы, чувствуя, что не могут, без труда, перешагнуть низкий порог рефлексий, начинают испытывать страх и лютую зависть к поэту, который пишет не похоже на них самих, совсем по другому и по современному.

Нечто подобное приключилось с творчеством известного , далеко за пределами сетературы, поэта Чёрного Георга.

Страх, зависть, поклёп и злобная клевета, стала сопровождать деятельность Чёрного Георга повсюду, где бы , и куда бы он не приходил со своими произведениями. На конкурсах в сетературе, против стихотворения ЧГ намеренно голосовали мёртвыми душами отсутствующих поэтов.

На конкурсах в реале, намеренно не пропускали даже до середины конкурса. В результате чего, победителями выходила, никому не нужная серость.

Особенно отличился на конкурсной ниве частный организатор Борушко, который выразил к творчеству Чёрного Георга злобный, завистливый, в высшей мере несправедливый «внелитературный критерий».

Позвольте, господа, если к литературе подходить с ВНЕ-литературным критерием, то можно ли, вообще, такую литературу считать литературой?

Хорошая поэзия - это не "вздохи при луне" и совсем не крики с балкона. Поэзия - это Мысль, "устроенная в теле." (с)

Может, со временем, неискушённый читатель научится понимать, и научится наслаждаться добытой, в поэтическом произведении, многомерной мыслью, а может быть, никогда не научишься.

Может быть, наступит такое время, когда читатель повзрослеет и вырастет из совковых маломерных детских штанишек и начнёт понимать, чем отличается в поэзии лётчик на простом планёре от лётчка-испытателя на сверхзвуковом самолёте.

Конечно же, я признаю, что в первую очередь, огромная роль в этом взрослении читателя принадлежит критике.

Критика же в наши времена, не только помогает читателю в деле ориентации и толковании качественной поэзии, но, большим образом, наиболее дезориентирует читателя и наносит вред .

По словам Чёрного Георга, в современной русской литературе: « нет значительных критических фигур, - по крайней мере таких, которые были бы более или менее широко известны. Все критики, публикующиеся в том же Экслибрисе, в НМ или в Арионе, - это не критики с большой буквы, а разнообразные мелкие "публицисты от критики", - т.е. люди, не обладающие ни широтой взглядов, ни серьёзной теоретической подготовкой, пробавляющиеся либо репортажами и интервью, либо миниэссе на темы творчества разных малоинтересных современных авторов, либо пишущие просто разный бред - на стыке культур (сюда можно отнести "раздумья" и обозрения разных бывших "выехавших" и "невозвращенцев", подвизавшихся в Америке, Израиле или Германии в каких-то аматорских изданиях для эмигрантов крайне сомнительного качества), а потому такие "литераторы" не могут строить теорий, а главное - они не в состоянии выработать какие-то всеобщие подходы к литературе в целом. Они не только не видят колоссальных проблем, стоящих сегодня перед русской литературой, но зачастую и сами непосредственно участвуют в их создании.»


Стихи Георга, на мой взгляд, - это, в первую очередь мысль, которую читатель должен, без всякого диктата, нажима и крика, понять и усвоить сам.

Ведь известно, что на чужих ошибках до сих пор, - никто и никогда не учится. Точно так же, на чужой мысли в поэзии, тоже, никто не учится. Но, если читатель, сам обнаружит мысль и усвоит её, то, значит, поэтический урок будет усвоен навсегда.

В этом ценность смысловой поэзии, которая успешно развивается в творчестве талантливейшего поэта нашей современности – Чёрного Георга и его Психоделики.

Чтобы современному читателю понять, оценить и освоить психоделику Чёрного Георга, то ему, несомненно, надо, как ребёнку, который учится ходить на неокрепших ногах, постепенно, настойчиво и терпеливо, шаг за шагом читать и погружаться в торжество сияющей, всеми гранями многомерности пространства, Мысли. Читателю надо учиться делать паузу после прочтения и ждать, когда понимание идеи озарит сознание и захочется снова перечитать, и снова почувствовать восторг озарения Мыслью.

Ведь, читая психоделику ЧГ, любой читатель, поначалу медленно, от стиха к стиху, как по ступеням, укрепляется мыслью, укрепляет и изощряет, утончает своё восприятие, а самое главное, возвышает своё мышление и ум.

Именно в этом воздействии на ум и мышление читателя есть благородное и благотворное воздействие психоделики.

Ведь психоделика открыта для всех!!

Представляете, насколько возрастет интеллект и мощь ума , если начать учить психоделику со школьной скамьи?

Это будет совсем другое поколение - благородное поколение интеллектуально развитых людей с многомерным, восприимчивым мышлением.


Сам Георг так говорит о том, как приходить и учиться ценить психоделику:


«… если вспомнить, что психоделика подобна катанию на коньках или дегустации вин: вначале в ней мало что понимаешь и она может даже интенсивно не нравиться, но постепенно к ней вырабатывается привыкание, собственный вкус обостряется и оттачивается - и вскоре уже не-психоделические тексты начинают казаться какими-то пресными и неуклюжими в сравнении с теми, где психоделика явно просматривается... И вот уже катание на коньках по психоделическому льду начинает доставлять не синяки и ссадины, а удовольствие от необыкновенно свободного скольжения по над-языковому рельефу текста. Или, возвращаясь к аналогии с вином, - читателю уже не хочется сладенького лимонада или компотика; ему хочется пощекотать себе небо терпким психоделическим напитком, уводящим за пределы повседневного доминирующего разум»


Георг об этом прекрасно знает. Можно только поражаться его великотрудному терпению, с которым он, крайне уважительно, бережно и терпеливо беседует со многими читателями, своими современниками, которые приходят к нему с вопросами, а некоторые, хоть и пришли с вопросом, но не для того, чтобы понять, а чтобы досадить поэту, упираются изо всех сил и никак не хотят шевелить мозгой.

Самое главное сейчас, на мой взгляд, чтобы враги и завистники успокоились, забыли о старорежимном желании «не пущать» и не портили для других праздник знакомства с Психоделикой ЧГ

Да и что говорить.. этот тяжёлый читательский комплекс достался по наследству от прошлой диктаторской эпохи. Целые поколения выросли на плакатах и не могут по другому жить и мыслить, если ему с плаката пальцем не ткнёт большевик в будёновке.

Но делать надо что-то.. Надо ломать старые стереотипы мышления и выводить читателя на новый, многомерный уровень слова в поэзии.

И, как никогда, сейчас, для критики стоят новые, сверхновые задачи.


Критика не "диктует" для автора и читателя правила чтения и содержание произведений.. Хотя известно, что Пушкин дал Гоголю идею написания "Ревизора".


Критика - это специализированное чтение не для всех, а для умных людей.

Задача критики, состоит в том, чтобы развенчать низкопробные ценности современных читателей, зомбированных прошлыми идеологическими установками из страны большевиков, которые себя отжили и годятся только для мусорщиков на свалке истории.

Для новой, глобаллизирующейся эпохи и технократичного времени 21 века, когда машины и роботы выполняют большую часть работы, которую прежде делали люди, когда остро встали вопросы экологии не только земли, но и экологии души, - эпохи нового 21 века нужны новые ценности и приоритеты.

Я вижу задачи новой критики в том, чтобы критика могла не только развенчивать и давать оценку плохим, низкопробным, застойным, совковым несовременным видам и направлениям в поэзии, которые не соответствуют задачам новой эпохи, но могла дать оценку и толкование новому направлению, что уже есть в Поэзии с самого начала 21 века- Психоделике, и, те новые возможности, что исходят из этого новейшего направления

Задача критики: указать читателям, что и как они могут взять из искусства психоделики " для устроения своей жизни, и внутренней и внешней" (Богданов).

Задача критики: указать читателю те новые вопросы, что выступают из достигнутых результатов направления Психоделики и те новые, величайшие и полезнейшие возможности для Ренессанса русской поэзии, что исходят из психоделики.

Важнейшая задача современной критики: ввести произведения психоделики в систему национальной русской культуры, в общую связь преемственности и лучших традиций, что есть в русской литературе и поэзии, найти и показать в новейшем направлении Психоделики её основные высокие и эстетические качества и принципы: реализм, правдивость, гиперреальность, многомерность пластов смысла и первичных идей, как в искусстве описания природы, поступках людей и во всех конкретных явлениях бытия.

Психоделика - это новое выступление в сфере искусства было долгожданным, необходимым и неизбежным.

Это выступление зрело давно, и наконец то заявило о себе и заявляет уже не первый год, с начала 21 века.


Чем быстрее, современные авторы и все другие читатели в сетературе и реале поймут это, - тем лучше.


А вот, подите-ка и почитайте свежий стих ЧГ "Беглый квадрат"!

Понимаете, а? - БЕГЛЫЙ!!!

Квадрат сбежал!!! Ведь это идея и эврика!

Сотни исследователей, не один десяток лет бились над разгадкой Чёрного квадрата Малевича. Измеряли сантиметрами, перевешивали с места на места, разводили руками, смеялись и гадали, снова измеряли и снова смотрели, а понять загадку Мелевича и его Чёрного квадарата – никак не могли!

И лишь ЧГ смог гениально угадать замысел художника и воплотить оригинальную идею отгадки в стихе.


беглый квадрат

Трудно Быть Богом


это дом, без которого сад не растёт.

это тлен, без которого клён не шумит.

это я, без которого пусто – и всё.

опрокинутый вход в опрокинутый мир.


это влажные всплески растительных дюн.

это неба вращающийся василёк.

это птицы спустились так низко – к дождю,

что летают уже целый час под землёй.


это полога ночи сиятельный труп,

под которым нельзя оставаться людьми.

это акт провисания бронзовых струн,

убивающих звук, но рождающих мир.


это канонизированный мотылёк

и сквозные потоки спасительной лжи.

обитаемый необитаемый тлён.

это свет, без которого можно прожить.


это чёрный малевич, задраивший люк

в небольшой ослепительно-белый квадрат.

это значит, что я подобрал к тебе ключ.

здравствуй, дом без замков.

бог пришёл умирать.

http://stihi.ru/2009/10/20/6489


Чёрный квадрат Малевича - это ВХОД!

Вход в потусторонний мир.

В этот мир, не чёрный, а «ослепительно-белый квадрат», - Малевич «задраил люк.

Именно эта сакральная тайна была зашифрована в картине художника. Но всё дело в том, что пока гадали над замыслом картины, - чёрный квадрат Малевича размножился в тысячах репродукциях и, и теперь ВХОД в сакральный мир можно встретить повсюду.

Тайна входа раскрыта, потому что тайна сбежала в квадрате Малевича, - Беглый Квадрат.

Вот это Мысль!!!

Мне лично было, до чёртиков, приятно, когда внезапная идея стиха ЧГ дошла и до моего понимания.

Я себя почувствовала первооткрывательницей и горжусь тем, что вместе с автором сделала потрясающее открытие Беглого квадрата.

Каждый читатель ЧГ, который хоть немного может думать, может восхититься и почувствовать радость от того, что стал первооткрывателем идеи.

И, даже, трагичный, драматичный финал стихотворения, где говорится, что « бог пришёл умирать» в это люк, в этот «дом без замков», не может так сильно омрачить радость от постижения авторской идеи стихотворения.

Боги – не умирают. Боги – бессмертны!

Это стихотворение Чёрного Георга - есть Психоделика, потрясает душу читателя, цепляет и ранит, и, тем, самым возвышает и опускает чувства читателя в самые бездны божественного уровня, где, со слов читательницы, которая уже прочитала, мир « взрывается при прочтении»


Дорогой, читатель! Сделайте себе, тоже, удовольствие и почитайте психоделику ЧГ, если, конечно сможете дотянуться до понимания.

Но надо же когда-то поучиться читать?

Ну, а если не можете, то подумайте о том, имеете ли вы право проводить контрпропаганду против психоделики и отвращать читателя, такого же, как и ты, неискушённого , со слабым восприятием и слабой мыслью, от чтения психоделики??

Язык развивается в национальной среде по собственным законам, невзирая на время и на эпоху, что стоит на дворе и какие цари-короли, президенты и политики стоят у руля власти.

Психоделика пришла в русскую современную поэзию в начале 21 века

Никуда-нибудь в другой язык, в другой стране, а именно в Русский Язык!!!

Этим надо гордиться, а не плеваться. Уже доплевались, что кругом и всюду в героях ходит мелкотравчатая идиотская попса и вытаскиваются на свет божий не лучшие люди современности, а глупые рожи разных мракобесов-клабов комедийных, которые ржут и смеются над самими собой и надо всем русским, что есть, и, которое, в другом месте и в других декорациях смотрелось бы достойно и с честью.

У кого- то, у других народов, показывается в образец всё самое лучшее, а у русских всё подряд подвергается осмеянию, оплёвыванию и унижению.

Можно ли гордиться униженным и обсмеянным?


В самый разгар кризиса, не только экономического, но и многолетнего, десятки лет, кризиса духовного, в русскую литературу и поэзию пришло новое направление и новая мысль о психоделике. И что?

Орды ренегатов и поносников не устают городить заборы и плотины для продвижения нового направления.

Единственной их заботой стало как можно больше и дальше не пущать, заплевать , высмеять , растоптать и стереть свежие первые всходы, что дарит господин случай русскому языку.


Спрашивается, на каком основании непущатели, ренегаты всех мастей и, просто, инфантильные недоумки, обживающие и, уже бомжующие на исторической помойке соцреализма, думают стоять плотиной на пути психоделики и что будет от того, если они выиграет битву и всё останется по-прежнему?

Как в «добрые» старые времена: рефлексия и лирика, плакат и диктат с фальшивым чувствованием и зоной ВНЕ смысла?


Психоделика пришла в русский язык и русскую современную поэзию в начале 21 века.

Не по чьёму-то желанию, и не по указке сверху, и не по распоряжению кого-то свыше из канцелярского стола, а пришла тогда, когда созрели в русском языке все условия для её прихода.

Условия для прихода психоделики зрели давно и не один век. Многие поколения поэтов мечтали хоть на шаг приблизиться к психоделике.

Для этого применялись поэтами все возбуждающие средства от абсента до кокаина.

Многие и многие поэты от применения зелья преждевременно закончили свой путь, но так и не приблизились к психоделике. Тогда, увы, не было рекламы о вреде наркотиков.

Хотя стоит сказать, что французские символисты 19 века сумели встать на путь, ведущий к Психоделике и указали этот путь другим.

Психоделика, исподволь, об этом никто не знал и не догадывался, развивалась в живописи, скульптуре, в современном дизайне от чайника до машин, мостов, зданий аэровокзалов и ультрасовременных дизайнерских зданий и помещений.

Психоделика пришла в конце прошлого века, стала популярной в молодёжной музыке и стала носить название «транссовой музыки».

Все это подпольное становление и развитие психоделики в пластических искусствах мы называем , - Психоделикой Первого Рода.

Психоделика Второго Рода – это новейшее направление в современной поэзии 21 века со своей собственной концепцией и своими собственными видами психоделики, приёмами и методами.

Это чистое искусство высокой, многомерной поэтической Мысли, без малейшей примеси и намёка на какое-либо отношение к извращениям, к искажённым образам и психотропам - не имеющую.

Стоит сказать, что личный пример основателя Психоделики, который много лет ведёт вегетарианский образ жизни, должен заставить поверить всех сомневающихся, что многомерной поэтической мыслью можно оперирировать , имея в наличии талант и вдохновение.

Об особенностях и целях Психоделики и её уровней, которые «туннелируют читателя – дальше, чем можно себе вообразить», Чёрный Георг говорит так:


«Это особые уровни НАДтекстового восприятия, которые туннелируют читателя, - дальше, чем можно вообразить. И именно оттого, что там, в этих областях, понятие языка не существует, - так сложно выразить то, что при этом происходит с читателем. Можно это делать сотни раз - и каждый раз по-другому. Ведь по сути мы говорим здесь о вещах, которые синтаксисом ЯЗЫКА не охватываются, соответственно, их адекватно объяснить при помощи слов - нельзя.


А цель - это НЕ как-то специфически воздействовать на читателя (как шевалье себе ошибочно воображает, основываясь, опять-таки, на собственных мотивациях), а просто зашвырнуть читателя как можно дальше, вытолкнуть его - за эти самые языковые рамки, причем - не туда, куда его музыка выталкивает (поскольку в музыке нет идейной составляющей, а есть лишь настроенческая), а совсем в другие области (поскольку лучшая поэзия ведь оперирует не просто на чувственном уровне, а на уровне ИДЕЙ - даже если к ним и примешивается довольно острые настроенческие инварианты). Понимаете, что я хочу сказать? Цель здесь - иррациональна. Это НЕ что-то конкретное (хотя, возможно, в каких-то случаях оно и может быть таковым), но куда интереснее помогать читателю забрасываться в те области, о существовании которых он и не подозревал, уже не говоря о том, чтобы самому туда попасть и там на какое-то время застабилизироваться. Именно этому психоделика обязана своим аддиктивным эффектом. Именно поэтому для тех, кто ее распробовал, остальная литература становится неинтересной.»


Вот именно. Кто распробует и уже распробовал Психоделику, остальная литература становится неинтересной

Приведу, ещё слова поэта Алексея Порошина о Психоделике, который сравнивает принципы работы Психоделики с принципами работы электричества:


«МЕХАНИЗМ образования и действия электричество ещё тоже никто на свете не изучил и не понял, но это не мешает нам понимать его СУТЬ и использовать на практике. Так же и интуиция. Все понимают, что вся работа и окончательная формулировка решения протекает в подсознании, то есть МИНУЯ сознание. Это и есть психоделика. Сознание читает текст, понимает буквально, но не понимает скрытого смысла, а подсознание анализирует по всем возможным направлениям, как компьютер, и находит то, что от сознания ускользнуло. И выдаёт это что-то в виде готового решения. Это прекрасный механизм работы наших Инь и Янь, совокупный продукт, которым стоит гордиться.»


Рецензии
http://www.youtube.com/watch?v=D1DRdavh6IQ
Обязательно посмотрите!
С наступившим Праздником 8 марта!!!
Всех благ!!!

Сентябрский Снег   08.03.2015 23:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.