Гносео-логос. 67 стихотворений для учёных
И
З Н А Т Ь
Двенадцать змей шуршат в песках.
Небесный шар зажат в тисках
двух чёрных скал –
двух мёртвых рук.
Что я искал – со мною, друг.
Здесь камень есть, горяч и нем,
что бродит ночью при Луне
и долгий след его храня,
зовёт Пустыня в путь меня.
Со мною каждый говорит,
кто был сожжён и кто горит,
и лишь молчит кто был врагом, -
он в измерении другом.
Мы все умрём, но чтобы встать
живущий вынужден спешить;
ЗДЕСЬ надо ЖИТЬ
затем, чтоб – знать.
ТАМ надо - ЗНАТЬ
затем, чтоб жить.
____________________
П Р О Е К Т
Сначала – слово,
а потом – крест.
Сначала – мысль,
а потом – жест.
Сначала – войны,
а потом – пир.
Сначала – Гармония,
а потом – Мир!
______________
П О Д А Р О К
Это – плоть изумруда:
лучезарный провал,
что упал "ниоткуда"
в золочёный овал
из Миров неизвестных
ощущений и сфер,
где немыслимо МЕСТО,
и пространство – вне мер.
Там, где Звёзды – окружность
словно скань из огня,
ибо Время – ненужность,
и не мучит меня.
Я дарю тебе ЭТО,
потому что не сам
подбираю сюжеты,
к изумрудным глазам
в глубине подсознанья
ощущая толчок...
в измереньях познанья
ты пока новичок.
____________________
О ЖИЗНИ,
О ЯБЛОКЕ
И НЬЮТОНЕ
«Открытие цветка –
открытие Закона».
«Открытие закона –
эшафот».
Закрытие – условие Канона:
"закрытие цветка – запретный плод".
«Падение плодов –
падение Империй».
«Империя –
падение сердец».
Падение паденью
не критерий;
здесь прав ответчик,
ибо прав истец.
__________________
Аргумент
В разумном Мире всё подчинено
законам Разума, понятным и высоким;
истоки зла, движения и сроки.
В него войти не многим суждено
и состояться, превратившись в мысль –
в незримый шанс, деталь или фрагмент
размером с файл, а может быть, и пиксель,
а значит – в часть Идеи,
в АРГУМЕНТ.
________________________________
*
Не мыслим до конца
понять. Но разве мало –
сомненья мудреца
и профессионала!
________________
ХРИСТОМАТИЙНЫЙ
ДИАЛОГ
- «Е» равняется «эМЦ-квадрат»,
и – ничего личного.
- Тут о личностях говорят
много и неприлично –
мол, не ведают что творят
шумно и одиозно…
- «Е» равняется "эМЦ-квадрат",
и говорить поздно
- ... о том, например,
что они хитры –
«прячутся
в околесицах»,
что люди терпят их до поры.
- А всё-таки «она вертится!»
- ... и все-то голы они да босы,
и характер смешон да лют...
- Только дело в том, что «Эмоция
есть Космический Абсолют».
_________________________
*
Не сомневаюсь, что без сомнений
ни открытий нет, ни идей.
... За спиною кивает гений –
сомневающийся Фарадей.
Он по саду гулял с Ньютоном,
с Архимедом нырял в бассейн.
... А со скрипкой и камертоном,
сомневаясь, смотрел Эйнштейн.
___________________
*
Каким умом читать стихи,
Не посоветую, не знаю.
Наверно, - тем, что выбирает
коньяк, закуску и духи,
наверно, тем, что знает как
безумных женщин утешают,
творят грехи, грехи прощают
и "изучают" Зодиак.
___________________________
С Л О Ж Н О С Т Ь
И
П Р О С Т О Т А
Космонавты играют в звёзды
как играли мы "в города".
Сложность – чтобы потом просто:
чтоб привыкнуть и - навсегда.
Чтоб родившись не удивляться
и, считая, что всё - не так,
верить в судьбы, страдать, влюбляться
и лететь в такси за пятак.
_________________________
С О О Т Н О Ш Е Н И Е
Если нечто поместить в нечто
с единой целью – определить,
(определение – вот что вечно),
как друг от друга их
отделить?
Их бы надо СООТНЕСТИ –
ТО, которое с ТЕМ, во что...
и с числителя снять пальто,
в знаменателе стол накрыть,
обсудить бы с ним пару книжек, –
что оценит он, как поймёт,
что увидит он, что услышит,
что предложит, а что – возьмёт.
«Отрицательный», «положительный»,
каждый
этого Мира часть.
ЖИТЬ и значит – стоять в числителе,
со Вселенной соотносясь.
____________________________
*
В России нечего украсть –
то толпы нищих, то охрана.
Тут смотрит Истина, смеясь,
из опустевшего кармана.
В России некому читать;
здесь можно стоя поскользнуться.
И не поможет сам Конфуций
тем, кто разлёгся помечтать.
________________________
В Е Л И Ч И Е
У М А
Величие ума
не поражает Звёзд;
там размышлений – тьма.
И наши – невсерьёз.
Величие ума
не поражает Мир;
оно лежит в томах,
а Мир влечёт... эфир.
Величие ума
не поражает мух;
их Повелитель глух,
а их полёт – тюрьма.
________________
*
- Вокруг опасность, а ты философствуешь.
- Вокруг философия, а ты дрожишь.
_________________________________
*
Время носит твои черты
от ошибок до озарений:
Мир таков, каково Время –
то, в котором не Мир, а ты.
______________________
*
Всё дело – в зоне обитанья,
в законах действия ума,
где в механизмах подсознанья –
все теоремы. И Ферма.
Мы дело, собственно, имеем
лишь с тем, что дремлет в голове;
там нечто с Богом наравне,
а мы признаться не умеем.
В аллеях пляшет листопад,
играет веерами ветер...
Недолог день, но сумрак светел,
качаясь в пламени лампад.
_______________________
*
Всё на Земле НЕОБХОДИМО:
У «плюса» с «минусом» - война.
Но диалектика умна,
и значит, ИСТИНА ЕДИНА.
____________________
Г А Р М О Н И Я
и
Л Ю Б О В Ь
Минимум строк.
Минимум строф.
Минимум средств.
Максимум цели.
... Не экономят
только в постели.
ГАРМОНИЯ – не ЛЮБОВЬ.
_______________________
Г Н О С Е О - Э Т Ю Д
БИОЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
КРАСОТЫ
есть
КРАСОТА
БИОЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.
Образы... разные... –
слышите разницу?
Вот. Возьмите.
Для Вас – цветы.
___________________________
Ж А Д Н О С Т Ь
Жадность бессмертна
как страсть созидать.
Глупо не знать,
только глупость - инертна.
___________________
З А Г А Д К А
Различаю вас, различаю.
И в различьях души не чаю.
Обожаю разнообразье
в каждом образе,
в каждой фазе.
Эта слева тень,
эта – справа.
Два лица.
А вокруг – оправа.
Как критерий прост
у различия! –
ничему он не
идентичен,
ничему он не
адекватен –
описать его
слов не хватит.
Как на двух
полюсах сознанья,
где «незнанье» -
на фоне «знанья»,
«отраженье» –
на фоне «сути».
Мостик мысли
над бездной мути.
_________________
*
Зачем
на временной Земле
познание о Вечном?
Неужто для «Большой Утечки»
с печатью смерти на челе!
___________________
*
ЗДЕСЬ – чувства живут и используют разум,
ТАМ – разум использует силу чувств.
ЗДЕСЬ – мастерством создавали нас,
ТАМ размышленье - фрагмент Искусств:
способность мыслить как созидать
всю Вселенную с содержаньем –
с морем Звёзд, с лошадиным ржаньем
и с тем, что сроду не увидать.
__________________________
И С К Р Е Н Н О С Т Ь
От ума до ума
эта тропка –
пряма.
А над тропкою –
тьма:
суета, кутерьма…
А на тропке – шаги
быстролётны, легки
в золотистой пыли –
по росе пролегли...
Невозможно свернуть –
так тропинка пряма.
Это – ИСКРЕННОСТЬ:
путь
от ума до ума.
______________
И С С Л Е Д О В А Т Е Л Ь
/Сергею Николаевичу Меркулову посмертно/.
... Следил, следил
и – "наследил".
(Какой никчёмный человек!)
Подходит двадцать первый век,
А он его опередил.
И – лет на тысячу, увы.
Поток времён к нему жесток;
Такой несообразный срок
никто
не сносит головы.
________________________
г. Боровск. 1982 год.
К О С Т Н О С Т Ь
По осям координат
в плоскостях
трёхмерно
распластался циферблат
глупо и манерно.
Стрелка охает, ползёт
с плоскости на плоскость... –
механизмам «не везёт»:
костность.
__________________
К Р А Й
Всё – к Раю. Неизбежен Рай.
Там газ такой температуры,
что все известные Культуры
зовут: «Влетай и создавай».
И все эмоции, что ты
усвоил в дебрях матерьяльных,
в движенье яростном, астральном
творят Каноны красоты;
ты строишь Рим и Карфаген
легко, светло и невесомо.
Ты побывал везде как дома,
весь опыт забивая в ген.
Сто тысяч судеб как программ –
побед, просчётов, поражений,
и каждый вздох, и каждый шрам,
и боль и радость впечатлений.
Смешон материальный гений,
самозабвенен как дитя,
и всё же в выборе решений
порою прав порой шутя.
Так первый шаг, держась руками,
вершат, чтоб строить самолёт,
блуждая в пройденном веками,
лишь тем живя, что "Бог пошлёт".
И ты пошлёшь
себе былому
частицу быструю
фотон,
чтоб создавая аксиому,
СМОТРЕТЬ,
выстраивая ФОН.
Так ставя знанья в знаменатель,
в числитель ставят новый факт.
... Чтоб ОЦЕНИТЬ.
И этот акт
был тем, что оценил Создатель.
Увы,
Эмоция – оценка.
И – самоцель. И – абсолют.
Но биомозг похож на стенку,
за нею – тьма,
тепло,
уют.
________________________
К Р А С О Т А
Знаете, «просто» ещё не «красиво»,
«крепко» - тоже , и даже – «много»,
«вычурно», «необычно» — лживо,
«честно» — ещё не совсем «красиво».
Там где – красиво, не замечают
всё перечисленное нами выше.
Не замечая её, не слыша,
по КРАСОТЕ
этот мир встречают.
________________________________
Л И Ч Н О С Т Ь
«Эмоция себя» -
как сложной суммы качеств.
«Эмоция Миров» -
как качество начал.
Количество устроено
иначе,
кто коллективный разум
не встречал!
_________________
*
Материя – «минус».
Тут некуда деться.
И чем
я не знаю,
но всё же делюсь:
если вибрация
правит сердцем,
значит вибрацией правит
«плюс».
Это похоже
на то, что в розетке
и на причину
рожденья детей,
на колебания крыльев
и ветки,
звёзд переменных,
и прочих затей.
_______________
*
Между моралью
и точным знанием
родится главное:
П О Н И М А Н И Е
как между морем
и меж скалою
родится Сила -
волна прибоя.
_______________
*
Мир ОТКРОВЕНЕН: открыт, мгновенен.
Этим феномен Времени ценен.
Мир без эмоций исчез бы в дискретном.
Время – эмоция. Это бессмертно.
Всё – для эмоции: люди, Вселенная...
Это – идея. Идея нетленна.
____________________
*
«Мненье» глупца – это просто чувство
Что бы он там не стонал про Вас,
чувства - стихия, а это грустно.
Через плечо им, и – соль в глаз!
Важно, что мыслит о Вас разумный,
не отнимая последний шанс.
Его заключеньям
предшествуют думы.
... Если и сам Вы не Розенкранц.
_____________________________
М О С Т И К
Белый балкон
со ступеньками в пропасть -
мостик висячий,
омытый дождём.
Старые новости,
новые новости...
стлеют, состарятся.
Мы подождём.
Поговорим
об обычном наличном –
с чем соотносятся
наши умы:
мостик над пропастью,
значит – в числитель,
а знаменатель –
хранилище тьмы.
______________
М Ы С Л Ь
Облако в небе – что белый парус.
Парус в Море – барашком белым -
два фрагмента Вселенной. Малость.
Или двух
до границ Предела.
Или мысли кораблик белый,
там, в «проливе»
меж полушарий,
или
у облаков в прогале
мысль быстрая - чайкой смелой!
Как во льдах – серебристой рыбкой
Или зайчик меж двух сугробов!
Можно выплыть легко и гибко
меж Канонов нерасторопных.
_____________________
Зомби
Мысль.
Узкая
да упрямая.
Ни теории в ней,
ни практики,
ни корней-то в ней,
ни Галактики... –
а как прямо стоит,
как прямо!
Универсальность.
Идея-комби.
Зомби.
___________
*
Не красота нам спасёт мир,
а Формула Красоты:
в ней – соответствие нашей мечты
с миром, что вдоль и вширь.
___________________
*
Невкусен пряник и не страшен хлыст,
Смешон палач, пытаясь объясниться,
Он что-то знает, помнит и боится.
В его руке дрожит кленовый лист...
В Природе всё с Природой совместимо, --
В зубах у пса – песочные часы,
и морда – в светлых капельках росы.
Всё как-то рядом и зачем-то – мимо.
________________________________
О Б
Э М О Ц И И
Ты говоришь,
«я – то, я – это»,
себя деля или дробя...
Жива лишь СУММА
всех ответов –
твоя эмоция себя,
твоя эмоция планеты,
твоя эмоция жены,
оценки тьмы,
оценки света,
того, что – явь,
того, что – сны.
Ты – добрый гость
своих оценок
наук, религий,
зла, добра...
с тобой оценка откровенна
сегодня, завтра и вчера.
Из-за неё ведутся войны,
её воруют и... членят;
не все мы ЦЕЛОГО достойны,
оно для нас - восторг и... яд.
_________________
О Б Р А З
М Ы Ш Л Е Н И Я
Образ мышления.
Что
может быть интересней!
ОБРАЗ –
мышление
в прозе, в стихах или в песне,
в письмах, в полотнах
в словах утешения –
образ мышления.
Что «заставляет» нас
и составляет
Высшее Царство,
что в душах с рождения.
МЕТОД –
как неизбежность решения –
ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ.
_____________________
*
Отдых мысли – литература.
А наука – её труд.
Вместе это уже – культура.
Охраняй. А нето упрут.
__________________
П А Р А Д О К С
Где ангелы наивные трубят,
Где Люциферу «умные» кивают,
но Разум совершенствует себя
лишь Жизнь создавая.
Кто бьет копытом
в мутной суете,
кто славит Небо
и растит фиалки,
и только
Разум,
создавая свалки,
стремится к чистоте.
___________________________
*
Понять непонимание – наука.
Понятное легко не понимать,
и быть при этом
чем-то вроде стука.
Весь век стучатся.
Грустно открывать.
___________________
*
Психика – область физики.
Вовсе не медицины.
Вечный исток рутины,
чьи они жертвы – «шизики»?
«Психиатрия – искусство»
и кто реалист, кто – нет,
но каждый
летит ЗА ЧУВСТВОМ
(как мотылёк на свет).
_________________
Р А Ц И О
Ты хочешь – по линейке берега,
чтоб каждый материк – прямоугольник?
Тогда бы
догадался даже школьник,
как Истина строга,
что формулы с порога - разрешимы,
и каждому
отмерен день
и час...
Непогрешимость
«Божия Рейсшины»
превыше нас:
нет хаоса
в движенье элементов –
всему есть место,
ибо всё течёт,
и даже случай
точным компонентом
внесён в Расчёт.
И в том живёт неслыханная сложность
с названием "иллюзия" и "тьма"...
Ничто, увы, на свете не безбожно,
всё – от Ума.
__________________________
Р Е П Л И К А
«Пожалуй, довольно
размышлять о жизни.
Жить пора.
И не размышляя».
«Мысль – вот что нас разрушает».
Тесно мудрости
в прагматизме.
Тесно честной любви
в расчётах;
из банка в банк –
не её пути.
Были выдумкой самолёты, -
и лети, моя мысль, лети!
_________________
СВОЙСТВА
Есть свойство душ -
оно зовёт
идти, о прошлом не жалея
у льда есть свойство
стать теплее,
но лёд тогда – не лёд.
И «свойство» понимать как «шанс» –
увы, есть склонность неразумных,
что шансы
складывают в суммы,
и верят в глупый Ренессанс.
______________________
С Л Е Д С Т В Е Н Н О –
П Р И Ч И Н Н О С Т Ь
Как шкурам – тёплая овчинность,
(все реки там, где есть мосты),
ножам присуща перочинность,
и в том – причинность остроты.
____________________________
*
Стара, молода ли Тьма,
здесь Время – как сумма чисел,
но жизнь - совокупность мыслей
как собственный век Ума.
_______________
С У Д Ь Б А
Глупость находит, ища врагов,
разум, ищущий пониманья.
... Окутана славою и преданьем,
бродит глупость среди Голгоф.
____________________
«Н Е С У Д Ь Б А »
«Нормальный» Мир
изобретён НАУЧНО –
от хитростей политики
далёк,
он – гармоничен.
Он – почти упрёк:
в нём слово «власть»
звучит неблагозвучно.
В нормальном Мире
ты живёшь и я,
меж величин соединясь собою
и «посещая дивные края,
мы возвратясь,
печаль зовём «судьбою».
__________________
С Ч А С Т Ь Е
На свете счастье есть
смотреть на Мир сквозь знанья,
и, видя, как порой он выглядит глупей,
грустить о нём,
смущая пониманье –
ЧТО
в том, что нищий
кормит голубей!
Большое Древо укрывает многих
душой того, кто выстругал скамью,
чтоб слушать ветер или спор убогих,
что чтят себя,
богатство и семью.
... Зевают члены «избранного Круга»,
за кругом – шум
и грохот дискотек.
На свете счастье есть
смотреть в глаза друг друга -
ЧЕЛО в ЧЕЛО.
На то отпущен ВЕК.
______________
*
Талант,
мой предок и потомок,
где рос?
Где вспыхнешь?
Где сгоришь?
Высок, чувствителен и ломок,
чью
плоть
в грядущем сотворишь?
Каким он будет,
новый гений,
в чём Путь его,
и где Причал,
чтоб отличить от совпадений
причины истинных начал?
__________________
*
Тебе «понятно»
и ему «понятно».
Только ему – очень.
Такие как он – пятна
светлые
среди ночи.
________________
*
Теряешь субъект человека,
теряет себя «объект», –
«поверхность зеркал» померкла,
а с ними – и интеллект.
А значит, кому «интересен»
аморфный и суетной
мир...
и с целью скажи, какой
он полон был Звёзд и песен?
________________________
Т О Ч Н О С Т Ь
Точность
ради любви к Разуму.
Точность
ради любви к себе.
Точность
определяя фразу
правит
в моей
судьбе.
______________
Т Р А К Т А Т
о
Ч У В С Т В Е
«Цветокультура» -
одна из культур.
Цвет – механизм
отличья фактур.
Звук – для отличья
частот колебаний.
Вкус – как критерий
для биоструктур,
как осязанье –
для температуры,
или – для плотности,
или – для веса... –
в сумме – для образа
полновесного.
(Что вне пропорции,
не "чересчур" ли?)
ОБРАЗ – оценка.
Как сумма Эмоций:
(+) или (-)
как «польза» и «вред» -
честно ли, подло, богато ли бедно;
в общем, «приблизить»
объект или нет.
В чём применим он
и чем он опасен,
к жизни ли он
приближает, к смерти.
Это – КРИТЕРИЙ реакции.
Смерьте.
Тут, на шкале,
он в сравнениях
ясен.
Гнать его действием
или приблизить,
или же – «впрок» его,
«про запас»...
Многообразен наш мир и капризен –
будто направленный
против нас.
Наша ЭМОЦИЯ – наша оценка –
стимул к действию всех и вся,
она же и действие судит цепко,
движения мимо не пронося.
Сначала – гипотеза,
позже – теория,
после – практика,
как критерий мысли –
ум и эмоцию смог исчислить
в славном поиске априори.
В этом – жизнь для всего живого
столь представленного в вариантах:
обречённость плодить таланты
с трансформацией в виде слова.
Ибо было о том вначале -
там, где «плохо»... и день ёщё... –
день второй, где слова молчали,
а на третий День – «ХОРОШО»!
_________________________
Т Р А Н С – ...
Пространство – для того, чтоб изнутри
«пылинка» назвала его Пространством.
Пойди найди пылинку
и сотри –
нарушишь соразмерность постоянства,
где каждый Мир – причина остальных,
где каждый Мир живёт внутри другого.
Миры локальны.
трансцендентно слово.
Оно – транзитом.
Потому, что – шанс.
_____________________________
*
Трехкратный электрички крик... -
движенье звука
понижает тон,
движенье тона
рушит постоянство
и строит
композицию Пространства,
где царствует Движения Канон...
Учитесь, ученик.
_________________________
*
Ты дверь открывая
прочла письмена:
«Весь этот Мир – мой».
... Утром –
со стороны другой:
«Мир, которому принадлежу я»,
спросив у меня:
«В чём печаль твоя,
разве - твоя вина,
что дверь у тебя – одна?».
Теперь ты – моя жена.
_________________
* * *
Ты думаешь, я - кто?
Я? Думаю кто – ты.
А что?
Мы здесь с тобой – чтоб думать:
Ты думаешь, кто я,
Я думаю, кто ты.
А это – СУММА.
______________
*
Уникально,
оригинально –
размышления
об измышлениях.
Измышлять,
говорят,
банально –
это способ
бороться с ленью.
Там, где шумно
и бесполезно,
можно молча
и гениально.
Размышление –
не чудесно.
Размышление –
рационально.
______________
*
Ученье можно долго помнить.
Но помнить – не переживать:
за буквой яркой и огромной
значенья склонны исчезать.
___________________________
Ф А К Т
Пароход «причалил» к пристани –
проломил её до скал!
Так порой «приходит» Истина –
та, которую искал.
Завопишь, развозмущаешься, -
к трапу, с вилами на бак!
... В глаз получишь – и «сломаешься».
И поймёшь, что жил – не так.
____________________________
Ф У Н Д А М Е Н Т А Л Ь Н О С Т Ь
«КАК» - вопрос не фундаментальный,
фундаментальный вопрос – «ЗАЧЕМ»
мир покрыт отражённой тайной,
не считающейся ни с чем.
Либо сумма он информации –
равнодушной и «никакой»,
Либо - сумма живых реакций
от абстрактной и до простой.
____________________________
*
Чёрный рыцарь
на белом коне –
не белый, увы, -
на чёрном.
Как партия в шахматы.
Смехотворно.
Пешки-то – в стороне.
____________________
*
«ЧТО» есть объект Познанья – не вопрос.
«ЗАЧЕМ» он есть –
вопрос, где – пол-ответа.
ПОТРЕБНОСТЬ – вот Причина!
И предметы
есть «предложенья»,
а они – на «спрос».
ЖИВОЕ без потребности – ничто.
Где нет её, - ни знания, ни Бога:
где нет движенья, не нужна дорога.
Увы, не в Африке изобрели пальто.
___________________
Э В О Л Ю Ц И Я
Сегодня злом
ты называешь жадность,
безволье, трусость –
качеством людей.
А завтра –
что в тебе самом неладно:
порочность мыслей,
чувственность идей.
Потом – ошибки в
логике раздумий.
Потом – привязанность
к материи миров.
Но «мысль упрямей фактов»
в общей сумме.
Забудь о них.
И ниспадёт Покров.
___________________
Свидетельство о публикации №115030606564