Гносео-логос. 67 стихотворений для учёных

Ж И Т Ь
И
З Н А Т Ь



Двенадцать змей шуршат в песках.
Небесный шар зажат в тисках
двух чёрных скал –
двух мёртвых рук.
Что я искал – со мною, друг.

Здесь камень есть, горяч и нем,
что бродит ночью при Луне
и долгий след его храня,
зовёт Пустыня в путь меня.

Со мною каждый говорит,
кто был сожжён и кто горит,
и лишь молчит кто был врагом, -
он в измерении другом.

Мы все умрём, но чтобы встать
живущий вынужден спешить;

ЗДЕСЬ надо ЖИТЬ
затем, чтоб – знать.
ТАМ надо - ЗНАТЬ
затем, чтоб жить.


____________________

П Р О Е К Т


Сначала – слово,
а потом – крест.
Сначала – мысль,
а потом – жест.

Сначала – войны,
а потом – пир.
Сначала – Гармония,
а потом – Мир!


______________

П О Д А Р О К


Это – плоть изумруда:
лучезарный провал,
что упал "ниоткуда"
в золочёный овал

из Миров неизвестных
ощущений и сфер,
где немыслимо МЕСТО,
и пространство – вне мер.

Там, где Звёзды – окружность
словно скань из огня,
ибо Время – ненужность,
и не мучит меня.

Я дарю тебе ЭТО,
потому что не сам
подбираю сюжеты,
к изумрудным глазам

в глубине подсознанья
ощущая толчок...

в измереньях познанья
ты пока новичок.


____________________

О ЖИЗНИ,
О ЯБЛОКЕ
И НЬЮТОНЕ


«Открытие цветка –
открытие Закона».
«Открытие закона –
эшафот».

Закрытие – условие Канона:
"закрытие цветка – запретный плод".

«Падение плодов –
падение Империй».

«Империя –
падение сердец».

Падение паденью
не критерий;
здесь прав ответчик,
ибо прав истец.


__________________

Аргумент


В разумном Мире всё подчинено
законам Разума, понятным и высоким;
истоки зла, движения и сроки.
В него войти не многим суждено

и состояться, превратившись в мысль –
в незримый шанс, деталь или фрагмент
размером с файл, а может быть, и пиксель,
а значит – в часть Идеи,

в АРГУМЕНТ.


________________________________

*

Не мыслим до конца
понять. Но разве мало –
сомненья мудреца
и профессионала!

________________

ХРИСТОМАТИЙНЫЙ
ДИАЛОГ


- «Е» равняется «эМЦ-квадрат»,
и – ничего личного.

- Тут о личностях говорят
много и неприлично –
мол, не ведают что творят
шумно и одиозно…

- «Е» равняется "эМЦ-квадрат",
и говорить поздно

- ... о том, например,
что они хитры –
«прячутся
в околесицах»,
что люди терпят их до поры.

- А всё-таки «она вертится!»

- ... и все-то голы они да босы,
и характер смешон да лют...

- Только дело в том, что «Эмоция
есть Космический Абсолют».


_________________________

*

Не сомневаюсь, что без сомнений
ни открытий нет, ни идей.

... За спиною кивает гений –
сомневающийся Фарадей.

Он по саду гулял с Ньютоном,
с Архимедом нырял в бассейн.

... А со скрипкой и камертоном,
сомневаясь, смотрел Эйнштейн.


___________________

*

Каким умом читать стихи,
Не посоветую, не знаю.
Наверно, - тем, что выбирает
коньяк, закуску и духи,

наверно, тем, что знает как
безумных женщин утешают,
творят грехи, грехи прощают
и "изучают" Зодиак.


___________________________

С Л О Ж Н О С Т Ь
И
П Р О С Т О Т А


Космонавты играют в звёзды
как играли мы "в города".
Сложность – чтобы потом просто:
чтоб привыкнуть и - навсегда.

Чтоб родившись не удивляться
и, считая, что всё - не так,
верить в судьбы, страдать, влюбляться
и лететь в такси за пятак.


_________________________

С О О Т Н О Ш Е Н И Е


Если нечто поместить в нечто
с единой целью – определить,
(определение – вот что вечно),
как друг от друга их
отделить?
Их бы надо СООТНЕСТИ –
ТО, которое с ТЕМ, во что...

и с числителя снять пальто,
в знаменателе стол накрыть,

обсудить бы с ним пару книжек, –
что оценит он, как поймёт,
что увидит он, что услышит,
что предложит, а что – возьмёт.

«Отрицательный», «положительный»,
каждый
этого Мира часть.
ЖИТЬ и значит – стоять в числителе,

со Вселенной соотносясь.


____________________________

*


В России нечего украсть –
то толпы нищих, то охрана.

Тут смотрит Истина, смеясь,
из опустевшего кармана.

В России некому читать;
здесь можно стоя поскользнуться.

И не поможет сам Конфуций
тем, кто разлёгся помечтать.


________________________

В Е Л И Ч И Е
У М А


Величие ума
не поражает Звёзд;
там размышлений – тьма.
И наши – невсерьёз.

Величие ума
не поражает Мир;
оно лежит в томах,
а Мир влечёт... эфир.

Величие ума
не поражает мух;
их Повелитель глух,
а их полёт – тюрьма.


________________

*


- Вокруг опасность, а ты философствуешь.
- Вокруг философия, а ты дрожишь.


_________________________________
 
*


Время носит твои черты
от ошибок до озарений:

Мир таков, каково Время –
то, в котором не Мир, а ты.


______________________

*


Всё дело – в зоне обитанья,
в законах действия ума,
где в механизмах подсознанья –
все теоремы. И Ферма.

Мы дело, собственно, имеем
лишь с тем, что дремлет в голове;
там нечто с Богом наравне,
а мы признаться не умеем.

В аллеях пляшет листопад,
играет веерами ветер...
Недолог день, но сумрак светел,
качаясь в пламени лампад.


_______________________

*

Всё на Земле НЕОБХОДИМО:
У «плюса» с «минусом» - война.

Но диалектика умна,
и значит, ИСТИНА ЕДИНА.


____________________

Г А Р М О Н И Я
и
Л Ю Б О В Ь


Минимум строк.
Минимум строф.
Минимум средств.
Максимум цели.

... Не экономят
только в постели.

ГАРМОНИЯ – не ЛЮБОВЬ.


_______________________

Г Н О С Е О - Э Т Ю Д


БИОЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
КРАСОТЫ
       есть
КРАСОТА
БИОЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.

Образы... разные... –
слышите разницу?

Вот. Возьмите.
Для Вас – цветы.


___________________________

Ж А Д Н О С Т Ь


Жадность бессмертна
как страсть созидать.

Глупо не знать,
только глупость - инертна.


___________________

З А Г А Д К А


Различаю вас, различаю.
И в различьях души не чаю.
Обожаю разнообразье
в каждом образе,
в каждой фазе.

Эта слева тень,
эта – справа.
Два лица.
А вокруг – оправа.
Как критерий прост
у различия! –
ничему он не
идентичен,
ничему он не
адекватен –
описать его
слов не хватит.

Как на двух
полюсах сознанья,
где «незнанье» -
на фоне «знанья»,
«отраженье» –
на фоне «сути».

Мостик мысли
над бездной мути.


_________________

*


Зачем
на временной Земле
познание о Вечном?

Неужто для «Большой Утечки»
с печатью смерти на челе!



___________________

*


ЗДЕСЬ – чувства живут и используют разум,
ТАМ – разум использует силу чувств.
ЗДЕСЬ – мастерством создавали нас,
ТАМ размышленье - фрагмент Искусств:

способность мыслить как созидать
всю Вселенную с содержаньем –
с морем Звёзд, с лошадиным ржаньем
и с тем, что сроду не увидать.


__________________________

И С К Р Е Н Н О С Т Ь


От ума до ума
эта тропка –
пряма.
А над тропкою –
тьма:
суета, кутерьма…

А на тропке – шаги
быстролётны, легки
в золотистой пыли –
по росе пролегли...

Невозможно свернуть –
так тропинка пряма.

Это – ИСКРЕННОСТЬ:
путь
от ума до ума.


______________

И С С Л Е Д О В А Т Е Л Ь
                     /Сергею Николаевичу Меркулову посмертно/.


... Следил, следил
и – "наследил".
(Какой никчёмный человек!)
Подходит двадцать первый век,
А он его опередил.

И – лет на тысячу, увы.
Поток времён к нему жесток;
Такой несообразный срок
никто
не сносит головы.


________________________
       г. Боровск. 1982 год.


К О С Т Н О С Т Ь


По осям координат
в плоскостях
трёхмерно
распластался циферблат
глупо и манерно.

Стрелка охает, ползёт
с плоскости на плоскость... –

механизмам «не везёт»:
костность.


__________________

К Р А Й


Всё – к Раю. Неизбежен Рай.
Там газ такой температуры,
что все известные Культуры
зовут: «Влетай и создавай».

И все эмоции, что ты
усвоил в дебрях матерьяльных,
в движенье яростном, астральном
творят Каноны красоты;

ты строишь Рим и Карфаген
легко, светло и невесомо.
Ты побывал везде как дома,
весь опыт забивая в ген.

Сто тысяч судеб как программ –
побед, просчётов, поражений,
и каждый вздох, и каждый шрам,
и боль и радость впечатлений.

Смешон материальный гений,
самозабвенен как дитя,
и всё же в выборе решений
порою прав порой шутя.

Так первый шаг, держась руками,
вершат, чтоб строить самолёт,
блуждая в пройденном веками,
лишь тем живя, что "Бог пошлёт".

И ты пошлёшь
себе былому
частицу быструю
фотон,
чтоб создавая аксиому,
СМОТРЕТЬ,
выстраивая ФОН.

Так ставя знанья в знаменатель,
в числитель ставят новый факт.
... Чтоб ОЦЕНИТЬ.
И этот акт
был тем, что оценил Создатель.

Увы,
Эмоция – оценка.
И – самоцель. И – абсолют.
Но биомозг похож на стенку,
за нею – тьма,
тепло,
уют.


________________________

К Р А С О Т А


Знаете, «просто» ещё не «красиво»,
«крепко» - тоже , и даже – «много»,
«вычурно», «необычно» — лживо,
«честно» — ещё не совсем «красиво».

Там где – красиво, не замечают
всё перечисленное нами выше.
Не замечая её, не слыша,
по КРАСОТЕ
этот мир встречают.


________________________________

Л И Ч Н О С Т Ь


«Эмоция себя» -
как сложной суммы качеств.
«Эмоция Миров» -
как качество начал.

Количество устроено
иначе,
кто коллективный разум
не встречал!


_________________

*


Материя – «минус».
Тут некуда деться.

И чем
я не знаю,
но всё же делюсь:

если вибрация
правит сердцем,
значит вибрацией правит
«плюс».

Это похоже
на то, что в розетке
и на причину
рожденья детей,
на колебания крыльев
и ветки,
звёзд переменных,
и прочих затей.


_______________

*


Между моралью
и точным знанием
родится главное:

П О Н И М А Н И Е

как между морем
и меж скалою
родится Сила -

волна прибоя.


_______________

*


Мир ОТКРОВЕНЕН: открыт, мгновенен.
Этим феномен Времени ценен.

Мир без эмоций исчез бы в дискретном.
Время – эмоция. Это бессмертно.

Всё – для эмоции: люди, Вселенная...
Это – идея. Идея нетленна.


____________________

*

«Мненье» глупца – это просто чувство
Что бы он там не стонал про Вас,
чувства - стихия, а это грустно.
Через плечо им, и – соль в глаз!

Важно, что мыслит о Вас разумный,
не отнимая последний шанс.
Его заключеньям
предшествуют думы.

... Если и сам Вы не Розенкранц.


_____________________________

М О С Т И К


Белый балкон
со ступеньками в пропасть -
мостик висячий,
омытый дождём.

Старые новости,
новые новости...
стлеют, состарятся.
Мы подождём.

Поговорим
об обычном наличном –
с чем соотносятся
наши умы:

мостик над пропастью,
значит – в числитель,
а знаменатель –
хранилище тьмы.


______________

М Ы С Л Ь


Облако в небе – что белый парус.
Парус в Море – барашком белым -
два фрагмента Вселенной. Малость.
Или двух
до границ Предела.

Или мысли кораблик белый,
там, в «проливе»
меж полушарий,
или
у облаков в прогале
мысль быстрая - чайкой смелой!

Как во льдах – серебристой рыбкой
Или зайчик меж двух сугробов!

Можно выплыть легко и гибко
меж Канонов нерасторопных.


_____________________

Зомби


Мысль.
Узкая
да упрямая.

Ни теории в ней,
ни практики,
ни корней-то в ней,
ни Галактики... –

а как прямо стоит,
как прямо!

Универсальность.
Идея-комби.

Зомби.


___________

*

Не красота нам спасёт мир,
а Формула Красоты:
в ней – соответствие нашей мечты
с миром, что вдоль и вширь.


___________________

*

Невкусен пряник и не страшен хлыст,
Смешон палач, пытаясь объясниться,
Он что-то знает, помнит и боится.
В его руке дрожит кленовый лист...

В Природе всё с Природой совместимо, --
В зубах у пса – песочные часы,
и морда – в светлых капельках росы.
Всё как-то рядом и зачем-то – мимо.


________________________________

О Б
Э М О Ц И И



Ты говоришь,
«я – то, я – это»,
себя деля или дробя...

Жива лишь СУММА
всех ответов –
твоя эмоция себя,

твоя эмоция планеты,
твоя эмоция жены,
оценки тьмы,
оценки света,
того, что – явь,
того, что – сны.

Ты – добрый гость
своих оценок
наук, религий,
зла, добра...

с тобой оценка откровенна
сегодня, завтра и вчера.

Из-за неё ведутся войны,
её воруют и... членят;
не все мы ЦЕЛОГО достойны,

оно для нас - восторг и... яд.


_________________

О Б Р А З
М Ы Ш Л Е Н И Я



Образ мышления.
Что
может быть интересней!

ОБРАЗ –
мышление
в прозе, в стихах или в песне,
в письмах, в полотнах
в словах утешения –
образ мышления.

Что «заставляет» нас
и составляет
Высшее Царство,
что в душах с рождения.

МЕТОД –
как неизбежность решения –

ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ.


_____________________

*


Отдых мысли – литература.
А наука – её труд.
Вместе это уже – культура.

Охраняй. А нето упрут.


__________________

П А Р А Д О К С


Где ангелы наивные трубят,
Где Люциферу «умные» кивают,
но Разум совершенствует себя
лишь Жизнь создавая.

Кто бьет копытом
в мутной суете,
кто славит Небо
и растит фиалки,

и только
Разум,
создавая свалки,

стремится к чистоте.


___________________________

*


Понять непонимание – наука.
Понятное легко не понимать,

и быть при этом
чем-то вроде стука.
Весь век стучатся.

Грустно открывать.


___________________

*

Психика – область физики.
Вовсе не медицины.
Вечный исток рутины,
чьи они жертвы – «шизики»?

«Психиатрия – искусство»
и кто реалист, кто – нет,
но каждый
летит ЗА ЧУВСТВОМ
(как мотылёк на свет).


_________________

Р А Ц И О


Ты хочешь – по линейке берега,
чтоб каждый материк – прямоугольник?
Тогда бы
догадался даже школьник,
как Истина строга,

что формулы с порога - разрешимы,
и каждому
отмерен день
и час...
Непогрешимость
«Божия Рейсшины»
превыше нас:

нет хаоса
в движенье элементов –
всему есть место,
ибо всё течёт,
и даже случай
точным компонентом
внесён в Расчёт.

И в том живёт неслыханная сложность
с названием "иллюзия" и "тьма"...
Ничто, увы, на свете не безбожно,
всё – от Ума.


__________________________

Р Е П Л И К А


«Пожалуй, довольно
размышлять о жизни.
Жить пора.
И не размышляя».

«Мысль – вот что нас разрушает».

Тесно мудрости
в прагматизме.

Тесно честной любви
в расчётах;
из банка в банк –
не её пути.

Были выдумкой самолёты, -
и лети, моя мысль, лети!


_________________

СВОЙСТВА


Есть свойство душ -
оно зовёт
идти, о прошлом не жалея
у льда есть свойство
стать теплее,
но лёд тогда – не лёд.

И «свойство» понимать как «шанс» –
увы, есть склонность неразумных,
что шансы
складывают в суммы,
и верят в глупый Ренессанс.


______________________

С Л Е Д С Т В Е Н Н О –
П Р И Ч И Н Н О С Т Ь


Как шкурам – тёплая овчинность,
(все реки там, где есть мосты),
ножам присуща перочинность,
и в том – причинность остроты.

____________________________
 
*

Стара, молода ли Тьма,
здесь Время – как сумма чисел,
но жизнь - совокупность мыслей
как собственный век Ума.

_______________

С У Д Ь Б А


Глупость находит, ища врагов,
разум, ищущий пониманья.

... Окутана славою и преданьем,
бродит глупость среди Голгоф.


____________________

«Н Е   С У Д Ь Б А »


«Нормальный» Мир
изобретён НАУЧНО –

от хитростей политики
далёк,
он – гармоничен.
Он – почти упрёк:
в нём слово «власть»
звучит неблагозвучно.

В нормальном Мире
ты живёшь и я,
меж величин соединясь собою
и «посещая дивные края,

мы возвратясь,
печаль зовём «судьбою».


__________________

С Ч А С Т Ь Е


На свете счастье есть
смотреть на Мир сквозь знанья,
и, видя, как порой он выглядит глупей,
грустить о нём,
смущая пониманье –
ЧТО
в том, что нищий
кормит голубей!

Большое Древо укрывает многих
душой того, кто выстругал скамью,
чтоб слушать ветер или спор убогих,
что чтят себя,
богатство и семью.

... Зевают члены «избранного Круга»,
за кругом – шум
и грохот дискотек.

На свете счастье есть
смотреть в глаза друг друга -
ЧЕЛО в ЧЕЛО.

На то отпущен ВЕК.


______________

*


Талант,
мой предок и потомок,
где рос?
Где вспыхнешь?
Где сгоришь?

Высок, чувствителен и ломок,
чью
плоть
в грядущем сотворишь?

Каким он будет,
новый гений,
в чём Путь его,
и где Причал,

чтоб отличить от совпадений
причины истинных начал?


__________________

*


Тебе «понятно»
и ему «понятно».

Только ему – очень.

Такие как он – пятна
светлые
среди ночи.


________________

*

Теряешь субъект человека,
теряет себя «объект», –

«поверхность зеркал» померкла,
а с ними – и интеллект.

А значит, кому «интересен»
аморфный и суетной
мир...
и с целью скажи, какой

он полон был Звёзд и песен?


________________________

Т О Ч Н О С Т Ь


Точность
ради любви к Разуму.
Точность
ради любви к себе.
 
Точность
определяя фразу
правит
в моей
судьбе.

______________

Т Р А К Т А Т
о
Ч У В С Т В Е


«Цветокультура» -
одна из культур.
Цвет – механизм
отличья фактур.
Звук – для отличья
частот колебаний.
Вкус – как критерий
для биоструктур,

как осязанье –
для температуры,
или – для плотности,
или – для веса... –
в сумме – для образа
полновесного.
(Что вне пропорции,
не "чересчур" ли?)

ОБРАЗ – оценка.
Как сумма Эмоций:
(+) или (-)
как «польза» и «вред» -
честно ли, подло, богато ли бедно;
в общем, «приблизить»
объект или нет.

В чём применим он
и чем он опасен,
к жизни ли он
приближает, к смерти.

Это – КРИТЕРИЙ реакции.
Смерьте.

Тут, на шкале,
он в сравнениях
ясен.

Гнать его действием
или приблизить,
или же – «впрок» его,
«про запас»...
Многообразен наш мир и капризен –
будто направленный
против нас.

Наша ЭМОЦИЯ – наша оценка –
стимул к действию всех и вся,
она же и действие судит цепко,
движения мимо не пронося.

Сначала – гипотеза,
позже – теория,
после – практика,
как критерий мысли –
ум и эмоцию смог исчислить
в славном поиске априори.

В этом – жизнь для всего живого
столь представленного в вариантах:
обречённость плодить таланты
с трансформацией в виде слова.

Ибо было о том вначале -
там, где «плохо»... и день ёщё... –
день второй, где слова молчали,
а на третий День – «ХОРОШО»!


_________________________

Т Р А Н С – ...


Пространство – для того, чтоб изнутри
«пылинка» назвала его Пространством.

Пойди найди пылинку
и сотри –
нарушишь соразмерность постоянства,

где каждый Мир – причина остальных,
где каждый Мир живёт внутри другого.
Миры локальны.
трансцендентно слово.

Оно – транзитом.
Потому, что – шанс.


_____________________________

*


Трехкратный электрички крик... -
движенье звука
понижает тон,
движенье тона
рушит постоянство

и строит
композицию Пространства,
где царствует Движения Канон...

Учитесь, ученик.

_________________________

*


Ты дверь открывая
прочла письмена:

«Весь этот Мир – мой».

... Утром –
 со стороны другой:

«Мир, которому принадлежу я»,

спросив у меня:
«В чём печаль твоя,
разве - твоя вина,
что дверь у тебя – одна?».

Теперь ты – моя жена.


_________________

* * *


Ты думаешь, я - кто?
Я? Думаю кто – ты.

А что?
Мы здесь с тобой – чтоб думать:
Ты думаешь, кто я,
Я думаю, кто ты.

А это – СУММА.


______________

*


Уникально,
оригинально –
размышления
об измышлениях.

Измышлять,
говорят,
банально –
это способ
бороться с ленью.

Там, где шумно
и бесполезно,
можно молча
и гениально.

Размышление –
не чудесно.
Размышление –
рационально.


______________

*

Ученье можно долго помнить.
Но помнить – не переживать:
за буквой яркой и огромной
значенья склонны исчезать.


___________________________

Ф А К Т


Пароход «причалил» к пристани –
проломил её до скал!

Так порой «приходит» Истина –
та, которую искал.

Завопишь, развозмущаешься, -
к трапу, с вилами на бак!

... В глаз получишь – и «сломаешься».
И поймёшь, что жил – не так.


____________________________

Ф У Н Д А М Е Н Т А Л Ь Н О С Т Ь


«КАК» - вопрос не фундаментальный,
фундаментальный вопрос – «ЗАЧЕМ»
мир покрыт отражённой тайной,
не считающейся ни с чем.

Либо сумма он информации –
равнодушной и «никакой»,
Либо - сумма живых реакций
от абстрактной и до простой.


____________________________

*

Чёрный рыцарь
на белом коне –
не белый, увы, -
на чёрном.

Как партия в шахматы.
Смехотворно.

Пешки-то – в стороне.


____________________

*


«ЧТО» есть объект Познанья – не вопрос.
«ЗАЧЕМ» он есть –
вопрос, где – пол-ответа.

ПОТРЕБНОСТЬ – вот Причина!
И предметы
есть «предложенья»,
а они – на «спрос».

ЖИВОЕ без потребности – ничто.
Где нет её, - ни знания, ни Бога:
где нет движенья, не нужна дорога.

Увы, не в Африке изобрели пальто.


___________________

Э В О Л Ю Ц И Я


Сегодня злом
ты называешь жадность,
безволье, трусость –
качеством людей.

А завтра –
что в тебе самом неладно:
порочность мыслей,
чувственность идей.

Потом – ошибки в
логике раздумий.
Потом – привязанность
к материи миров.

Но «мысль упрямей фактов»
в общей сумме.
Забудь о них.

И ниспадёт Покров.



___________________


Рецензии