Полторашка. Пьеса

        или "Полтора года под Кустом"

Действующие лица:
Председатель благородного собрания
Ревизионная комиссия
Критик
Голос из зала
Поэты и поэтки, сочувствующие и не очень, читатели и не совсем.

Действие 1: Под калиновым Кустом с молодыми побегами и отдельными удачно перезимовавшими гроздьями откуда ни возьмись появляется стол с самоваром, бараночками и чайным сервизом "Богема". Перед ним полукругом вырастают аки грибы столики поменьше, тут же шумно заполняемые реальной богемой и поклонниками. Серебристо звенит колокольчик, входит председатель, долго и страстно здоровается с самоваром, Кустом и публикой, аборигены разносят чай\кофе и танцуют. Председатель вспоминает, зачем пришел, и раскрывает талмуд с докладом.

Председатель: Привет, дорогое мое Подкалинье! Сегодня исполняется ровно полтора года с момента воткнутия...
     (Суфлер: втыкания!)
ладно, втыкания... нет, что-то не то... (кто это писал?!) внедрения в плодородную творческую почву маленького кустика, в элементарное выживание которого мало кто верил. Однако опасения оказались преждевременными. С крайслеровской скоростью...
     (Суфлер: с крейсерской!)
да ладно, какая разница? Главное, что быстро и без потерь с обеих сторон были выстроены Фауна-порт, Флора-порт и Ежиный заповедник, обслужено 41 Столик на семерых, самозахвачены 32 Хижины Корнета и 14 Хижин Норы Лео, проведено 9 Марафонов, пара бурных массовочек, внедрено два цикла Подкалиновых календарей, не считая прочих сериальчиков и экзотических выпусков в виде финансовых отчетов и фейерверков по обстоятельствам. Таким образом при надлежащем уходе и содержании маленький саженец превратился в живописную поэтическую крону с корнем Мендельсона...
     (Суфлер: мандрагоры!) 
Ой, да ладно, пусть будет мандрагора, жень-шень, элеутерококк - лишь бы в корень!

Голос из зала: Ну, и где обещанная полторашка? В сту-ди-ю! В сту-ди-ю!
      (Шиканье поэтов, поддерживающий гул сочувствующих, тычки и оплеухи читателей, звон колокольчика)
Председатель: Полтора года жизнедеятельности Куста продолжит освещать Ревизионная комиссия.
Рев.комиссия: Доскональная проверка финансовых отчетов нарушений не выявила!
      (Аплодисменты, крики браво, ура, супер и зашибись)
За текущий февраль были проанонсированы все выпуски, причем три из них с личного счета Норы Лео.

Голос из зала: Не по средствам живёте! Поэты должны быть нищими и пьяными! Я против! И полторашку зажилили, ы-ы-ы-ы-ы!
      (Пинки, шлепки, шиканья, возмущённые голоса благородного собрания)

Итак, продолжим. По итогам голосования в Хижине 13\2 набрано 50% + 2 голоса от поданных 54 заявок на Складе, что означает: Третьему Календарному циклу быть!
      (Шквал аплодисментов, планшеты и ноутбуки в воздухе, объятия, слёзы радости, белые голуби в небе, танец аборигенов, разносящих калиновую наливку)

Голос из зала: А-а-а-а-а! Опять календари читать!!! У-у-у-у-у! О-о-о-о-о! Не-е-е!

Председатель: Прошу внимания. У нас завелся Некто, кто перечитал все выпуски с самого основания Куста? Ему только чай... и вот бараночки кусочек остался...
Объявляется 5-минутный перерыв\перекур\перекус.
      Занавес из дождя.

Действие 2. Уже под навесом. Разгоряченное собрание жаждет традиционной художественной части, но кое-кто подозревает сюрприз. Увы, кое-кто прав.

Председатель: Вопреки вашим ожиданиям пронзительной лирики и продуктов весеннего обострения, приглашаем к столу известного столичного Критика. В поле его зрения попал один из календарных выпусков, разбор которого по косточкам будет осуществлён здесь и сейчас. Прошу...

Критик: (миловидная почти блондинка в больших очках и с серьезными намерениями)
   Часто эпигонствующие мужчины-лирики повторяют вслед за кумирами, что женщин-поэтов не существуют. Как женщина я должна была бы стать в позу и объявить о чём-то вроде феминизма в поэзии. Да не буду. Мне вообще кажется, что нет никаких мужчин и женщин, есть только поэты и не поэты.
И если большинство лирики мужской для меня равнозначно эксгибиционисту в метро, прикрывающему своё достоинство (достоинство ли? - вопрос не для сегодняшнего дня) букетом из ромашек и орхидей, то современная женская лирика - однозначно некое явление.

Голос из зала: Во даёт! Мне уже нравиццо!

Критик: Захар Прилепин, в одной статье о состоянии русской литературы обмолвился, что мужчины сдают позиции в прозе, а уж глазами женщины и вовсе выглядят смешно. Я не Захар Прилепин, но тоже думаю. И если обмыслить и прожевать всю женскую лирику мне не под силам (подавлюсь в районе Веры Павловой), то новую подборку Подкалинового календаря - очень хочется.
Первое, что меня радует на Калине - редкое наличие многоточий. Самый любимый способ проверять тексты с многоточиями на реальность мыслей - банально посчитать количество слов и количество точек. Если слов меньше, чем точек - ну, вы понимаете)) Где-то в сети видела "и многоточия там в местах медленной подгрузки информации".
В стихотворении про март: http://www.stihi.ru/2012/03/27/5167
 - 47 слов, и в районе 39 точек. Последними точками автор, наверное, хотел догнать волшебное число 47, но сбился со счёта. Ещё в стихе (раз уж начала считать) почти половина слов из разряда "второстепенных" - а, я, мой, этот и т.п. (ох, уж эти точки). Но если посмотреть с другой стороны - что это, как не чистая рефлексия? (ох, уж эти новомодные словечки) Та самая чистая лирика. А вот сможете Вы сотворить нечто подобное или нет - решайте после прочтения. Можно возвращаться и пробовать. Сможете ли Вы взять банальную тему месяца, ведро многоточий и непритязательных слов и сделать лирику? А главное - захотите ли?

Голос из зала: Хочу! Уже хочу! Дайте хотя бы салфетку, что ли...

Критик: Вообще, это любопытная идея - проследить эволюцию точек и запятых в женской лирике. Причём, я это серьёзно. Уж сколько посвящено цветаевским тире трактатов - а мы чем не?..
На мой взгляд, расставленные знаки препинания - это система чувств автора. Модные постмодернисты не ставят "препинаки" и не пускают человеческое внутрь текста, "отстраняются" - читай, не знают как чувствовать. Это те, конечно, кто не ставит "препинаки" от разума, а не от неграмотности. Это же некое мужество: рассказать всем как чувствуешь. Вот на предмет чувств и рассмотрим подборку дальше.
Следующее стихотворение, покорившее меня числом недосказанных мыслей - про август: http://www.stihi.ru/2010/07/24/4790
Я точно и ясно вижу, как автору совершенно не важно, как встретят его "тоненькие иглы", "спелые травы", "летние сны", "росток, что был взлелеян не зачах" (странно, если бы зачах при таком внимании росток, хотя и это - не редкость), "пахучие медуницы"  и т.д. Да автор и сам признаётся: "и пусть сюжет романа так не нов". И вот эта искренность, вместе с обильными многоточиями, может тоже поразить кого-то в район сердца. И только один вопрос может вызреть (август всё-же) - "почему три дня"? Почему не четыре, не пять, не десять. Почему так мало. Всего три дня. Что-то есть символичное в этой тройке - от птицы-тройки до третьего дня Сотворения мира. А что именно - знает только стихотворение, которое каждый может прочитать по-своему.

Голос из зала: Рыдаю! В сердце попали, о, мой Критик!
 
Критик: Всего пять комплектов многоточий я обнаружила в стихотворении про январь:
http://www.stihi.ru/2014/10/03/8623
Причём, эта недосказанность так и остаётся загадкой. Ибо образность текста - умеренно плотная, достаточная для того, чтобы не убить/сразить читателя наповал и не перейти в разряд банальности. Здесь не тянет сказать "и чё"?  Хотя одна догадка на тему многоточий в этом тексте может появиться. В тексте есть слово "клети" - эдакая архаично-поэтичная клетка. И если убрать все многоточия и проставить точки - эти "клети" будут бельмом на глазу. А так - даже очень органично. И посадите кто-нибудь в клетку этого клоуна-комментатора. Да уж...
  Следующий стих вместе с долей недосказанности, может привнести и кое-что новое в лексикон. А именно - слово-диагноз: http://www.stihi.ru/2015/02/01/583
Автор настолько не принимает " мир всерьёз", что вместе с хандрой и бессонницей в стихотворение проникает "карий верболоз". Вполне понятно, что хотел сказать автор. И не его проблема, если у кого-то в голове всплывают "авитаминоз", "артроз", "атеросклероз". Вот поэтому, пожалуй, последнее четверостишие реально может сложиться в "несерьёзное".
 
Голос из зала: Черта с два! Меня этим верболозом батя в детстве так верболозил!..
 
Критик: Октябрь - следующий по уровню недосказанности, измеряемой мной сегодня в знаках. http://www.stihi.ru/2014/12/21/5227
И я уже вижу, что не знаками едиными жив человек. Это тот случай, когда звук дополняет смысл и рождается целая картинка. Часто говорят, что задача художника - дать почувствовать зрителю грех. Каждому - свой. Кому-то эта картина покажется страшной в своей непритязательной привлекательности, кому-то - невероятно привлекательной в своей клинической обнажённости. Но вряд ли кто-то останется равнодушным в этом октябре.

Председатель: Убедительно прошу нашего гостя прекратить раздеваться при низкой температуре и прилюдно. Накройте его чем-нибудь. Или кто-то пригласил стриптизера? (смех в зале, свист, аплодисменты)
 
Критик: Следующая доза чистой лирики в апреле: http://www.stihi.ru/2013/04/17/54
Уверена, что "делает" это стихотворение именно финал. Эдакая женская ирония. Героиня, которая ко всему умеет отнестись с той лёгкой долей цинизма, что способна любую мужскую особь попробовать понять про женщин следующее: есть полёт души, но земное тоже тревожит прелестниц. И вот с этой точки зрения текст интересен. Понятно, что мелодия не нова. Но здесь слышится своя мелодия.

Голос из зала: Долой эмансипацию! Ой! Ай! Да больно же!..
       (шлепки, щипки, укусы, выкручивание ушей)
 
Критик: А этот текст имеет всего одно многоточие:
http://www.stihi.ru/2014/11/30/6915
И честно выпадает у меня из общей картины подборки. То ли тем, что иначе про декабрь, чем про "остановку", "конец пути" и прочие темы я никогда не читала. Да и не писала, честно говоря. То ли тем, что здесь непременно будешь размышлять о том, насколько оправданно "меж", а не "между". Потом, ещё не очень понятен весь этот коктейль "Снежных метелей и вьюг" с "белокрылой стаей". Или это противопоставление "снежных метелей" - "вьюг белокрылой стае"?
 
Голос из зала: О-о-ой моро-о-о-з - моро-о-з, не-е мо-розь ме-ня (кто-то затыкает поющий рот печенькой).
 
 Критик: Какой-то совершенно особый уровень эмоций, зашитых в стихотворение про ноябрь: http://www.stihi.ru/2012/11/10/5774
Это очень зримая картина маслом, пережитого героиней. Не вселенская тоска и бабьи сопли, и не восторженный отзвук девичьего сердца. Некая женская стать, ироничное отношение ко всему происходящему и переживаемому. Это тот случай, когда каждое слово не случайно и на своём месте. "Смятый пергамент" - одиннадцатый месяц, перед тем как год сгорит фениксом. И такая лирика - искупление. Здесь можно соглашаться, а можно не соглашаться. Но видеть точно нарисованную картинку, в которой каждый знак - на своём месте, а каждое чувство - настоящее.
 
А вот стихотворение про май оставило почти то же впечатление, что и про декабрь:
http://www.stihi.ru/2014/11/26/3866
Читай - странное впечатление. Я не знаю, в чём дело - в разбивке ли строчек, всё же тяжело читать столь многослоговые строки, то ли дело в авторской расстановке тех знаков, которые сегодня мы взяли за отсчёт. И я вроде чувствую, что в этой системе координат участвует каждая точка, но принять систему безоговорочно не могу. Стихотворение от лица мужского, но текст плотный и немного сумбурный. Только что было "как ей понять", как тут же - "что мне русалки рядом с тобой?". Где размышления, где обращения, разделено ли это как-то? Тут же приходит на ум, что инфантильные люди говорят о себе в третьем лице. А потом - всё то, что говорят о мужчинах современные женщины и писатели.

Голос из зала: А вот с этого места поподробнее. Что говорят-то? Не, так не честно. Заинтриговали и бросили. Я плакаль!
 
 Критик: А вот июнь обдал меня "правильностью".
http://www.stihi.ru/2014/06/05/704
Тот самый уровень отстранённости, когда не знаешь, сколько правды тебе только что сказали. Здесь и "пасмурная липкая тьма", усиленная "гнилой теменью", и " не удастся ответить на все вопросы", и "живой золотистый свет", и "кожей чувствовать солнце". Но как прекрасно сказано: "заплетая ужом ускользавшую мимо суть"!
 
Конечная станция нашего обзора - два стихотворения, которые стоят особняком.
По тому уровню эмоций, выраженных знаками, это две диаметрально противоположных истории. Но продуманных и чётких.
Первая зашита в июле: http://www.stihi.ru/2013/06/15/7473
 Есть такие тексты, в которые героиня утаскивает с головой. Кто-то считает средства, которыми героиня это делает, многословием и излишней для стихотворений детализацией, а кто-то - особой формой искренности. Возможно, если переставить местами дни недели и прочие подробности, ничего не изменится, а возможно - мы потеряем искреннюю героиню, выраженную без единой недосказанности и оставившую так много загадок.
А вторая история -  и финальная в этой статье - в самом начале подборки.
http://www.stihi.ru/2014/10/25/7516
Я никогда не смогу остаться равнодушной к оригинальности. Но не на пустом месте, а выраженной в самой системе взглядов автора. Бывает, что система взглядов уже уникальна. Только представьте: сентябрь. И глаза тут же закроет жёлтой пеленой. Но - не в этом случае. Усиленный синий и тревожный красный "делают" это стихотворение и этот сентябрь.  И даже "от нот лавандовых до дрожи фонаря" - не кажется абсурдным и глупым. Потому что в опасности... А это прочувствуйте сами!
 
Я бы хотела закончить этот обзор многоточием. А чего хотеть? Так и закончу.
...
   Аплодисменты, цветы к ногам Критика и увлажненные платочки соперничают с мирным посапыванием непривычных к жанру одних авторов и нервными попытками закрыть страницу других.
   Аборигены посыпают ковровую дорожку лепестками подснежников, Критик гордо удаляется с чувством выполненного долга.
   Некто прячет под Куст пустую полторашку с вложенным в нее листком новых стихов. Куст сыплет ему за шиворот переспелые ягоды. Столики медленно растворяются в темноте весенней ночи.
             Занавес.

В роли Критика - Юлия Малыгина. С дебютом!


Рецензии
Ох, Элли, всё-таки Ваш юмор - это нечто особенное!.. Вы из разряда тех, у кого не 7, а все 10 пядей во лбу! ))

Кто может вызывать улыбку, смех,
тот априори лучше всех!..

Моё почтение и восхищение!

Татьяна Савельева 5   12.11.2016 15:35     Заявить о нарушении
Аж перечитала:))
Спасибо, Татьяна.
Хождение по навигатору Красоткина всегда продуктивно и в масть:)
Чтоб Вы знали, это у нас не единственная пиеса и будут есчо:))
Люблю изобразить пародь на драматургию за неумением писать пародьки на стЕхи.
С поклоном и добро пожаловать!
Ваша,

Эллионора Леончик   12.11.2016 18:59   Заявить о нарушении
А я надеялась, што прослезииииииитесь... )))
Да я и без Красоткина знаю, у Вас завсегда что-нибудь интересное можно найти! Ваш талант многограннейший! Но уж ежели Лёва восторгается (довольно редкое явление), то надоть обязательно прочесть! ))
Буду, буду захаживать, а как же ж!.. ))

Татьяна Савельева 5   12.11.2016 19:29   Заявить о нарушении
Татьяна, и рада бы, но даже на лук не просле... Не знаю, как сказать в первом лице этот глагол: не прослезываюсь или не прослезовываюсь:)))))
Надо спросить у Льва.
Кстати, если есть что юморное, приносите ссылки, свои или чужие.
Пятничная Хижина томно поскрипывает рассохшейся дверью и ждет милости от природных поэтов:)

Эллионора Леончик   12.11.2016 22:18   Заявить о нарушении
Да, Лев - это ходячая энциклопедия. Вернее, прыгучая. )))
Пришлю-с. Всенепременно-с. Дюже люблю чего-нибудь смешное почитать!

Татьяна Савельева 5   12.11.2016 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.