Торжество Православия - Чин почитания икон
«Торжество Православия»
«Торжество Православия» совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста.
Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы
над врагами православия — иконоборцами.
Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утверждённое обычаем
первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным.
Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась
по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников.
Более 100 лет лились слёзы и невинная кровь истинно православных,
которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа,
Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами.
Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням.
Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон,
наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены
из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности,
а иконоборцам предложено было или оставить своё заблуждение,
или прекратить церковное служение.
Христолюбивая царица Феодора объявила:
«Кто не чествует изображения Господа нашего,
Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий,
установил тогда же особое праздничное богослужение.
Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе
в Константинополе в первое воскресенье Великого поста,
которое пришлось в 843 г. на 19 февраля.
Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.
В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счёт включения
других текстов, изображающих главные догматы христианства.
Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми,
когда-либо существовавшими ересями и расколами.
В нём утверждается не только православное учение об иконопочитании,
но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие
и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев.
Особое место в этой службе занимает чин анафематствования.
Анафема — провозглашается соборно не только иконоборцам,
но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика
этого чина с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как например,
Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др.,
затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева,
протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.;
всех анафематствований было 20, а имён до 4 тысяч.
В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом
Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом;
из него исключены были, как множество имён, которым возглашалась вечная память,
так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.
В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.
Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов
или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя
и Божией Матери, возлежащими на аналое.
Чин был существенно сокращён в 1801 г., в нём перечислялись только ереси,
без упоминания имён еретиков.
Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны
имена государственных преступников.
Предание анафеме не является проклятием.
При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.
Может быть она снята и после смерти.
Важное значение для Русской Церкви
имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.
Свидетельство о публикации №115030100784
Николай Зорин 03.03.2015 11:26 Заявить о нарушении