В сиянии красок Сарьяна. К юбилею Варпета

К 135-летию со дня рождения Мартироса Сергеевича Сарьяна
(16(28).02.1880–05.05.1972)

В СИЯНИИ КРАСОК САРЬЯНА

В сегодняшний знаменательный день, 28 февраля 2015 года, отмечается юбилей Варпета, выдающегося армянского художника современности, нашего прославленного земляка Мартироса Сергеевича Сарьяна. Народный художник СССР и Армянской ССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Герой Социалистического Труда, действительный член Академии художеств СССР, действительный член Академии наук Армянской ССР, признанный во всем мире Мастер-Варпет, удостоенный главных призов и золотых медалей на международных выставках и многих государственных наград!.. Слова эти вызывают гордость у каждого из дончан, в том числе армян донских. А любовь, восхищение, чувство родства, близости душевной – чем вызываются они? Только близким знакомством с творчеством Варпета, чтением его книги «Из моей жизни», его статей, мудрейших высказываний!.. Сарьян оставил огромное наследие армянскому, русскому, иным народам восхищённой его солнечной кистью планеты. Но попытался ли каждый из нас принять его дары? Заслужить трудом души, зоркой, чуткой и благодарной, близость, свою родственность с ним?! Помнит ли каждый даты его жизни, как дни рождения родных?

   …День появления на свет М.С. Сарьяна, как и 27 февраля – день рождения отца моего, я всегда ожидаю с волнением… и вопросом: какой же свежей толикой дани словесной воздам я памяти родных людей? Да, родные оба, хоть не сопоставимы: отец Саркис Вартеванович Хартавакян, педагог-историк, и великий земляк-живописец М. Сарьян!.. И сродни они, схожи по верности своим корням, по мировоззрению, близости к простым труженикам, мудрости восприятия жизни, по трудолюбию и жизнелюбию! Солнце Сарьяна вошло в наш дом, когда в детстве отец принёс нам книгу о творчестве Мартироса Сергеевича. В ярко-оранжевой глянцевой обложке, она светила и ластилась, грела своими листами. Затем были иные издания, альбомы, энциклопедии с репродукциями картин, книга самого Варпета «Записки из моей жизни» (вариант названия – «Из моей жизни»), открывшая мир Сарьяна. И были поездки в города, где есть музеи с оригиналами его полотен.
     Многие шедевры Мартироса Сарьяна находятся в музеях России: в Третьяковской галерее, в Музее Востока (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Ростове – в музее изобразительных искусств, музее русско-армянской дружбы и, естественно, в Национальной картинной галерее Армении и в Музее литературы и искусства (Ереван). Однако весь творческий путь художника, начиная со студенческих работ и кончая рисунками последних месяцев жизни, представлен только в Доме-музее М.Сарьяна в Ереване. Основу фонда его составили 50 работ  (30 живописных и 20 графических), подаренных живописцем. Затем коллекция пополнялась его семьёй, меценатами и т. д.

   …Великое счастье выпало мне осенью 2007 года, когда я,  вместе с двумя известными московскими поэтами, как представитель России, приглашена была в hАйастан на II съезд иноязычных армянских писателей. Страна Наири, вторая декада солнечного октября! Яркие лучи и события, волнующие встречи, интересные выступления, бессонные ночи с чтением подаренных книг и беседы с писателями и родственниками, семьёй заслуженного инженера Армянской ССР М. К. Барлаухова!.. Ереван и Дом творчества писателей в Цахкадзоре, в залах которых проходили заседания 30 участников съезда; Гарни и Гехард, иные древние храмы, лазурный Севан; Первопрестольный Святой Эчмиадзин и Ошакан, последний приют Святого Месропа Маштоца, где мы побывали именно в День создания армянской письменности и перевода Священного Писания!.. Затем снова Ереван, посещение его достопримечательностей, церквей и музеев, в том числе художественных. Но ни картинная галерея, ни музей Сергея Параджанова, ни пестрящий манеж с изделиями прикладного искусства, ни даже посещение с Владимиром и Татьяной Барлауховыми квартиры их соседа, заслуженного художника Армении Степана Хачатуровича Андраникяна, со множеством изумительных картин, пронзающих  энергетикой в тесной комнате, честно признаться, не дали столько эмоций, как экскурсия по залам Дома-музея М. С. Сарьяна в Ереване. Там я ощутила высший восторг и счастье познания родины предков, постижения высочайшего искусства; там восхитилась и воскрылилась, нашла неведомых родных душа!..
   
   Степан Хачатурович созвонился с Р. Л. Сарьян, и 18 октября, в свой выходной (на заре следующего дня я улетала), внучки Варпета Рузан Лазаревна, с 2004 г. директор музея, и Софья Лазаревна, главный хранитель его фондов, приехали для проведения экскурсии. Мы с Татьяной Барлауховой оказались в волшебной стране, в сиянии огнеблещущих красок Сарьяна! И в просторном зале второго этажа, залитом и солнцем, и светом, исходящим с полотен, стали слушать повествование Рузан Лазаревны о жизни и творчестве М. Сарьяна, в чьём Доме-музее немало его лучших, значимых произведений… Сердце билось, пело и ликовало, взгляды переходили от одной великолепной картины к иным. Знакомые по книгам и альбомам, в оригиналах они пронзали такими лучами, такой позитивной энергетикой, что моя психология половинки из двойни была в смятении и детском сожалении: очень хотелось присутствия рядом и сестры Байдзарик; хотелось, чтобы и все родственники видели сей же час, со мною вместе, сарьяновские шедевры, осязали ласкающе-тёплый свет и солнечно-радужные краски картин, где запечатлены цветы и улыбчивые, а часто вдохновенно-мудрые лица, сияющие вершины гор и  цветущие луга, и родные нам крестьяне на пахоте!..

  Фотоаппарат мой щёлкал и щёлкал, но заряд батареек иссяк. И тогда Рузан и София подарили мне зарядное устройство для аккумуляторных батареек. И это был такой же памятный дар, как и книги, буклеты о Варпете, изданные музеем. Естественно, и я подарила в начале встречи свой сборник «Армянские святые письмена», где есть посвящения М.С. Сарьяну и А.С. Исаакяну, а также газеты со стихами и статьями наших литстудийцев о Варпете, буклеты, выпущенные в нашем районе к юбилеям в истории донских армян. Узнала, что, к сожалению, денег на издание книг и альбомов музею Варпета выделяется мало: нелёгкие нынче времена для музеев и в Армении, и в России.
     В зале поменьше того же этажа выставлены были личные вещи Варпета. А зал первого этажа предназначался для постоянной экспозиции графики, эскизов Сарьяна. Его мы наспех посмотрели, так как приехала делегация зарубежных технических переводчиков, и Рузан Лазаревна так же терпеливо, на высшем уровне провела экскурсию и для иностранцев.
    
   Настало время познакомить читателей с историей Дома-музея М. Сарьяна в Ереване, воспользовавшись сведениями с его сайта, из статей Р. Л. Сарьян. В 1932 году для живописца, прославившего Армению, был построен дом с мастерской. Проект создал великий зодчий Александр Таманян. Художник принимал здесь сотни посетителей из разных стран, приходивших приобщиться к живописи М. Сарьяна, ощутить его величие и обаяние скромности, тепло его души и любовь к жизни, послушать мудрые высказывания. Встреча с Мастером – символом национальной культуры, становилась для многих самым ярким впечатлением о hАйастане. А широкое признание М. С. Сарьяна явилось основой решения правительства Армении, согласно которому в 1967 г., при жизни художника, к дому, в коем он проживал, был пристроен музей... Автор проекта трехэтажного здания музея – архитектор Марк Григорян, также из выдающихся нахичеванцев. На верхнем и среднем этажах выставлены полотна мастера, написанные в 1898–1970 гг., а на первом этаже – наброски и эскизы, графика. После смерти художника в 1972 г. и мастерская его стала частью музея. Со временем его фонд был пополнен за счёт приобретений у семьи художника, у частных владельцев, а также работ, приносимых в дар меценатами. В 2012 г. фонд музея насчитывал 233 единицы. Выставки картин Сарьяна музей проводит во всем мире.
   Первым директором, возглавившим строительство музея, был младший сын художника, композитор Лазарь (Хазарос) Сарьян. Но, так как он занимал также должность ректора Ереванской государственной консерватории, то за три месяца до открытия руководство музеем М. С. Сарьяна было передано Ш. Г. Хачатряну. (Его знают многие из дончан по книгам, статьям и по приездам в Ростов вместе с Мартиросом Сергеевичем). Спустя 38 лет сами члены семьи, внучки художника, в лице нынешнего директора Р.Л. Сарьян и заведующей фондом С.Л. Сарьян, возглавили работу Дома-музея. Всё самое ценное и интересное семья живописца предоставила для экспозиции.

   С 1 июня 2013 года Дом-музей Мартироса Сарьяна закрылся на ремонт. Перед тем, в июле 2012-го, Президент Армении Серж  Саркисян и министр культуры Асмик Погосян посетили его, высоко оценили его деятельность и обещали помощь в запланированной капитальной реконструкции, что идёт третий год. Дом-музей М. Сарьяна уже имеет дополнительный этаж, где откроются временные тематические выставки работ Варпета. Кроме того, зал четвёртого этажа предназначен и для традиционных вечеров и концертов. Зал будет назван именем Лазаря и Аракси Сарьян. Также здесь намечается проводить лектории для юных. В будущем начнутся ремонтные работы и в части жилого дома Сарьяна, где до недавнего времени ещё проживала семья художника. Будет представлена гостиная, кабинет Лазаря Сарьяна, комната, где хранился архив живописца и т.п.
    О планах музея в Ереване я узнаю, заглядывая на его сайт  и получая вот уже 8-й год письма от внучек Сарьяна: младшей Софьи – филолога, искусствоведа, члена искусствоведческой секции СХ Армении, и старшей, весьма занятой, но великодушной Рузан Лазаревны. Р.Л. Сарьян, выпускница филфака Ереванского госуниверситета, кандидат филологических наук, является также искусствоведом; научным сотрудником Института искусства Национальной АН Армении, недавно защитила диссертацию. Рузан Сарьян – член Союза художников Армении,  автор нескольких книг и альбомов:  “Сарьян и Россия”, “Сарьян и Париж”, “Дом-музей Мартироса Сарьяна”, “Мартирос Сарьян. Письма” (в 2 томах) и др., а также научных статей и публикаций в сборниках Института теории и истории искусства  Российской АН.  Ещё она жена внука поэта А.С. Исаакяна – писателя, известного литературоведа Аветика Вигеновича Исаакяна, который является доктором филологических наук, профессором, директором Института литературы Национальной Академии наук Армении. С ним Рузан Лазаревна приезжала в Ростов и село Чалтырь в сентябре 2009 г. - на юбилейные торжества по случаю 235-летия основания г. Нахичевана и армянских селений на Донщине.
   
   Прошлой осенью Рузан Сарьян писала: «Завершился ремонт музейной части и начался на жилой части дома Варпета». А в феврале пришла и весть: «Вопрос финансирования второй очереди ремонта Дома-музея М. Сарьяна в Ереване решился, хотя мы не можем открыться к 135-летию со дня рождения Мартироса Сергеевича». К сожалению, ереванский музей М. Сарьяна и поныне закрыт. Но Рузан Лазаревна занята сейчас созданием "Фонда друзей Дома-музея М. Сарьяна". (Призываю и мясниковцев, и всех дончан-hаев, помочь ему финансами, когда станет известен банковский счёт, ведь Варпет столько сделал для сбережения культурного наследия донских армян! Надеюсь, и Дом-музей М. С. Сарьяна в х. Чкалово не останется без должной опеки и помощи нашей, как это было свыше десятка лет из-за нерешённых вовремя имущественных и прочих вопросов.)

     Отчий дом на Донщине!.. Мартирос – седьмой по старшинству из девятерых детей  Саркиса Мкртичевича и Устианэ Багдасаровны Сарьянов, трёхлетним переехал в 1883 году со всей большой семьей из города Нор Нахичевана в степь, где был вырыт колодец, построен низкий дом под камышовой крышей, казавшийся детям дворцом. Но самый восхищающий приют впечатлительной, зоркой душе будущего живописца дала степь, манящая своим густым и пахучим разнотравьем, пёстрыми цветами и бабочками. Она подсказывала темы для ярких его пейзажей  и натюрмортов, как позже цветущие долины, заснеженные горы Айастана. И здесь приял он в себя  традиции  армянской культуры и искусства, переняв обычаи и нравы трудолюбивых и даровитых армян донских, впитав животворящие соки родной земли и свет осиявшего её солнца. Годы, проведённые в родном Нахичеване и в отцовском хуторе на реке Самбек (ныне х. Чкалово на краю Мясниковского района), были озарены счастьем близости к природе. Учась в русском Нахичеванском городском училище, летние каникулы Мартирос с братьями проводил на хуторе, помогая старшим в полевой работе. По воспоминаниям, работая, они громко распевали русские и украинские песни. В эти годы им созданы карандашные рисунки «Садовник Петро», «Крестьянин Михаил», «Колодезь», серия рисунков природы, портреты матери и сестёр… Среди живописных же работ, посвящённых местам, где прошло его счастливое детство, внучка Мартироса Сергеевича Рузан Лазаревна Сарьян, директор музея, называет: "Кузьминки", "Ставрино", "Роща на Самбеке", "Степь осенью", "Цветы Самбека" и т. д.
      После окончания в 1895 г. Нахичеванского училища, с поощрения опекавшего его старшего брата Ованеса, желая осуществить свою мечту, Мартирос поступает в 1897 г. в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проходит отличную профессиональную школу у замечательных русских художников В. Серова и К. Коровина.
   О том пишет и сам Сарьян в книге, и искусствовед В. В. Рязанов, и бывшая заведующая музеем русско-армянской дружбы С. М. Хачикян, а также иные краеведы. Затем были выставки в столице, первая поездка в Армению в 1901 г., которая оказала неизгладимое впечатление; в 1902-м – посещение средневековой армянской столицы Ани (прародины предков), последующие поездки М. Сарьяна в Закавказье, в Константинополь (1910), Египет (1911), Персию (1913), откуда он привёз холсты, насыщенные экзотикой восточный стран, источающие зной пейзажи… И была поездка 1914 г. – на юг Армении, в Гохтан. Путешествия сыграли немалую роль в творческой эволюции художника. И, как пишет В. В. Рязанов, «Сарьян приобретает известность, его работы в 1910 г. закупает Третьяковская галерея, он экспонирует свои произведения на выставках таких крупнейших художественных объединений начала XX века, как «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства». (А в последующие десятилетия, заметим, были поездки в европейские страны, была Италия, два года в Париже...)

     Но были и горестные события в истории армян, отголоски коих не мог не слышать впечатлительный Мартирос. В 1915-м, узнав о страшной трагедии армянского народа – геноциде, он самоотверженно помогает в Эчмиадзине спасшимся от турецкой резни беженцам из Западной Армении, особенно детям. С потрясённой от виденного и слышанного психикой, вскоре он переезжает в Тифлис, участвует в организации и деятельности общества армянских художников; оформляет «Антологию армянской поэзии…», вышедшей в Москве в переводах русских поэтов серебряного века под редакцией В. Я. Брюсова. В Тифлисе в 1916 г. Мартирос Сергеевич встречается со своей будущей женой, дочерью армянского поэта Хазароса Агаяна – Лусик, на которой женится в том же году. Затем Сарьяны переезжают на родину художника в Новый Нахичеван (Нахичевань-на-Дону). Здесь он встретил Октябрьскую революцию. Здесь родился его старший сын Саркис. Жил Мартирос Сергеевич на улице Софиевской (ныне Первая Майская, № 29. Теперь на этом здании есть мемориальная доска). А затем – снова степь, где на отцовском хуторе Самбек (Сариев) в 1920 г. рождается младший сын – Хазарос. В эти годы, полные энтузиазма, Сарьян занялся с историком, филологом Ервандом Шахазизом, летописцем Нор Нахичевана, организацией армянского краеведческого музея и общества художников. М. С. Сарьян стал первым директором музея с уникальными экспонатами.
   
   Да, ещё в далёком 1919 г. наш видный земляк-живописец вместе с друзьями,  соратниками создал в Нахичевани-на-Дону Музей армянских древностей и художественную школу имени Врубеля, в которой преподавали также именитые сёстры Магдалина и Мариэтта Шагинян. И среди учившихся в этой школе было немало знаменитостей. (Впрочем, в своей статье «Мартирос Сергеевич Сарьян», помещённой в книге «Культура Дона в лицах. Эксклюзивное досье» (Ростов-на-Дону, АООТ «Ростовское книжное издательство», 1997), известный искусствовед Валерий Васильевич Рязанов несколько иными словами, чем в  устных своих повествованиях, пишет о деятельности Мартироса Сарьяна в Нахичевани в конце 10-х – начале 20-х годов XX века: «Мартирос Сергеевич принял самое непосредственное участие в создании открывшегося в Ростове в 1920 г. Донского областного музея искусств и древностей и входившей в него картинной галереи, а также краевого армянского музея древностей и искусств. М. С. Сарьян являлся членом Ростово-Нахичеванского Общества изящных искусств, игравшего значительную роль в культурной жизни Дона в первые десятилетия нового века, на выставках которого он показывал свои произведения».
     А краеведческий библиотечно-библиографический журнал «Донской временник», год 2005 на с. 35  так повествует о том же периоде: «С 1917 по 1921 год художник на Дону: писал натюрморты, этюды, портреты; вёл класс живописи в только что созданной школе Врубеля; участвовал в создании Армянского краеведческого музея и Общества художников». Снова суть та же, слова чуть иные… Так или иначе, для родного города Варпетом было сделано немало. В дар оставлены картины, что выставлены в двух музеях.
      
    Осенью 1921 г., по приглашению председателя Совета Народных Комиссаров Армении, земляка-нахичеванца А. Ф. Мясникяна, Сарьян, как и часть его сподвижников, представителей интеллигенции донских армян, с семьей переезжает в Ереван, где активно участвует в работе обществ художников, охраны памятников старины, становится директором Государственного музея Армении. В статье «Волшебный свет мастера» Рузан Сарьян пишет: «Талант организатора поможет Сарьяну в <…> экстремальных условиях с 1921 по 1924 годы организовать первый в истории Армении Государственный музей, заложив тем самым основы сразу четырёх музеев – Исторического, Этнографического, Музея литературы и искусства и Национальной картинной галереи».
      Но и творческая деятельность в hАйастане была не менее активной. Шаhэн Хачатрян в своей статье «Поэзия света и цвета» делает вывод: «…кистью Сарьяна страна Армения создала свой собственный образ. Подобный образ не может не быть плодом высоких озарений духа. Обладателей духа, способного к столь высоким озарениям, избирают символом родины. Сарьян – символ Армении. Символ, пробуждающий в человеке "чувства добрые".
    Но Варпет и символ Армении донской!.. Он как магнит, притягивающий сердца, маяк, солнце, влекущее взоры людские!.. Творец, сберегающий наследие, и защитник культурных ценностей народа! Вспомним: благодаря влиятельной помощи М. Сарьяна, М. Григоряна, стараниям их ростовских сподвижников  А. Айрумяна, В. Чинчяна, З. Зарифьяна и др., а также деятелей культуры из Мясниковского  района Ш. М. Шагиняна и А. М. Поповяна, первыми забивших тревогу, старинная красивейшая церковь Сурб Хач была спасена, восстановлена, и в ней позднее открылся музей русско-армянской дружбы.
    Вспомним и приезды М. С. Сарьяна на Дон –  в 1936, 1952 и 1958 гг., его переписку с нашими дончанами. В Мясниковский район М. С. Сарьян вместе с женой Лусик Хазаросовной впервые приехал 19 мая 1958 года – по приглашению тогдашнего председателя райисполкома Г. О. Хояняна, давшего возможность землякам встретиться с именитым Варпетом. Он же был счастлив снова оказаться  в отцовском хуторе и доме, испил студёной водицы из колодца, слушал пение полевых птиц, любовался степью, ухоженными полями, собрал чабрец по пути из хутора в памятное с детства селение Чалтырь. Высокий гость встречался с чкаловцами и жителями райцентра, с чалтырскими детьми, почувствовав прилив свежих сил и всенародную любовь. Вторая встреча четы  Хоянянов с  прославленным художником произошла в столице Ереване, в Доме-музее М. С. Сарьяна. С ним Григорий Овакемович Хоянян имел шесть незабываемых встреч, о чём рассказал затем в своих газетных статьях и выступлениях. Много  раз  встречались с мастером кисти и  некоторые другие наши видные земляки из руководства района, а также известный журналист Ш. М. Шагинян, полиграфист А. М. Поповян… Среди первых следует назвать и имевшего счастье общаться с Варпетом в Ереване и в Чалтыре известного художника, сельского учителя рисования, выпускника Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова Тороса Дикрановича Барашяна, наставника многих молодых живописцев-мясниковцев, тех, кого называют ныне «птенцы гнезда Сарьянова»... Это К. Согомонян, С. Килафян,  К. Мовсесян, Х. Гренадеров, А. Мошиян, А. Даглдиян и т.д. Должна я назвать и преподавателя армянского языка, почётного председателя литстудии имени Р. Патканяна Агарона Шагеновича Килафяна, который ездил со школьниками в ереванский Дом-музей художника, как и основатель литстудии поэт, учитель Х.О. Кристостурян, преподаватель армянского языка и литеретуры М. С. Бабиян и многие иные учителя-мясниковцы с питомцами... Всем гостям с Донщины Варпет был несказанно рад, всем открывались двери его дома.

     …Но заглянем в Ереван сегодняшний...   В субботний день 28 февраля, в день 135-летия со дня рождения М. Сарьяна, юбилей Варпета проходит в зале Матенадарана: там открыта выставка работ «Диалог с вечностью». Пожелаем же ясного дня в юбилей «мастера солнечной кисти»: лучей он жаждал всегда и требовательно восклицал: «Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа!»
    А вот ещё яркие высказывания Варпета, бывшего, как назвал его Шаhен Хачатрян, «природопоклонником», верным родине: «Земля – живое существо: она имеет свою душу. И без родной земли, без тесной связи с родиной нельзя найти себя, свою душу. Я убежден, что не было художника без земли. Сердце земли находится в сердце человека. Всё берёт начало в этом сердце».
     Полагаю, что писал эти слова Мартирос Сергеевич, представляя и места своего детства, степи самбекские, землю мясниковскую, с коей остался связан навеки. И о детстве вспоминал всегда с любовью. В книге Сарьяна «Из моей жизни» есть и такое описание: «Маленький хуторочек, в котором жил мой отец со своей многочисленной семьей, находился в пятидесяти верстах на северо-запад от Ростова. В этом хуторочке, заброшенном в степи, я провёл свои золотые детские годы. Эти условия жизни давали мне возможность наблюдать природу, животных и трудовой крестьянский люд».
      А вот это высказывание, без сомнения, о hАйастане: "Я стремлюсь, - писал художник, - запечатлеть на холсте в осязаемом бытии маленький клочок земли, прошедший сквозь бури, многократно осквернённый, но омытый кровью и освящённый верой. Этот клочок земли на склонах Арагаца я рассматриваю как источник надежды, как опору нашего древнего народа, по-отцовски дарующего нам свою мудрость и волю. Я хочу показать миру, что наша скалистая земля хранит в своём лоне трудолюбивый народ и созданные им великолепные памятники культуры... Всё, всё на этой земле для меня – свидетельство неиссякаемой жизненной силы".      
     Поставим рядом словосочетания «трудовой крестьянский люд» и «трудолюбивый народ». Вот в чём схожесть, родство корней, наших и Варпета: питала и вдохновляла его земля тружеников и творцов, наших предков и наших пращуров! Земля донская и земля hайастанская!..

      …Вернёмся в октябрь 2007 года. После экскурсии и воспоминаний о встречах, тесной связи  мясниковцев с Варпетом мы с внучками Сарьяна были уже близки, как сёстры. Тепло и притяжение сердец не позволяло нам оторваться. Мы говорили, говорили… Я поведала хозяйкам музея, как в детстве имела счастье видеть живопись Варпета… на дверцах шкафа в доме своей тёти Шушаник Вартевановны, вышедшей  замуж за Аведика Хатламаджияна. Его отец Хугас и мать Маминка в начале 20-х годов XX века принимали в гостях Мартироса Сергеевича, который нередко останавливался в их доме на улице Крутой по пути в хутор своего отца или в Нахичеван. И здесь великий художник собственноручно разрисовал двери кухонного шкафа!.. Таким был творец-труженик, стремящийся украсить всё вокруг и всем оставить дары. Я сказала внучкам М. Сарьяна и о нарисованном им за два мешка пшеницы (?) генеалогическом древе рода Хатламаджиянов, к ветви Анани коего относится и мать нашего отца – Грипсимэ Крикоровна (в замужестве Хартавакян)... А хлебом из муки чалтырчан весь год кормилась семья Мартироса в отчем доме, где родился  его сын младший Хазарос (Лазарь).
     Рузан и София Лазаревны с интересом слушали мой рассказ и сами делились воспоминаниями о деде и бабушке Лусик, о гостях из сёл наших. Мы говорили, не насыщаясь душевной беседою, даже когда вышли из музея, ждали машины… Стояли со слезами на глазах, переполняясь родственными, сестринскими чувствами. Перед тем мы сфотографировались на память перед эскизом знаменитого панно "Армения",  созданным  для фойе Государственного академического драмтеатра им. Сундукяна, и возле пейзажей, возле цветов и плодов, напоённых солнцем... 
   А самый большой из натюрмортов  М. С. Сарьяна, выставленный в Национальной картинной галерее Армении, –  "Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы", который написан художником в 1945-м в ознаменование Победы великой, для коей столько сделал и щедрый Варпет-патриот, посылавший деньги, вырученные от картин, в помощь Советской Армии!..
      Родина высоко оценила заслуги М. С. Сарьяна: он награждён тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и "Знак почета"; медалями "За оборону Кавказа", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.". За декоративное же панно для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937 г.) великий армянский живописец удостоился Гран-при. 
     Великий, известный всей планете, и всё же НАШ, РОДНОЙ всем нам Сарьян, сын землепашца Саркиса из придонского Нахичевана и привольных степей приазовских!..

                Кнарик Хартавакян, член Союза писателей России

Сайт Дома-музея М.С. Сарьяна в Ереване http://sarian.am/index_rus.html

На снимке: Автопортрет М.Сарьяна «Три возраста».

Вид Дома-музея М.С. Сарьяна в Ереване. Проект создал великий зодчий Александр Таманян, творивший и в России.


Рецензии
Спасибо за такой замечательный комментарий к его полотнам и жизни. Я дружила с переводчиком и актером Владимиром Роговым, который переводил и с армянского, а в доме Сарьянов он бывал, и был портрет Рогова работы Сарьяна. Тема "Сарьян на Дону", наверно, мало еще раскрыта, и замечательно, что Вы про это написали.

Алла Шарапова   13.03.2016 09:17     Заявить о нарушении
А можно этот портрет где-нибудь посмотреть?

Ольга Денисова 2   13.03.2016 14:12   Заявить о нарушении
Уважаемые, Алла Всеволодовна и Ольга Леонидовна! Извините, в завершении ответа "Сарьян" со строчной напечатался (состояние таково сейчас, пальцы еле нажимают на клавиши).

И наверное, не стоило мне вставлять элек. почты, хотя взяты из ерев. св. сайта.

ак посм. свои ответы, напишите 3 слова, я сожму его, можно станет иным числом

Кнарик Хартавакян   15.03.2016 17:21   Заявить о нарушении
Уважаемые, дорогие Алла Всеволодовна и Ольга Леонидовна! Спасибо Вам за чтение и тёплый отклик на статью, внимание, интерес и вопросы Ваши. И Вы верно заметили, что тема "Сарьян и Дон" мало изучена и освещена. Хотя есть статьи и авторов иных, посланные мною в энцикл. "Айазг" ("Армянская нация")

**************************************************
Извините, отвечаю сег. лишь, так как прихварывала.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Читала перев. с арм. Рогова и я... А вот его портрет не помню, не заметила в Музее М. С. Сарьяна и не знаю там или где сейчас нах-ся. Может, это не масляный, а тушью выполненный или гр. портрет (есть и такие)... в 2007-м я те залы не посещала за неимением времени и возможностей самих хозяев, принимавших и зар. перев. Ныне же, третий г., музей ещё на ремонте

Если Вы, дорогая Алла Всевололовна, видели портрет В. Рогова в столице, может, там и остался, в семье поэта или в музеях тех.

****************************************
Но вот Вам сайт ерев. музея, сами можете проверить, нажав на http://sarian.am/index_rus.html , а затем на слово "Коллекции" (там есть перечни полотен и списки и всех музеев российских, имеющих картины и рисунки Варпета). Если есть время, поищите, пожал., сами, я не искусствовед, а стихотворец, пишущий временами статьи. А сейчас состояние моё не ахти, поиск самой не повести в инт...

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вставляю ещё музейные e-mail museum()saryanmuseum.com
URL: http://www. saryanmuseum.com

Главный хранитель

Директор же музея, старшая внучка Варпета Рузанна Сарьян имеет книги по теме "Сарьян и России", в 90-е гг. же в Москве жила, её можете спросить по почте.

Сама же я в ереванском музее видела несколько запоминающихся портретов известных российских писателей, в их числе поэтов-перев., артистов и т.п. И есть, кстати, сь-ки стихов и статей россиян, посвященные Армении и её именитым творцам, в том числе М. С. Сарьяну.

С признательностью и извинениями

Кнарик Хартавакян Виктория-Кнари 15.03.2016 18:38

Кнарик Хартавакян   18.03.2016 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.