Тайные сны наяву - Фет и Блок
«Каждое чувство бывает понятней мне ночью
и каждый
Образ пугливо-немой дальше трепещет во мгле…»
(1843)
Не безмятежный сон дарит поэту всесилие ночи, а обострение всех, глубоко сокрытых днём чувств, в ночной тиши вырывающихся на свободу из глубин человеческого существа.
Музыкальными перстами Александр Блок подхватывает лирический шлейф Афанасия Фета и в художественный круг замыкает свои поэтические «сумерки» и «вечернюю пору» Фета, делая его строки эпиграфом к своему стихотворению:
Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла и огня за рекой?
Фет
« Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце - надежды нездешние,
Волны бегут на песок.
…………………………
Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке».2
(16 августа 1901)
На всеобщее обозрение Блок выводит лирическую ладью Фета как отправную точку собственного плавания по волнам поэзии. Из короткого эпиграфа Фета он вычерпывает всё - до последней ноты: и вечернюю пору, и тайные желания, и водную ускользающую стихию реки, и блики огня, и завораживающее ожидание чего-то.
Фет глубинно близок молодому Блоку своим необоримым стремлением к мирам иным, своим безбоязненным освобождением от земных пут, своим бесстрашным приятием «двойного бытия»:
«Царит весны таинственная сила
С звездами на челе. –
Ты нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно – как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой –
И в вечность улетим!»
( «Майская ночь», 1870)
Эти строки принадлежат перу Фета, но как созвучны они лире Блока!
И весенний полёт к звездам! У Фета полёт – всегда движение вверх, в бесконечность. У Блока – это концентрические круги, в которых он то уносится в воздушную бездну, то вновь приближается к земле; это огненный, страстный полет к мечте, Богине, Прекрасной Даме:
«Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
……………………………
И, когда среди мрака снопами
Искры станут кружиться в дыму, -
Я умчусь с огневыми кругами
И настигну Тебя в терему».
(18 августа 1901)
Уже в поэтическом мире Фета появляется «кроткая царица ясной ночи», «царица чувств, властительница дум» - предтеча Вечной Женственности в стихотворениях Блока.
Необоримая жажда совершенной любви, возможная только за пределами бренного мира, выбрасывает Фета в вечный космос. Он, страстно поклоняясь в своей лирике земной красоте, никогда не перестаёт стремиться туда, где «светит с небес девы изменчивый лик».
Кажется, лирика Фета – это сотканный из сияющих звёзд ковёр, а ночная небесная звезда – её главная героиня. И пока поэт остаётся на земле, спасительным для него будет уже сам взгляд, обращённый в звёздную вечность («Среди звезд», 22 ноября 1876).
Ожидание встречи с Ней, с Тайной - живёт в мире Фета и Блока.
В поэзии Фета - это и ожидание встречи с идеальной возлюбленной, покинувшей землю:
«Ты отстрадала, я еще страдаю,
…………………………………
Скорей, скорей в твое небытие!»
(4 ноября 1878)
Это ожидание откровения Вечной Красоты, которую предчувствует душа здесь на земле:
«Я жду… Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Я жду… Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.
Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости!»
(1842)
Лирический герой Фета смиренно ждёт откровения-встречи. Он не решается даже произнести: кого он ждёт, чего он ждёт, трепеща, с бьющимся сердцем. Звезды, у которой он просит прощение за свою дерзость? И у неё ли просит? Или Кого-то иного? Чего-то иного?
О ж и д а н и ю двадцатилетнего Фета вторит о ж и д а н и е двадцатилетнего Блока. Как близки и одновременно далеки в своих о ж и д а н и я х два поэта!
«Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой – далеко где-то –
На миг проснулось мое воззванье.
Из отголосков далекой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Все мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолетных.
Я жду - и трепет объемлет новый,
Все ярче небо, молчанье глуше…»
(7 июля 1901)
Трепещет пред Вечной Тайной лирический герой Блока, но он требовательней, настойчивей в своем ожидании о т в е т а-
п р и з ы в а.
Лирик Фет останавливается на пороге Тайны. Блок и дерзостно, и смиренно бросается Ей навстречу.
Александру Блоку было двенадцать лет, когда ушёл из жизни автор «Вечерних огней»3 Афанасий Фет. И кажется, что свою негасимую лирическую свечу Блок зажёг прямо от огня поэзии Фета.
Февраль-март 2009 года, Москва
Примечания:
1. Здесь и далее цит. по: Фет А. Лирика. М.: Изд-во «Эксмо», 2008.
2. Здесь и далее цит. по: Блок А. Предчувствую Тебя. Стихотворения. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.
3. Последние прижизненные сборники стихотворений Фета, вышедшие под общим названием «Вечерние огни» в 1883, 1885, 1889 и 1891 годах.
*Эссе впервые опубликовано в сборнике : Елена Сударева «Не страшно мне, когда темно» . Эссе о русской литературе. М.: Изд. дом «Гуманитарий», 2010. С. 25-30.
Свидетельство о публикации №115022509656