О карандашах Koh-i-Noor и не только...
Зиновий Антонов "Карандаши"
Когда бывает ночь душой
А день лишь телом
Огни свисают нагишом вокруг не смело
Вычерчивая не спеша рельефы улиц
Когда вынашивает план победы завтра
Ещё не ведая своих глупцов и умниц
Я выхожу сажусь и для души
Точу о ночь свои карандаши
Затем рисую серым кохинором
На синем фиолетовом и чёрном
Резоны смыслы аргументы дня
Где нет уже давным-давно меня
Когда не ждёшь что будет и не хочешь
Желать рассвета и менять цвета
И карандаш твой как стилет заточен
И глаз не тот да и рука не та
Зачем мне завтра хуже чем вчера
И рифмовать его не стоит даже
Когда есть двор а на дворе трава
И на траве дрова но все в продаже
Не верить в бога в солнце ход часов
Зарыться в память утонув в зелёном
И красным затопить огромный дом
Сиреневым залив закат калёный
И вспомнить
Ничего не вспоминать
Опять придет ко мне мой добрый будда
Я возвращаюсь к ночи чтоб не спать
Точу цветной и не рисую будто
http://www.stihi.ru/2015/01/17/4892
"Не смело, не спеша, не ведая, нет...меня, не ждёшь, не хочешь, не тот, не та, не стоит, не верить, зарыться, утонув, ничего не вспоминать, не спать, не рисую" - вот он ключевой лексикон, который и ставит точку словом "будто". Лексикон, на который "клюют" рефлексирующие "ассоциативники"..."Неизбывная недосказанность" - вспомнился штамп эпигонствующих поэтов Серебряного века. Размытость, вот эта самая пресловутая недосказанность - хороши настолько, насколько удачно выбраны художественные средства для их воплощения. И раз уж в стихе присутствуют темы Будды и "недеяния", то вспомним, что есть чудесные форматы "восточной" поэтики, которые словно специально и созданы для этой идеи неполноты и неявности всего сущего. А когда используется так много слов, похожих по смыслу и "топчущихся" на небольшом пространстве во имя незатейливой эстетической цели, то возникает ощущение сумятицы, мельтешения и непрерывного затачивания этих самых "карандашей")...И этот процесс "заточки" и суетливого перекладывания карандашей с места на место не относится для меня к разряду легендарных - "как течёт вода", "как горит огонь" или "как кто-то работает")...Работу автора в стихотворении вижу, радости не испытываю.
" Когда бывает ночь душой
А день лишь телом... " - каков зачин! Оппозиции заданы - масштабируй и детализируй...И что же? "Свисают нагишом" - набор ассоциаций, конечно, потрясающий выстраивается...Как в анекдоте - "зато как висит"))...История про грядущее, не ведающее своих героев, опять-таки хороша. Но автор всё о своём) -
"Я выхожу сажусь и для души
Точу о ночь свои карандаши..." - прямо-таки заготовка для пародии...
Далее небо сереет и образ героя тоже не отличается яркостью: банальность про мир, где нет меня - такая же серая и затёртая.
Следующая строфа напомнила сюжет из теории конфликтов - противоречие желания и аверсии, которое часто понимается так, что "куда ни кинь, всюду клин")...Сплошная трава с дровами, ничего не меняется, как карандаш ни точи, ничего не пририсуешь и никому не воткнёшь)...А вот карандаши "Тактика" тут бы не подвели)! Это я о том, что стратегия авторского замысла была видна нам сразу, а вот "тактика", выбранная для реализации сей стратегии, оказалась малоубедительной и (использую лексикон автора) - не увлекательной). Хотя ценители подобного способа выражения мироощущения, конечно, существуют. И, кстати, нарастание "цветности" в финале ничего по сути не добавляет. Ну, если только вспомнить нечто из мира живописи - концепт ли Василия Кандинского о символике цвета или абстрактный экспрессионизм Дж.Поллока. Но как рекомендует Зиновий - "и вспомнить ничего не вспоминать"...Так что - точите карандаши "Тактика" и ищите своего личного доброго Будду). "А встретишь Будду - убей Будду"(с).
Свидетельство о публикации №115022503956
как всегда встряну чисто от своей дурости и любви к точности. а разве те дамские слащаво-приторные стишки, на которые Вы пишете хвалебные рецензии, - это сплошная небанальность, яркость и оригинальность?
с признательностью,
Елена Евгеньева 25.02.2015 23:49 Заявить о нарушении
Скажу концептуально (то бишь обобщённо): - фатическая коммуникация тоже часть нашей жизни; - тексты, стяжающие славы, достойны и более сурового взгляда)...
с уважением...
Михаил Фокс 26.02.2015 21:17 Заявить о нарушении
но вот отрицательный повтор (не, нет, ни и т. д.), на который Вы напали в вышеуказанном стихе, употребляемый более 5 раз, в подсознании рисует сферу, круг, шар.
мне это карандашное стихотворение увиделось как трагическая самоирония. как Вы там написали - самозатачивающиеся карандаши. они ведь с такими ниточками?
с неизменным теплом,
Елена Евгеньева 26.02.2015 21:29 Заявить о нарушении
с неизменным уважением...
Михаил Фокс 26.02.2015 21:49 Заявить о нарушении
Елена Евгеньева 26.02.2015 21:51 Заявить о нарушении