За рамками ве-нка со-не-тов

Венок сонетов. http://www.stihi.ru/2015/02/22/1220
Сан-Торас: литературный дневник

*Представляете, Санто, я Ваше письмо не заметила, потому что вчера было много корреспонденции! Как я могла?!!! Такое замечательное, с анализом венка сонетов. Впервые столкнулась с венком, написанным несколькими авторами. Считаю эту форму хотя и искусственной, как экспериментальная поэзия, но захватывающе прекрасной! Читала с наслаждением.
Лина Чирко.

*Рецензия на «Венок сонетов» (Сан-Торас)
Санто, прочитала Венок сонетов, восхитилась, просветилась (либо я в своё время отсутствовала на лекции, посвященной венку сонета, либо просто стёрлось из памяти).
Красиво, интересно, философски, но, наверно, я пока не доросла, сложновато мне такое воспринимать. Картина понравилась ))
с пожеланием радости творчества и умных читателей,
Марина Плотник 22.02.2015 08:58

*Вы и есть умный читатель, дело не в знаниях, а в потребности насыщать ум, в тяге к настоящему, я имею в виду природный вкус, отличающий суррогаты от деликатесов.
А хотите, разберу эти сонеты не только для Вас, но и для себя, мне самому интересно вникнуть в мысли моих соавторов.
Могу скопировать сонеты и дать комментарий. Не знаю, насколько меня хватит, но попробовать можно.
Сначала я написал предтечу к Венку Сонетов, как камертон - настрой в тему, которая меня трогает:

САНТО.

       *~<>~~<>~~<>~*

Явление духа чудесных открытий
Ты ищешь, потерянный в тине сомнений.
Там сбой интуиций, тут зыбкость наитий,
Но все же: наступит момент озарений!

И ты удивишься, что истина рядом,
Не в тех, закромах, куда прячут от страха.
Но ты не пойдешь,  маршируя с отрядом!
Как чайка, рожденная Ричардом Бахом -

Крылами коснешься небесного моря,
Глубинного дна, дальновидности выси -
Здесь истинный дух! И на этом просторе,
Ты встретишь открытий свободные мысли!
 
А стая в ответ: Мы туда не летали!
Не надо нам высей, не надо нам далей!

          *~<>~~<>~~<>~*

Человек ищет духовных открытий: о мире, о вселенной, о себе, пребывая в сомнениях. Ищет на уровне интуиции, наитий, слишком зыбких, но не теряет веры! - если шагать не в общей массе, а искать свой путь, как Чайка Ричарда Баха, возможно,  наступит момент озарения, открытия чего-то нового, бОльшего, чем то, что есть!
 Бах написал о чайке, которая покидала стаю, чтобы взлететь выше, узнать о иных мирах, что там… за гранью общего полета?
Она научилась летать не так, как все, и проникла в  пространства иные миров, но стаю устраивал обычный маршрут.
И стая сказала: Чайка по имени Джонатан Ливингстон - выйди на средину!
Чайку изгнали, она улетела очень высоко, встретила себе подобных птиц и обрела счастье.
Люблю эту вещь, потому что больше всего ценю свободу как возможность выбора своей судьбы. Жизнь - неоценимый дар,  и никто надо мной не Бог, кроме Бога.
*
В Венке сонетов сначала пишется Магистрал - это основной сонет, он состоит из 14 строк - каждая строка Магистрала, возглавляет следующий сонет. Значит Венок
сонетов - это 14 стихов, по 14 строк.
 
Магистрал написал ОМАГОДАН.

        *~<>~~<>~~<>~*

Уносит сознание парус фантазии.
Намеками, где-то на периферии,
плывут облака из страны эвтаназии -
в стране под покровами девы Марии.
 
Приподнимаешь завесу за краешек,
с риском наткнуться на демониаду...
Да любопытство сильнее блокады.
Скажи нам, Волшебный Фонарь, что желаешь!

Вторичны оценки, суждения, критика.
Первичны - лишь средства передвижения.
Кто знает, как надо? В чем сущность движения?
Кто мы - клочья тьмы на игле отражения?
Иль все же - божественность преображения,
Явление духа чудесных открытий?..

          *~<>~~<>~~<>~*

Сознание подвержено воображению, человек приподнимает завесу тайны за краешек, но не знает, что его ждет (с риском наткнуться на демониаду), ибо знание есть искушение.
Тема  запретного плода (изгнание из Рая), но любопытство сильнее запрета, критика и суждения вторичны - важно движение вперед! Потому что никто не знает, в чем сущность, где истина… И кто мы? -  Клочья тьмы или явление духа чудесных открытий?
Страна под покровами девы Марии - это Россия, Мария Дева - покровительница России и всех матерей.
Теперь у нас есть Магистрал и тема. Первый сонет в Венке написал Игорь Белкин. Он состоит, как все сонеты, из 14 строк.
Начинается первой строкой Магистрала, а заканчивается, второй строкой Магистрала.
 
1- вый СОНЕТ - ИГОРЬ БЕЛКИН.
 
        *~<>~~<>~~<>~*

Уносит сознание парус фантазии
в неведомый неограниченный поиск,
и хочется, чтобы мне душу не сглазили
случайные люди бравадой слепою!

А дни чередуются цветополосками,
рвёт синее небо оранжевость молний,
в дороге химеры рисуются Босхами,
и парус, кренясь, задевает за волны.

И всё же - вперёд! За ухабы и тернии,
туда, где у радуг цвета безразмерные,
где жизнь и судьба сплетены воедино!
Где нет ни фанатиков, ни истерии,

а люди, что целятся недругам в спины -
намеками, где-то на периферии.

         *~<>~~<>~~<>~*

Человека влечет неограниченный поиск, и он не позволит, чтобы
его останавливали, треножили чужие мнения, чтобы не происходило в чередующихся цветополосках жизни, он будет продвигаться вперед, через любые ухабы и тернии, стремясь к гармонии -"где жизнь и судьба сплетены воедино"
Второй сонет Венка тоже написал Белкин, и он начинается второй строкой Магистрала,
а заканчивается третьей. В этом сонете он говорит, что поиск - это не бунт:
"и не бунтовать! - Пугачёвым и Разиным", а стремление к совершенствованию.
В третьем сонете речь о настоящих чувствах против пошлости,
фальши:

"А мы разве против возможностей пламенных
любиться вживую, а не суррогатно,
счищая с камзолов потёки и пятна
от пошлых шажков расточительной памяти?"

Литгерой готов платить за то, что ему дано быть в любви избранным - первым:

"Да чтоб я был Зевсом разложен и высечен
за то, что я в счёте девичьем не тысячный,
а первый, купающийся в эйфории."
 
Ценит девственность - чистоту чувств  - "В стране под покровами девы Марии".
Так заканчивается стихотворение Игоря Белкина, и с этой строки начинается мой сонет:

4 -тый СОНЕТ - САНТО.

       *~<>~~<>~~<>~*

В стране под покровами девы Марии,
Где Богом согретое небо - тревожно,
Где стольких поэтов нещадно морили -
Душа, пролетая, несёт осторожно
 
Тебя! - Осиянное рифмами слово,
Серебряный век! - твои тонкие нити,
Твои имена, чтобы снова и снова
Коснуться ушедших судеб и событий.
 
Но бронза скульптур, застывая, не дышит.
Не дрогнут знакомые, милые лица.
За горести мук и за то, что так вышло -
Припасть к алтарю, покаянно молиться...

Кладёшь карандашик с запиской под камешек,
Приподнимаешь завесу за краешек.
 
         *~<>~~<>~~<>~*
Санто занят в стране под под покровами девы Марии иными переживаниями - здесь
речь не о любовной страсти, а о любви к поэзии, поэтам Серебряного века, которых "нещадно морили" ( Гумилева расстреляли, Цветаева покончила собой, Есенин и Маяковский - петля и пуля, Ахматову и Пастернака изгнали из Союза писателей, Мандельштам умер с голоду на каторге, Блок от голода в Петербурге, Бродский - последний осколок Серебряного века - каторга и изгнание с Родины… )
Но мы, сегодняшние поэты, несем "Осиянное рифмами слово, чтобы снова коснуться ушедших судеб и событий", имен, которые стали бронзовыми скульптурами.  Чувство вины:
"За горести мук, и за то, что так вышло -
Припасть к алтарю, покаянно молиться…"

Строчка: "Кладёшь карандашик с запиской под камешек,"

Говорит об обычае поэтов всего мира - оставлять на могилах дорогих им собратьев записку - стихи или обращение -  и свою ручку.
Я тоже всегда оставляю. Последний раз оставил в Венеции у Бродского.
Обычай дарить свою авторучку в знак уважения есть также и у ученых всего мира, например, Нобелевским лауреатам  коллеги преподносят в дар свои "рабочие золотые перья".
Заканчивается 4 сонет Санто 5 строкой Магистала: "приподнимаешь завесу за краешек."
 
В 5 сонете снова Игорь Белкин говорит о любви, о хрупкости, о защите этого чувства:
 
"Занавес хрупок, изящен и тонок,
он прикрывает от глаз воспалённых
всех лицедеев, любимцев эстрады"

"или ценителей девственных лоно,
в тысячный раз отыгравших влюблённых,
с риском наткнуться на демониаду".
 
То есть, кем бы ни был человек:  ценителях чистоты (девственности) или тысячный раз отыгравший любовник, на пути познания он рискует попасть в дьявольские сети искушений, заблуждений - "наткнуться на демонизм".
 
6-той СОНЕТ - ПАЛАД. Начинаеся с Мадригальной строки Белкина

          *~<>~~<>~~<>~*

С риском наткнуться на демониаду,
rемодиализом - вИски назнача,
бдения дней обращаю в триаду:
виденье знака. прочтенье. задача.

Сердце ли бычье, ума ли палата, -
пагубней многим, не многим короче
бденья болезной, змеящейся ночи:
транс - и догадка. За ними - расплата.

Знаю, предписаны дантовы ады
за преднамеренность опытов странных.
Страх затаился в личинах жеманных,
в гроздьях ущелий морщинок и трещин.

Ведаю, кем плод познанья обещан,
да любопытство - сильнее блокады!

         *~<>~~<>~~<>~*

Речь о поиске истины, о том, что путь познаний требует жертвенности: это и бессонные ночи -  "бденья болезной, змеящейся ночи", - и "транс откровений", за которыми наступает расплата, хождения по адовым кругам за то, что позволяешь себе ступить в область запредельного: "за преднамеренность опытов странных".
Но что бы ни было - любопытство сильнее запретов,  такова натура художника!
 
7-мой СОНЕТ - САНТО. В принципе, развивает эту же тему в своем ключе:

          *~<>~~<>~~<>~*
 
Да, любопытство сильнее блокады!
Но ты не удержишь замками запрета,
Крича в полутьме: «Дайте выход! Мне надо
На свет! На частички летящего света!»

И вдруг ощущаешь, что тени земные
Зигзагами ломаных, спутанных линий -
И есть наша жизнь! А ее позывные
ударами гроз или молнией синей
разбили стекло… ( сократил)
         
           *~<>~~<>~~<>~*
Санто относит Волшебный Фонарь, который придумал Омагодан в Магистрале, к образу Луны, дает свою трактовку этой метафоры.
 
"И столько невызренной мысли томится,
что спросишь Луну: "Если ты понимаешь,
Скажи нам, Волшебный Фонарь, что желаешь"?!

В 8-мом СОНЕТЕ  ИГОРЬ БЕЛКИН  подхватывает тему Волшебного Фонаря, начиная свой  сонет с последней строки  7-ого сонета Санто - это 8-ая строка Магистрала:

            *~<>~~<>~~<>~*

Кажи нам, Волшебный Фонарь, что желаешь,
рисуя узор ироничными всплесками,
украсив людскую тщету арабесками
из листьев плюща безгреховного рая!_____ Прелесть образ "арабесками
из листьев плюща"

Его литгерой выражает сомнения: кто мы пешки, мясной фарш, или безгласые тени, или властители дум?

"Показывай, кто мы по сути явлений –
властители дум или пешки на марше,
реликты прошедшего, мясо для фарша,
а, может, слепые безгласые тени?"

Он отстаивает право человека на поиск чудесных явлений духа:

"и знаю – по-своему век негодует
чтоб сверху смотреть с равнодушием статуй:
вторичны оценки, суждения, критика!"
 
           *~<>~~<>~~<>~*

9-тый СОНЕТ - ОМАГОДАНА

Повествует о том, что душа не должна быть "приземленней базальта", она стремится "вычленить тайну" "неподвластную тлению времени."
Истинное Богатство - не материального свойства, а "Надмирные тропы - путь воспарения" - (великолепные формулировки духовных ценностей) - Зверь Серго!

10 - тый СОНЕТ - САНТО начат с 10-ой строки Магистала:

             *~<>~~<>~~<>~*

Первичны лишь средства передвижения:
тут - звездный челнок, а там - Ноев Ковчежек.
Дремавшие души, придя в оживление,
тела покидают, как место ночлежек._____ мощное определение о бренности тела и вечности духа.

Причалить спешу к вам, о сферы небесные!
Для грешных раздвиньте свои баррикады!
Вселенная в полночь становятся тесною,
и не раскрошить облаков рафинады!______ облаков рафинады - блеск образ, вкуснота.

Поток бутафорных светил! До забвения____ бутафорные светила - звезды.
хочу прикурить от небес сигарету я!_____ вызов небесам!
Мерцанье плеяд затихает в смущении.
Стою с недоверием, глядя и сетуя:
а вдруг все бравада? фантазий скольжение?
Кто знает, как надо? В чем сущность движения...

             *~<>~~<>~~<>~*
Санто в своей теме:  свобода самоопределения - превыше всего!
В сонете выражены сомнения в адрес тех, кто указывает другим цели, иными словами, как поступать, каким надо быть. Протест против навязанных ролей!
Никогда и никому нельзя позволять назидать, подавлять твою личность, ибо изнасилование чужого мозга - это рудиментарный инстинкт!
Но никто никогда не отвечает за твои потери!
Поэтому никто не учебник "какнадажыть"!
Чувство независимости - это весьма конфликтная позиция в обществе, где коллективность ценится, как идеология, т.е. идея существования.

11-тый СОНЕТ - ИГОРЬ БЕЛКИН.

        *~<>~~<>~~<>~*
Кто знает, как надо? В чём сущность движения?______ Тот же вопрос.
Куда нас влечёт по неведомым тропам
сознание или сердечное жжение
от сапиенс хомо до питекантропов?____ Белкин тоже чувствует сердечное жжение от питекантропов! Он Поэт - сапиенс хомо! Он сам выбирает свои потери и свои обретения.

"где свет, интригуя, рождает сомнения:
кто мы – клочья тьмы на игле отражения???____вопросов наставил

художественно:)Вопросы актуальны в любой духовной жизни - кроме верующей.
Вера не любит мысль. Вера ценит покорность, согласие на Любой Абсурд, Вера требует кивка - таковы условия религиозной игры.

12- тый СОНЕТ - ОМАГОДАН.

          ~<>~~<>~~<>~
Кто мы - клочья тьмы на игле отражения_____ 12 строка Магистрала
статисты в театре у господа Бога?
Откуда же в сердце томленье, боренья
с нежданной красы - и при виде убогого?____ великолепно сформулировал терзанья духа.
Серж пытается ответить на вопрос: "Не в том ли загадка, что каждого мучает,
,,,
неведомый вектор подспудной природы,
а вовсе не слепость нелепого случая?"
И утверждает:
"лишь стоит немного сменить точку зрения,
меняет на вечное - необратимость."________ Вот она Чайка Ричарда Баха: сменить точку зрения, вектор направления мысли и определить для себя:

"Что ищешь ты, роком бесстрастным гонимый,
богатство и страсти? Плечо побратима?
Иль все же - божественность преображения?" - изумительно изложил! Жесть.

14-тый СОНЕТ - ОМАГОДАН.

    ~<>~~<>~~<>~

Мечты о полете. Полеты мечтателей…
У бабочки - гусеницами – зрители…
Скольжение в будущее по наитию…
Поэты, художники, изобретатели…
Куда вас несет? Что нас ждет в знаменателе -
явление духа чудесных открытий?______ Мы пришли к первой строке Магистрала
весь Венок уложен в 14 сонетов!

Написал многобукаф - сейчас модненько говорить: Многабукваф ниасилил!
Но логика указывает смысл: у кого маломозгу, тому неасилить многабукаф.
Дурак "Войну и мир" не одолеет - но Толстой тут нипричом!
это Мг… не его проблемы:)
Сан-Торас 22.02.2015 13:27

*Добрый умный Санто, спасибо, что нашли время разложить по полочкам. Интересная статья у Вас получилась. Благодаря ей понятнее стал смысл сонетов.
Очень понравился убойный афоризм:
"изнасилование чужого мозга - это рудиментарный инстинкт! И никто не учебник "какнадажыть"!" ))
Санто, с наступающим праздником! Здоровья, оптимизма, вдохновения!
Марина Плотник 22.02.2015 13:57

*Я столь долго копался в сонетах, что даж удивился, как Вы так быстро
прочли трактовки:)
Чувствую себя стряпухой - варит, шпарит три часа - но всё сметут за пять минут!
Для себя я тоже нечто открыл в этом разборе.
Все четыре поэта, не сговариваясь, написали о возвышенных вещах: о личности, о поиске смысла, о духовном росте, о свободе разума, о любви, о предназначении художника.
Все проявили стремление к познанию, готовность жертвовать во имя озарений, открытий, продвижения вперед.
При этом каждый удивительным образом запечатлел свою индивидуальность, обнажив болевые точки.
Омагодан  одержим мыслью:  кто мы в этой Вселенной? Чего стОит человек? - суть ОН божественная или клочья тьмы?
Белкина загрызли пошляки и завистники - видна его нетерпимость к этой марке
людской породы.
Палад проявил свойственный ему сарказм, насмешку и глубину души.
Санто - сострадание и неукротимую волю к свободе духа.
Лакмус письма выявил духовную суть каждого, помимо самоконтроля,
так сложилось ненамеренно.
Этого о своих соавторах я не осознавал до разбора их сонетов.
Размышляя, почувствовал, насколько все же ограниченны и заносчивы те, кто утверждают, что пояснять внутренний смысл стихов не надо, им и так понятно.
Я увидел, что свободу мышления тормозят личные комплексы - страх выглядеть недостаточно умными.
Поэтому многие удовлетворяются приблизительным, смазанным восприятием, готовы смотреть на мир через мутные окна, лишь бы кто-то не заподозрил, как худо они видят, что за этими окнами!
Да им не важна панорама - их устраивает то, что сами себе навыдумывают.
Главное - не мысль как откровение, не сущность вещей, а лестная самооценка, или хотя бы ее фикция.
Это происходит:
1) от ущербности,
2) зависимости,
3.)самомнения
4) и невзыскательности.
Для тех, кому достаточно того, что вмещается в радиусе их обзора, попросту не существует все то что Выше, Шире, Дальше и Глубже.
Они убеждены, что мир заканчивается там, где заканчивается их личный кругозор. Поэтому  меряют всех и все по себе - меня это поражает до глубин, как будто их  опыт, знания, интеллект и ум - есть универсальное лекало, по которому можно все оценивать и обо всем судить.
Любую тему они сводят к местечковым примерам из своей жизни и выдают
эту скудную информацию как  аргумент, который должен сразить.
 По их представлениям "мерка с себя" и есть самый правильный покрой понятий!
Такие люди заняты не тем, куда продвинулись, а тем, как выглядят со стороны.
Их волнует не то, что они из себя представляют на самом деле, а то, как они отражаешься во мнении окружающих.
Я не считаю, что этим мнением нужно пренебрегать, но считаю, что не нужно зависеть от него, потому что человек теряет свое лицо, становясь продуктом среды обитания.
Что же касается рудиментарного инстинкта - просто выразил то, что чувствую и не терплю, так же как гендерные приоритеты. Но это уже за рамками венка сонетов:)
Сан-Торас 22.02.2015 16:21


Рецензии