Смирение
И каждая своим путём ведёт:
Один взрастит к свободе устремленья,
Другой свободу эту отберёт.
Грань первая есть воина смиренье.
И в том оно, чтобы в делах мирских
Не похвалу искать, не одобренье,
Но безупречность в действиях своих.
Перед людьми главы не преклоняя,
Пройти свой путь, указанный судьбой,
Но также никому не позволяя
Покорно преклоняться пред собой.
Вторая грань есть нищего смиренье,
Который счастье в том своё найдёт,
Когда пред господином мол метёт
Своею шляпой в рабском услуженьи.
Но тут же нищий властно принуждает
Других перед собою пол тереть:
Раб не свободу обрести желает,
А хочет своего раба иметь.
25 февраля 2015 года
Свидетельство о публикации №115022511251
Приняв Ваше приглашение, посетил страницу с Вашими произведениями. С интересом прочитал данное стихотворение. Понравилось Ваше стремление поднять такую значимую тему, как СМИРЕНИЕ. Она столь непроста, что трудно изначально представить, что её можно даже эскизно обозначить в малой литературной форме, но Вы на это пошли, и это делает Вам честь!
Теперь по существу данной работы.
Сколько граней у смирения, я не знаю. Допустим, две. В вашем изложении один в смирении вынашивает думку об освобождении... С чего бы это? Неужели смирение, читайте, покорность, к тому подталкивает? Для меня это оказалось неожиданностью. Возможно, мы вкладываем в это понятие разное содержание. Я лично следую С.И. Ожегову. Он считает, что "смирение" есть покорность...
Второй герой первой строфы готов эту свободу первого отобрать, и тоже из-за смирения... Да он получается разбойник! Смиренный разбойник - это что-то мне неизвестное.
Следующий Ваш герой воин, и он тоже весь во смирении (в покорности?)... Данный персонаж, проявляя смирение, в общественном мнении ищет не похвалы или одобрения своих героических деяний, а сразу безупречности! Тут даже о скромности говорить не приходится, а уж о смирении и подавно. Тут герой с большими запросами и очень высокого мнения о себе. Это его качество и в третьей строфе ясно выделяется:"Перед людьми главы не преклоняя,Пройти свой путь,...". тут не о смиренности говорить надо, а о гордости, может быть, чрезмерной, граничащей со спесью.
Последние строфы мне понравились больше. Интересна, и жизнью подтверждена не раз, особенность смирения раба, который перед господином и мол (и Пол) мести готов, но о рабе собственном мечтает...
С пожеланиями Вам успеха во всём, А.Корпонги.
Александр Корпонги 04.11.2015 16:30 Заявить о нарушении
Спасибо за такой большой и развернутый отзыв на моё стихотворение.
Тема действительно очень не простая. Постараюсь ответить коротко, ибо если залезать в дебри, то это уже не формат комментариев.
Когда мы говорим о смирении, то сразу встает вопрос: смирение перед КЕМ или перед ЧЕМ? Смирение раба - это смирение перед хозяином. То есть раб исходит из системы понятий, в которой хозяин есть нечто ценное и ему надлежит поклоняться. Мир крутится вокруг хозяина, причем не хозяина как персоналии, а хозяина, как смыслового понятия. А кто такой хозяин? Это человек, преисполненный чувства собственной важности, полагающий, что ему дано право кого-то угнетать и эксплуатировать (раба). То есть в этом случае раб признает как ценность не просто хозяина, а такие качества, как важность, гордыня и прочие с ними смежные. То есть раб, как это ни кажется парадоксальным, ставит во главу угла именно гордыню, как абсолютную ценность. И поэтому безусловно мечтает о том, чтобы у него у самого был раб, над которым он будет хозяином. Именно в этом его "смирение". Это смирение перед гордыней.
Альтернатива только одна - когда человек признает верховенство не гордыни, но Бога и божьего промысла, причем не как господина над собой, но как действительно ценную силу, давшую жизнь всему миру, как источник жизни всего и смирение здесь понимается как с-мир-ение, то есть единение с миром, рожденным богом. Здесь нет хозяев и рабов, здесь есть только воля бога, воля Отца, и человек преклоняется единственно перед ней. Это и есть подлинное смирение, отрицающее хозяина и раба, но признающее верховенство воли Высшего закона, Творящего мир. А относительно этого закона смирение означает принятие его как точки отсчета и соотнесения с ним своих действий, а это как раз и есть безупречность в действиях. Безупречность здесь состоит в том, чтобы жить и действовать в соответствии с волей Творца как Высшей силой в жизни человека. А перед Творцом все люди равны, поэтому нельзя ни перед кем склонять головы (это поклонение его гордыне), ни требовать склонять голову перед собой (это потакание гордыне собственной).
Народный Вестник 04.11.2015 18:22 Заявить о нарушении
Я был, есть и буду пользователем толковых словарей с одной целью, чтобы говорить с другими на общем с ними языке и понимать друг друга без дополнительных пояснений.
Александр Корпонги 04.11.2015 18:39 Заявить о нарушении
Зоя Илоинен 03.12.2015 11:00 Заявить о нарушении
Александр Корпонги 03.12.2015 13:27 Заявить о нарушении
Народный Вестник 03.12.2015 18:15 Заявить о нарушении
Александр Корпонги 03.12.2015 23:54 Заявить о нарушении