Поэт и власть
Я буду говорить лишь о литературе.Худо бедно,но власть заказывала мастерам картины и Храмы,а подчас и оперы или балеты.Никогда власть не заказывала мастеру ни Отелло,ни Ревизора,ни Красное и Чёрное,ни "Всю королевскую рать"И уж тем более не просила написать "На смерть поэта".Меня не интересуют исторические факты взаимоотношений поэта и власти,хотя и там немало примеров издевательств и надругательства над поэзией и поэтами...Что было,то было.Попытаемся рассмотреть положение нынешнего поэта,взявшего на себя смелость судить о жизни общества или отдельных граждан.Сегодня так называемому государству глубоко наплевать на всех поэтов.Есть интернет,как свобода выразить себя в полной мере.И что же мы видим? А мы видим чуть ли не полмиллиона поэтов с миллионом и выше стихов.Кто разберётся с этой лавиной? Никто.Есть какие-то прохвосты,прикарманившие интернет и имеющие право кого-то там назвать поэтом года и даже за его деньги издать книжонку.Давай,заработай деньги и опубликуй свои творения,а мы тебя наградим грамотой от профкома и месткома и даже втащим в БОЛЬШУЮ ЛИТЕРАТУРУ.И более того,мне предлагали и не раз издать мою книжку ЗА ИХ ДЕНЬГИ.Но поверить в это может лишь законченный болван.Ничтожный тираж не сделает поэта известным или значимым.Для настоящей известности нужна реклама, реклама гигантская,а это стоит больших денег и у настоящего поэта таких денег нет и не будет.Поэт не умеет зарабатывать денег,разве что на самую скромную жизнь,уж какая там реклама.Какой-нибудь взбесившийся миллиардер может купить футбольный клуб или яхту за миллионы и миллионы.Для поэта он не станет искать денег в своём кармане.Не станет искать их вообще нигде.А кто же может оценить поэта? Литературная критика? Но её не существует в чистом виде,как гарантийного и неподкупного ценителя.Она существует где-то и при чём то или при ком то.А такой палаты мер и весов для поэзии нет.И не будет,ибо поэзия не товар.Время от времени можно увидеть каких-то журналистов или писателей на телеэкране,разглагольствующих в том числе и о поэзии.Один из них сподобился написать толстенную книжищу о Пастернаке,как о якобы великом поэте.Но во первых это горе писака и сам грешит поэзией о чём угодно,вплоть до пошлой политической злободневности и ему совершенно всё равно о чём писать и о ком....лишь бы платили.И платят комментатору в рифму я полагаю неплохо.Но что можно ждать от критика,утверждающего,что Гоголь ВЫДУМАЛ РОССИЮ,и она стала жить по этой придуманности,что реалистическая литература не в состоянии рассказать о реальной жизни,что Гоголь подражал Гомеру и Чичиков чуть ли не Одиссей.И что вернуться страннику некуда,что пока он путешествовал его родина так изменилась,что и вернуться на неё нет ни одного шанса.Полагаю,что гений Гоголя много выше гения Гомера,богаче и сложнее и нам о нас смог рассказать столько,что Гомеру было бы не под силу при всём его таланте.Таких ярких характеров у Гомера нет,да и откуда быть.К тому же мир эмоций Гоголя нам много ближе,чем историческая хроника.А уж Ревизор никак не привяжешь ни к каким Гомерам с Софоклами.Но критик ищет исторические параллели.Зачем? А ему кажется,что Гоголь не мог возникнуть на пустом месте.Он не понимает,что лишь реалист исследует сегодняшний день,что ему не надо исторических параллелей и сгусток противоречий сегодня ничуть не беднее прошлых столетий.Тем более автор забывает,что гений герметичен и подражание Гомеру или Эсхилу возможно лишь в ритмическом смысле.Ритмика Гоголя много богаче и сложнееЗачем ему Гомер?И этот же критик принародно заявляет о гениальности Пелевина,безусловно яркого стилиста,но крайне бедного худосочного человека,в крови которого не найти высоких температур.Вместо страстей эквилибристика слова.А уж внутри романов Пелевина не только не хочется жить,как внутри пространства Виктора Гюго или Героя Нашего Времени Лермонтова.Но автор упорствует и называет Пелевина гением.Он же восхваляет Улицкую,как гения.А это уже край .Слава богу,он свою поэзию никак не оценивает.Но судя по его джентльменскому набору и его можно назвать гением.И если Пастернак гений,то говорить уже не о чем.Заниженные критерии приведут нас к полной девальвации этого святого понятия.Если кто-то слышал как нобелиат Бродский читает свои стихи,а это уже обнародовано,то можно смело сказать,что нищета музыкальности и монотонность чтения продиктована только бедностью дарования.Именно поэтому Бродский считал Бетховена композитором склонным к надрыву.Мощь Бетховена для него всего лишь надрыв.Бродский слышал удивительную музыку в стихах Цветаевой,Крылова,пардон,баснописца и даже у полной бездарности Державина находил величавость и некую мелодику.Какой нормальный человек сегодня станет читать вирши Державина?И музыкальность Цветаевой в лучшем случае тянет на балалаечность или банальную истеричность.Бродский не дал себе труд прочесть вслух Мцыри или Маскарад,Я не верю,что он читал себе вслух сонеты Шекспира или " Антоний и Клеопатра".Вот где истинный симфонизм красоты звучания человеческой речи.И даже по английски без переводов это звучит завораживающе.В лучших же переводах музыка Шекспира передана превосходно.
Так к кому же сегодня прислониться поэту?Власти он не нужен.Критиков не стало.Если они и есть,то неизвестно,где находятся и кому служат.И как уговорить критика написать статью о вашей поэзии?Время от времени я читаю высказывания поэтов в интернете друг о друге.Сплошная похвальба и благодарность поэту за его усилия.Ну,укусил меня один поэт.Что не мешает ему читать и читать меня без передышки,хотя обвинил меня в бецветности в одной балладе,которая вовсе не нуждалась в красках,ибо была горько размышляющей о том как мало мы понимаем друг друга.Эта горечь не нуждалась в красках.Какие краски при рефрене СКАЖИТЕ ,КТО МЕНЯ ПОЙМЁТ?Но предположим,что власть вдруг заинтересуется мнением поэтов о ней,во что поверить можно лишь сильно перебрав спиртного и не в один день.В немалом количестве стихов ,прочитанных мною,я не нашёл размышлений государственного характера на предмет того-А ЖИТЬ ТО НАМ КАК?А ДУМАТЬ КАК И О ЧЁМ?Встречается кое что патриотическое,но какое-то полузадушенное или нагло уверенное в силе и мощи обедневшей страны...Торговля величием страны осталась далеко в прошлом и ни один нормальный человек о величии страны не заикнётся,если он не ополоумел окончательно.Развалив страну,за двадцать пять лет, никак не получается достичь её убогих результатов,а тут ещё и санкции цивилизованного мира и откат роста страны...Какие поэты об этом скажут или напишут что-то обнадёживающее? И поэтическое ли дело прогнозировать жизнь страны.Мало вам лермонтовского НАСТАНЕТ ГОД РОССИИ ЧЁРНЫЙ ГОД КОГДА ЦАРЕЙ КОРОНА УПАДЁТ.ЗАБУДЕТ ЧЕРНЬ К НИМ ПРЕЖНЮЮ ЛЮБОВЬ И ПИЩЕЙ МНОГИХ СТАНЕТ СМЕРТЬ И КРОВЬ... Ведь так и случилось.Искренне яростный поэт и сегодня не напишет лучше этих строк,а,стало быть,и писать нечего..Никто из настоящих поэтов никогда не обещал рая.И уж тем более в ближайшее время.Обещал Маяковский.Известно чем он кончил...
Я заявляю-государственно мыслящий поэт невозможен по определению,если он не государственный холуй ,покончивший с собой,наступив на горло себе...Пытались и другие,но куда им до параноидального ГЛАВАРЯ.Да и тот понадобился власти лишь мёртвым.Мертвеца они подняли на щит.И завалили страну трупами в том числе и поэтов.Кто сегодня, подобно Маяковскому,станет вылизывать хозяйский сапог?Как оказалось,никто.Или не было желающих? Или их нет? Есть они и есть в немалом числе,но написать что либо внятное они не в состоянии.А появись такой ублюдок,страна незамедлительно узнала бы о нём.Но в арсенале у такого поэта нет ничего кроме лести и верноподданичества,а с этим товаром сегодня много не наторгуешь.Кто-то на телевидении обмолвился о том,как жаждут бессмертия нынешние лидеры.Удивляться нечему.Ну Всё у людей есть,и им нечего желать,кроме бессмертия.Ау,поэты! Кто откликнется на эту жажду? Это же клондайк для проходимцев.Исчерпать эту тему невозможно.Вперёд и выше!Но я уверен,что этого. позора мы не услышим.Как будто бы Николай1 беседовал с Пушкиным и кому-то сказал,что беседовал с умнейшим человеком.Крайне сомнительный комплимент Пушкину.Ещё тот светоч разума похвалил его.Интересно,что там о физике или химии наболтал государь?Есть фальшиво знаменитый русский писатель.Книги его валяются в берлинском книжном магазине на полу в уценке до одного евро.На вопрос телеведущего-почему же Пушкин хвалил царя в стихах,писатель не моргнув глазом,заявил,что тем самым Пушкин гордился победой 1812 года и другой власти себе не представлял.Но ведь до дыр затрепали письмо Пушкина к Вяземскому,где он пишет-"Не понимаю,как ты,не живущий на привязи,можешь оставаться в России? А я как подумаю о Лондоне и Париже и прогрессе там...И так тошно мне моё Михайловское."Значит, Пушкин представлял себе другую власть и ещё как представлял.До тошноты представлял.Но государственно обласканный писатель и Пушкина в свою телегу запряжёт и припишет ему свою глупость.Теперь этот писатель годами раздаёт интервью.Ему можно говорить обо всём,чего захочет его левая нога...Так,однажды он говорил о спорте высших достижений.Если бы это он посмел говорить в раздевалке футболистов,то вышел бы оттуда инвалидом...Другой его коллега по знаменитости заявляет,что народ и власть в России жили врозь,что народ властью не интересовался и жил сам по себе.Чего здесь больше? Воинствующей тупости или осознанного предательства так называемого народа? Это когда народ мог пренебрегать властью и жить сам по себе? Во времена коллективизации?Во времена раскулачивания или массовых репрессий?Да каждое сельпо было завешано портретами вождей и чёрный репродуктор орал с самого утра революционные песни и лозунги.Как тут жить самому по себе?Не тебя повели на расстрел,так соседа...
А дело в том,что пробившийся к известности писатель,получает право всенародно говорить.Для этого существует телеэкран и бесконечные интервью со знаменитостями .Однажды я видел даже поэта.Это был глубоко несчастный человек,несмотря на патоку,которую лили на него две дамы на канале " Культура",не стесняясь,они восхваляли совершенно пустого человека и не понимали,что делают его ещё несчастнее здесь и сейчас.Он знал,что он интеллектуально мёртв,что он и не мужчина даже в общепринятом смысле,как говорят на Руси-ни кожи,ни рожи,то есть он внешне почти жалок.Он мучительно выдавливал из себя какие-то слова,а его делали на глазах у него знаменитостью,чуть ли не вонзая ему иголки под ногти этими вымученными похвалами.Внезапно он стал косить на один глаз...и лепетал что-то невообразимое и невразумительное.Ничего больше,чем это издевательство над понятием поэт,я никогда прежде не видел.Его могли с таким же успехом представить маршалом авиации или капитаном подводной атомной лодки.Я легко себе представил старт этой поэтической знаменитости.Когда-то и куда-то он принёс свои стихи.Прочитав их,редакторы облегчённо вздхнули-НЕОАПАСЕН.НИЧЕМ НЕ ОПАСЕН.Вот его и наверх!За этого выродка им шею не свернут.А это главное.
Поэт не смеет выглядеть тряпкой.Поэт не смеет не быть мужчиной.Поэт не имеет право выглядеть болваном с бессвязной речью и скошенным набок взглядом.С точки зрения редактуры только такой и должен быть допущен к микрофонам и издательствам.Да,его стихи не были похожи на прочие изделия поэтического цеха,но это единственное,что их отличало.Не удивительно,что власть нынче даже и не смотрит в сторону поэзии.Власть приучили к появлению именно таких существ,пропущенных через редакторскую мясорубку. В то время,как поэзии принадлежит гигантское пространство человеческих душ и умов,страстей и конфликтов с высочайшей температурой эмоций.И если поэт отказывается покорять это пространство,то он жалкий самозванец.А в политике все как один самозванцы.Никто не придёт к будущему большому политику и не скажет,вперёд,старина,ты достоин быть лидером миллионов людей.Будущий лидер сам прокладывает себе дорогу к признанию.И вот он наверху.Он прислушивается лишь к голосу сильных конкурентов,и жалкий поэтический самозванец ему неинтересен.Лидер не верит,что ему представляют обструганных и отполированных,связанных по рукам и ногам сотнями условностей каких-то там поэтов.Он ещё помнит львиный рык Высоцкого и полагает,что вот уж этот был поэтом,по крайней мере мужиком был!И были граждане в ЦККПСС,любившие его песни и по крайней мере не душившие его по пустякам.А эти...бормочут что-то как с похмелья.И не надо лидеру таких поэтов.Пусть будут себе где-то там,где им и полагается на политических задворках.
Между поэтом и лидерами страны лежит человеческий космос.Они на разных полюсах,поэт и лидер политики.Никто из советников лидера не придёт и не скажет,господин президент, у нас появился настоящий поэт и страна должна его услышать.Погружённый в свои мысли президент, обязательно промычит что-нибудь одобрительное,как нибудь да обмолвится,позаботьтесь об этом.Всё! Этого хватит,чтобы поэта услышали. Там наверху работают намёками.Как в том анекдоте.Маня,приходи на сеновал потрахаться.Маня отвечает,намёк поняла приду.Там наверху каждое слово весит тысячи тонн.Но такого советника нет и вряд ли будет.Времена просвещённых властителей минули в 19 веке.И у поэта нет ни одного шанса заставить говорить о себе сильных мира сего.Президент не считает поэтов дураками или вымогателями внимания.Он про них вообще не знает.Ему незачем о них знать.Он упивается своей верховной властью,считая всех нижестоящих нижестоящими дураками.Предположить,что поэт может быть умнее президента он не может даже в самом страшном сне.Ему никто не прививал мысль,что поэт смеет судить о жизни лучше,тоньше,пронзительнее и величественнее,чем кто-либо другой.Ничего интересного в поэзии для лидера нет и быть не может.Это отставленный от власти Хрущёв умолял Высоцкого,чтобы тот приехал и послушал,что ему расскажет бывший глава государства.Высцкий клюнул на дешёвку и приехал,но ни одной песни мы об этом не услышали...Высоцкий умел молчать.Умели все.Он не исключение.Я ни в коем случае не ожидал от барда неких откровений на тему проигравшего политического игрока.Но ведь хоть что-то мог бы написать...
Да,попрежнему остаётся безупречной мысль Стендаля-Политика в искусстве,это выстрел посреди симфонического концерта.Но тогда по крайней мере были властители,допускавшие существование художников на всех этажах власти.Так блестящий писатель Проспер Мариме стал сенатором,да и сам Стендаль возглавлял хлебные поставки для всей армии Наполеона.Художники такого масштаба вообще не могли возникнуть при советской власти,а не то что сотрудничать с ней.И сегодня политическим лидерам,жаждущим бессмертья.нанавистна мысль,что они уйдут и ни одна собака не вспомнит о них...А уж предположить,что поэт переживёт память о них и останется на столетия,так эта мысль должна вызывать в них глухую ярость и беспредельную ненависть к безумцу.
В том как власть интересовалась писателями я ощутил на своей шкуре.Однажды ко мне заявился непрошенный гость.Я жил на первом этаже в доме на Канале Грибоедова с окнами на набережную.Внезапно раздался оглушительный выстрел на набережной.Я выглянул в окно.Остановившееся такси напротив моих окон.Поднятый капот машины.А под окном вполне симпатичный мужчина.Я осведомился,что ему надо.Оказалось отказал двигатель у машины.Мужчина заметил у меня в комнате рояль и попросил разрешения что-нибудь сыграть пока шофёр разбирается с поломкой.Я пригласил его войти.Он вошёл.Я отправился на кухню приготовить кофе для нас.Мужчина сел за рояль и вполне сносно заиграл что-то по блюзу.Я стоял у рояля и слушал,а потом принёс кофе.Мы стали беседовать,что называется ни о чём.Всё же я сказал,что пишу песни с ленинградскими композиторами.А чем заняты вы?Оказалось,что мой нежданный собеседник занят проблемой выравнивания идеологических процессов.Но ведь это,сказал я,как раз и является делом ЦРУ.Уж не оттуда ли вы? Нет,он не оттуда.Я понял,что он из КГБ.И чем же я могу быть полезен вам,спросил я.Мужчина был весьма привалекателен.Мощного сложения и при этом с явно спортивным лицом,но с безупречно интеллигентной речью и мягкостью манер.Так чем же я могу быть интересен для вашего ведомства,уже напрямую спросил я.Мужчина улыбнулся по дружески и сказал,что понятия не имеет,но если я позвоню ему и мы встретимся,то возможно он будет полезен мне.Чем? Чем вы сможете быть мне полезным?Он снова улыбнулся и сказал,что не знает.Ладно,сказал я.Я ничем не могу быть вам полезен, сказал я.Я живу более чем странной жизнью и практически не общаюсь с людьми так как этого им бы хотелось.Дикарь,если хотите.И какой от меня толк?Меня никуда не приглашают,хотя я и довольно крепкий профессионал в своём деле. Мужчина снова улыбнулся мне по дружески.Будут приглашать и ещё как будут,вот увидите.А чем может быть вам интересен совершенно одинокий поэт? Нет у меня ни кампании,ни общества уже очень давно,и я не могу вам предоставить никакой информации полезной для вас.И не надо-рассмеялся мужчина.Мы знаем,что вы дикарь,но очень умный дикарь и очень тонкий человек.Я это вижу.Побеседовать иногда с таким тонким и умным человеком мне было бы очень интересно. Мы могли бы проанализировать кое что и обсудить.Бог с вами,сказал я,какой там анализ.Вы умный человек и лучше меня осведомлены о том ЧТО И КАК.И всётаки позвоните,сказал мне мужчина и поднялся.Вот мой телефон.Позвоните как найдёте возможным.Договорились? В ответ я развёл руками и поблагодарил за телефон.Попробую,сказал я,может и получится,но я не уверен,а потом сказал,задержитесь,я кое что скажу,чтобы вы оставили меня в покое.Я угощу вас коньяком.Так вот.Я поэт и при этом самый настоящий,не из тех кого вы публикуете.Настоящий поэт имеет дело всего лишь с одним человеком,с самим собой.Людьми он не интересуется,так как видит их насквозь и это с трашная способность отбрасывает меня от людей.Вы удивительная редкость.Я впервые вижу столь проницательного человека да ещё и со спортивной внешностью,да ещё и любящего блюз и ваша импровизация вполне профессиональна.И вы бесспорно сверхвежливы и очень симпатичны,чего я никак не ожидал от вашего страшного ведомства.Я счёл бы за честь подружиться с вами,если бы не одно НО.Моего отца расстреляли как собаку под процент перед войной,как немца.Что я должен думать о вас?Вы стократ опасны с вашим обаянием и бесспорной сверхмягкостью манеры речи и всей манеры держаться.Вы почти лорд,пусть вас не обидят мои слова насчёт лорда.Вы безусловно умны,я вижу это мгновенно и мне не надо никаких доказательств вашего ума.Довольно и того,что я слушал как вы говорите и о чём. У вас есть возражения? Тут мужчина задумался и закурил.Отпил из рюмки коньяку и откинулся в кресле.Я,продолжал я,никогда не писал ничего антигосударственного и тысячетонную мощь власти сегодня я считаю почти вечной и несокрушимой.У меня выкрали мои стихи,и они не являются для вас тайной.Я не вижу в них повода для осуждения меня каким бы то ни было судом,а если вы видите эту возможность,то сообщите мне,что предосудительного есть в моей поэзии.Я лучший критик моей поэзии и готов по вашему требованию написать размышления о моей поэзии,но ничего криминального в ней нет.Или,как говорил Достоевский,что в любом стихотворении Пушкина найдёт намёк на франко-прусскую войну.Моя поэзия совершенно не похожа на советскую,но ничего антисоветского в ней нет,она совершенно другая,но беспредельно искренняя и,надеюсь,умная.Между мною и советскими поэтами лежит пропасть.В эту пропасть можно сбросить меня,но моя поэзия останется жить.Я об этом позаботился.Нет,я не отдавал её никому для публикации на Западе,для этого у меня нехватает храбрости,но моя поэзия уцелеет,это я гарантирую.Мне совершенно очевидно,что поэт такого класса сегодня официально не может быть признан,но будущее за мной.Я не виноват в тупости литературных властей.Я мог бы стать гордостью современной поэзии,но беда в том,что до поэзии этим людям нет дела.Им важно сохранить свои кресла и должности.Мне не повезло родится сейчас.Следовало бы сто лет назад или сто лет вперёд.Но только не сегодня.Хотя любой настоящий поэт всегда не ко времени,но сегодня особенно.У меня такое впечатление,что моя жизнь всегда висит на волоске,и до завтра я могу и не дожить.Хотя,как вы видите,одарён спортивной мастью и на жалкого хлюпика не похож.Нельзя человека назначить поэтом,но и поэта нельзя лишить этого звания,если природа даровала ему это имя.Я вижу,что вы ничего не записываете,так как хорошо знаете всё,что я говорю.Ну что? У вас возникает желание убить этого поэта?Или надеть на него намордник?Да,кстати,чуть не забыл.Поэт во мне кончился и я уже несколько лет ничего не пишу.И вряд ли оживу.Я в одиночку противостоял гигантской системе подавления свободного ума,а силы человека не беспредельны.Вам нужна пустышка?Сомневаюсь.Может быть возьмёте меня на работу уборщицей?По вашему лицу я вижу,что убедил вас в том,что я сумасшедший.Теперь мне нечего добавить.Спасибо за внимание.
Мой собеседник ушёл в себя и покинул меня,молча.Ему всё было ясно.Я для него пустое место.Теперь он постарается сделать кое что,чтобы я и стал пустым местом.Что и было сделано.Композиторы отказались сотрудничать со мной,и мои песни практически исчезли из эфира.А если кто-то и пел мои песни,то авторских отчислений почти не было. А что стояло за его молчанием я не мог понять.Остаётся только догадываться.Не стандартный человек не имеет право на индивидуальность в советском искусстве.Власть и сегодня отпускает писателям жалкие крохи на право интеллектуально откликаться на то,что происходит.Или эти авторы ещё не родились.Все модные и нашумевшие книги ужасающе скучны для меня.Их можно прочесть за полчаса,не утруждая свой мозг.Или,как сказала Улицкая о Чехове.Она всю жизнь не могла понять Чеховские пьесы,перечитав их по многу раз.Но недавно ей открылось,что Чехов гениальный абсурдист и ей открылось всё их богатство.На мой взгляд,искусство порывающее со здравым смыслом,мертво и в абсурде нет ничего,кроме бессмыслицы и пустоты.Чеховские персонажи к несчастью глупы,как глуп чёрный квадрат Малевича и додекафонная музыка без мелодий.Это всё видимость искусства,это всего лишь цирк,где звучит музыка для бега лошадок и дрессированных медведей,где акробаты доказывают нам,что они ничуть не хуже обезьян могут летать с трапеции на трапецию,где фокусники распилят женщину пополам или достанут кролика из шляпы или проглотят шпагу,а после изрыгают огонь изо рта,и женщина змея завяжет себя морским узлом.Цирк-извечный двигатель прогресса,что ни дрессировщик,то" Властитель дум".Я с детства ненавидел цирк и не ошибся.Советское искусство и стало цирком дрессированных особей похожих на людей.А нынешний шоу бизнес поставляет горе фильмы в астрономических количествах и фабрики звёзд штампуют смазливчиков и красоток без голоса.Писателей штампует интернет.Мелькнёт на секунду талантливый актёр или актриса,не без этого,и пропадает в лавине шелухи и глупости.Я по прежнему не вижу умных писателей и поэтов,даже если они где-то и есть,но то что навязывается критикой-это всё протухшие рыбные консервы с ячневой крупой...Или чудовище Голливуд,превратившее свою продукцию просто в туалетную массу.Власть не ставит заслон Голливуду.Он работает на неё.Он много лучше отчественных фильмов делает из зрителя пустое место с аппетитом пожирающее пустоту в смазливой обёртке.
На мой взгляд поэзия может научить человека задавать вопросы самому себе.Это те самые вопросы,не задавая себе которых,человек перестаёт быть человеком,но остаётся потребителем чужого ума,чужих чувств,чужих жизней,наконец.Он уже не спрашивает себя когда он перестал думать о том почему у него так скверно всё сложилось и складывается,почему он так мал и ничтожен,почему он ничего не может изменить и не может добиться успеха.Ведь даже Пушкин мог написать-И С ОТВРАЩЕНИЕМ ЧИТАЯ ЖИЗНЬ СВОЮ.Он,уже прославленный поэт,не устаёт спрашивать себя и получать чудовищный ответ-И С ОТВРАЩЕНИЕМ ЧИТАЯ ЖИЗНЬ СВОЮ...А что же обычный человек не спрашивает себя о том,когда ему сломали хребет,когда его превратили в попугая,повторяющего чужие глупости и покорному любому телевизионному бреду бесконечных ТЕЛЕВЕДУЩИХ,то есть ВЕДУЩИХ в Никуда и в Низачем.В основном с киноартистами добившимися народного признания и славы...,потому что их узнают полицейские на дорогах и не штрафуют...вот как любят...Бессмысленно пытаться понять о чём говорит артист.Вспомнить ничего нельзя,кроме того,что власть благоволит к артисту даже в лице полиции.Артист как правило постоянно заразительно смеётся и, не скрывая радости,купается во внимании к нему, великому, знаменитому, прославленному,любимому,незабываемому...и умеющему ответить на любой вопрос ведущих.Ему и думать не надо ни секунды....он всё знает о современной драматургии и живописи,о тайнах кинорежиссуры и сложностях современного политического момента,о любви и тайнах семейного очага и предательстве,которого он никому не прощает...Вот же он-светоч культуры и кладезь ума!Что вам ещё?Есть проблемы? Спросим у киноактёров и от проблем даже лёгкого облачка не останется.Вам что, не нравятся звёзды кино? Ах,всё таки нравятся?
ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ДЛЯ НАС ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО.Помните чьи это слова? Какая там поэзия? Что она знает? Кто её спрашивает? Её никто не спрашивает.Да пошла бы она...
Всегда я прав.
Как это удаётся?
Вы спросите,отвечу напрямик.
Мой голос только там и раздаётся.
Где за зубами прячут все язык.
В те годы,когда я мог писать стихи,я постоянно спрашивал себя-что может быть предметом поэзии?Безусловно всегда был как бы высокий стандарт поэтических размышлений о Боге,о судьбе,о любви и чести,о предательстве и вероломстве,о происках дьявола в человеческом облике,о твёрдости веры и её слабости в страшные минуты испытаний,о высоком предназначении человека и тем более художника,о долге и попрании этого высокого чувства и уж тем более БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?К несчастью в поэзии торжествовал страдающий от несовершенства людей поэт,реже страдающий от своего несовершенства и уж совсем страдающий от своей глупости.Господи,нигде в мире не было написано ГОРЕ ОТ УМА,это горе чисто русское и нигде в западной поэзии не встретить стихов об этом горе...Я единственный,кто написал молитву о том,чтобы господь пусть и изуродует меня физически,но пусть прибавит ума.Мне его нехватало и нехватает.Никто на моей памяти не жаловался на недостаток ума,но страдали от этого многие.Я понял,что лишь конфликтность поэта,лишь его незаурядность,лишь его человеческая яркость и непримиримость к унижениям,лишь его яростное сопротивление скотству во всех видах,лишь его бешенство ума и может стать предметом поэзии.И,конечно же,гигантское удивление перед разнообразием характеров и странностей человеческих,и ужас перед величием космоса и космоса человеческих несовпадений друг с другом,и нескончаемых ран души от этого несовпадения.Вот поэтому я создал свой жанр поэзии ИНТЕЛЛИКО,жанр мыслящей поэзии,где без яркой мысли не может быть даже трёхстишия...Мысль человеческая беспредельна,беспредельна и поэзия,мыслящая и страдающая от непонимания и нежелания мыслить.Иногда я читаю чьи-то стихи.У меня сводит скулы от изощрённости текста,от нежелания и неумения говорить открыто и беспредельно ясно о том,что ранит поэта,от его нежелания думать о том,что пишет,о чём пишет,для чего пишет.Сразу становится ясно,это пишет УДОБНЫЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ человек,а такой человек никогда не станет поэтом при всех тиражах и премиях.Поэтом может стать лишь отверженный людьми человек.Не властью и не ФСБ отверженный,а попутчиками по жизни.Они потом поднимут на щит его поэзию и будут клястся его именем и гордится причастностью к поэзии мастера,жалко пытаясь подражать ему в его свободе мыслить и говорить открыто.Поэт обязан писать лишь о том,о чём не писали до него.Как ни жестоко это требование.Верховная же политическая власть сегодня уже не может влезть в душу поэта,как это она делала прежде,убивая свободную мысль и поражая поэтов ужасом расплаты за свободу думать и говорить.Тем более,что власти вообще никакие поэты не нужны сегодня.Но поэтом человека делает не сопротивление власти,а сопротивление низости человеческой на всех этажах жизни.Равнодушие к уму и таланту это тоже низость и откровенная подлость,даже если её тщательно скрывают.Преодоление этого кошмара и есть человеческий долг поэта перед слабыми духом,сердцем и умом.Так и кажется,что власть идиотизма,пошлости,мелочного тщеславия и беспричинного высокомерия оттого,что этот человек пишет стихи,так и кажется,что эта власть вечна и её не пробить никакому гению....Но поэт остаётся самим собой и продолжает мыслить и писать без всякой надежды на успех или признание.Потому что успех и признание добываются там,где поэзия погибнет от удушья за несколько минут.Я повторяю,сегодня никакая власть не может остановить настоящего поэта.Она бессильна перед ним.Дело за малым.Дело за появлением такого поэта. А я часто спрашиваю себя,а есть ли вообще читатель поэзии?Кроме несчастных графоманов читающих и восхваляющих друг друга? Не затонула ли поэзия,как затонула Атлантида? И прихожу к выводу,да затонула,не выдержав натиска времени.Количество зрелищ для человека сегодня почти астрономическое.Сидя дома,можно получить всё что угодно и неугодно.Индустрия развлечений камня на камне оставила от глубокого и сильного искусства и хватает за горло даже домоседа,заталкивая ему в глотку сериалы и ток -шоу,рок-концерты и фальшивые откровения актёров...не думай,не надо,всё давно для тебя продумано,открывай глаза и уши и всё узнаешь.И практически исчез тип человека,склонного к одиночеству и размышлениям о жизни и людях.Так может быть поэзия изменилась? И мы не знаем как она сегодня выглядит.Я забыл,когда я видел задумчиво бредущего по улице человека.Все спешат уткнуться в свой телефон и юркнуть в метро или автобус,на ходу продолжая разговор.Информационное давление на человека достигло критической массы и практически размазало его по асфальту.А поэзия требует тишины и сосредоточенности на ней.И всё же я уверен,что человеку нужны новости о нём,он хочет знать о себе не как о бабочке однодневке,не как о куске пушечного мяса или покупателе или подписчике,он хочет знать зачем ему выходить из дому и возвращаться домой,чему удивляться и что ненавидеть,как защититься от любви или не защищаться вовсе,как спасти свою единственную душу от насилия и в чём заключается насилие,ведь его подчас и не видно.Он хочет знать,что он такое в чужих глазах и в собственных тоже...И если поэт не станет интеллектуальным лидером для читателя,то он не станет поэтом.
Свидетельство о публикации №115022400907