Рыночная экономика
Парадокс состоит в том, что именно в этот период, когда общество действительно создало изобилие благ потребления, возникают и проблемы «потребления», в основе которых лежат уже не экономические причины, а чисто человеческие. И именно в этот период возникают и кризисы, и рост тенденции обнищания, и деградации человека. И люди теперь не знают, как потреблять весь создаваемый объем потребительных стоимостей. Ведь вокруг этого вопроса только мудрствуют, ища наилучшие «способы распределения» этой стоимости, будто если все произойдет так, то человечество успокоится, и люди будут жить счастливо, окончательно разрешив проблему потребления. Здесь сущность человека сведена просто к его животной сущности, раз люди обременены удовлетворением своих элементарных потребностей. Что же здесь произошло со стоимостью и с самой потребительной стоимостью? А вот что.
Здесь уже нет ни стоимости и ни потребительной стоимости в марсистском понимании. Потребительная стоимость таковой рассматривалась лишь в соотношении со стоимостью, и здесь стоимость развивалась безгранично, подавляя потребительную стоимость. Здесь мы видим только экономическую необходимость. И если бы все обстояло не так, то современную высокоразвитую технологию мы никогда не увидели бы. Они должны были сложиться на этой основе. Ее человечество достигло именно ценой подавления людей, ограничивая потребности миллионов и миллионов людей. Какие-то единицы «наслаждались жизнью», персонифицируя капитал, прибавочную стоимость, а целые массы трудились и создавали богатства, лишенные всех благ и являясь только производителями. Она сложилась и развивалась только на основе подавления целых общественных классов. Когда же общество перешло на высокоразвитую техническую основу, и оно на этой основе производило огромный объем продуктов потребления, то уже стоимость перестала существовать. Производство теперь работала не на прибавочную стоимость, а, наоборот, а на потребление. Это уже исторический поворот, свидетельствующий, что содержание нашей эпохи – не экономика, а человек.
Современное общество «избытка над потреблением» создает намного больше, чем классический капитализм, так что все свои «избытки» одни страны отправляют в другие. Тем самым на этой основе сложились всемирные связи. И смысл этой высокой технологии состоит в том, что она создало пространства развития человека и вместе с тем порождает и необходимость развития человека и бессознательно перестраивает общественный мир к этой тенденции, то есть к увеличению именно пространства развития человека все больше людей вытесняя из общественного труда. Именно поэтому в Америке это пространство заполнено «голым потреблением». И весь Запад, до сих пор сосредоточенный «на благосостоянии каждого», уже интенсивно увеличивает бомжей. И, кажется, что общество когда-то обогатит каждого, в то время как в действительности в нем с тремительно растет деградация человека. И если все люди равны и счастливы в Америке, то, может быть, они действительно равны и счастливы в безмолвной однородности деградации, охватывающей уже всех. Поэтому всюду мы наблюдаем именно удручающую картину. Человек находится на уровне животной потребности, а общество на уровне массового потребления, а человек, который уже должен был бы развиваться как личность, уже деградирует и превращается в паупера.
Техника, ставшая непосредственной производительной силой, стоимости не создает, а только блага, а, следовательно, пространства развития человека. И история не ориентируется на отдельные люди, как они себя ведут, как поступают, к чему стремятся, что воображают. Ей безразлично их переживания. И западные мыслители сильно ошиблись, делая ставку на личность. Общество само создает то, что должно стать достоянием каждого. И этого оно уже достигло. А если люди «в сказочном богатстве» живут еще мерками старого капитализма, то в этом виновато не общество и тем более не история.
Это значит, что человек, управляющий этой техникой, лишь развивает свои способности и духовные силы. И это есть смысл и цель истории, а не просто потребление. Если человечество овладело технологией, то оно развивает только технологию, чтобы увеличивать производительность труда. И повышение производительных сил здесь достигается не за счет эксплуатации рабочих, а за счет технического прогресса и совершенствования способов его применения, в котором люди, напротив, освобождаются от непосредственного труда и тем получают условия для своего свободного развития, а в капиталистическом обществе - вытесняются в сферу опустощения. Необходимый труд, создающий необходимый объем потребительных стоимостей, таким образом, здесь настолько сократился, что большинство людей уже занимаются «ничего не деланием», то есть просто делают деньги. Здесь главным двигателем является только человеческий ум и его творческие способности. И мы сейчас находимся именно на такой стадии развития производительных сил, когда общество меньше всего нуждается в массе людей и привлечении их к необходимому труду. Само понятие «лишние люди» возникает отсюда. И общество здесь озабочено только производством этих благ, а людей, освободившихся этим движением, предоставило на произвол судьбы. И эта сфера превратилась в неразрешимую проблему. И вот они и развлекают друг друга, одни доставляют другим удовольствие, лечат других, стригут им волосы, другие оплачивают их услугу, и человек повсюду ищет способы удовлетворения своих потребностей за счет других. И это теперь они называют трудом.
Просто общество создало праздных людей, которым нужны только деньги, чтобы они могли жить по стандартам потребительского общества. И развиваются способы делать деньги. И цены здесь регулируются не стоимостью, а устанавливаются произвольно, смотря по обстоятельству, по спросу, а то и по сговору, и ради обогащения и выживания отдельных людей. Точно так же, как это происходило в средних веках. И люди вдруг полностью попали в зависимость от торговли. Ведь в средних веках общество сидело на труде крепостных крестьян, а потому земля была основным богатством. Капитализм же сидел на труде рабочих, где поэтому основным богатством было средства производства – промышленный капитал и сельскохозяйственное производство. Современное же общество уже полностью сидит на техническом прогрессе. И что же здесь должно быть основным богатством? По логике исторического развития им становится сам человек. Но поскольку он еще облачен в деньги, то естественно, этим богатством являются деньги. Стало быть «свободные по существу люди» еще не знают, кто они такие. Люди знали, что они должны освободиться от крепостнического рабства. Они знали, что должны освободиться от капиталистического рабства. Денежное же рабство их привело в замешательство. И они об этом просто еще не задумались.
Эти «свободные люди» не могут не выживать и не деградировать. Люди должны здесь пользоваться или благами цивилизации, или, потребляя их в виде «товаров», медленно саморазрушатся, на этой основе так и не постигнув сущности своего назначения и не открыв в себе людей, отличных от животных, от звериного общества, веками стоявшего над ними. И это означает, что если здесь нет экономических законов, объективно регулирующих общественные отношения и над людьми стоят только деньги, то, это свидетельствует, что люди впервые уже должны жить «по человеческим законам». А для этого нужно формировать человека, как раз отделив его от этой вещи – денег как всеобщего богатства. И тогда они все организуют в соответствии с необходимостью развития каждого, сознательно формируя пространства его развития. Поэтому не только растет роль государства, права и т. д., но оно вообще становится над обществом и так же превращается из контролирующей силы в самодовлеющую, основанную на делании денег. И речь идет не о том, что они к этому не придут, а о том, что это является исторической необходимостью, и как быстро люди к этому придут, осознав сущность новой эпохи. Общество, ставшее технологическим, уже есть общество будущего, но только построенное на деньгах.
И насколько изобретателен ум человека и его способности в создании всех технических усовершенствований, сегодня же он настолько же оказался невежественным в отношении к самому себе и в потреблении этого блага, превратив его в самоцель в денежных отношениях. И теперь люди озабочены деланием денег. Ведь капитализм все время обременялся именно тем, что он должен был постоянно воспроизводить рабочую силу, и в то же время развивать производство, и этого противоречия он так и не смог разрешить. И для капитализма важно было производить, а не деньги делать. Основная масса населения здесь была занято трудом, и лишь незначительное число жило праздно. А техника человеку служит долго, не требуя вознаграждения. Человек лишь обслуживает технику и управляет ею как своей силой и развивает навыки и другие способности. Что же теперь должны делать люди, создавшие изобилие и обменивающиеся друг с другом своими «избытками»? Должны завершить свою историю, не сумея их разумно распределять между собой и не сумея превратить общественные силы в свои личные силы?
Между тем практика показывает, что в техническом прогрессе человек действительно развивает свои умственные способности и управляет силой природы как своей собственной. И если в обществе все создано так, то, очевидно, надо все организовать так, чтобы это имело отношение к каждому человеку, а не человеку вообще или к ничтожному меньшинству. И тогда мы, несомненно, окажемся в обществе свободно развитых людей. И суть состоит в том, чтобы организовать развитие человека, устранив делание денег. Вне этого люди просто развлекаются и забавляются друг другом, не зная, как использовать свободное время, которое образовалось в результате технического прогресса. И миллионы людей, предоставленные себе, просто делают деньги, чтобы так или иначе участвовать в распределении благ и его потреблении.
Если все это рассматривать применительно к нам, то нам не трудно будет убедиться, что на основе «рынка» мы никогда не сможем создать этот уровень техники на основе индивидуальных производителей. Стало быть, у нас вообще это «пространство развития человека» превращено просто в пространство «выживания». И нас просто стягивает «денежное рабство». При том положении, в каком малое и среднее предпринимательство составляет подавляющую силу, во всем постсоветском пространстве, напротив, уничтожили и ту техническую основу, которая была создано социализмом. Теперь их попросту заменили личными автомобилями и компьютерами, ввозимыми из-за границы. Они свидетельствуют лишь о запросах индивидов, и их рост показывает на необходимость индивидуального развития человека.
А заграничные товары стоимости не имеют, их ценами просто манипулируют отдельные люди, на этом делающие деньги.
Свидетельство о публикации №115022303073