Надо разбивать иллюзий, а не голову
Определенный объем продуктов, необходимых обществу для его сохранения, чтобы оно воспроизводила себя именно как такого общества, как, например, рабовладельческого, феодального и т. д., создает каждое общество. И если оно по какой-либо причине не создает этого объема, то это общество перестает существовать. В истории таких случаев происходило всегда, и исчезали целые племена или народы. Тот объем продуктов, каким располагало, например, феодальное общество, чтобы оно могло беспрерывно воспроизводить себя, создавался трудом крепостных крестьян, определенным образом организованного. Все остальные элементы, имевшиеся в этом обществе, возникали и существовали только на этой основе и играли подчиненную роль.
Здесь создавался весь объем потребительной стоимости, на котором сидело общество. Поэтому в феодальном обществе стоимость существовала только в виде потребительной стоимости и не имела способности к самовозрастанию. Товарность продуктов была чисто случайной и не имела необходимого характера. Прибавочный продукт, который при этом создавался, попросту поедался: на них строились храмы, дворцы, на них пировали и вели войну и т. д. Но самое главное состоит в том, что здесь речь идет об индивидуальных хозяйствах и индивидуальных производителях, создававших только потребительные стоимости. И общество существовало только благодаря тому, что оно организовывалось на определенных незыблемых основаниях: крепостническое право, мораль, религиозные догмы и т. д., посягать на которых никто не мог, пока эта общественная форма не утратила своей необходимости. Запомним: это общество основывалось на индивидуальных хозяйствах и на государственном регулировании, имевшим абсолютную власть над обществом.
Здесь нет товарных отношений, образующих основу общества, так как еще нет стоимости. Люди продавали друг другу какие-то свои продукты с древних времен, сами устанавливали на них цены, а теми «экзотическими» товарами, которые привозились из Индии или Китая, лакомились и забавлялись только помещики и дворяне. Это еще чисто индивидуальные отношения. И здесь каких-либо товарных, то есть экономических законов еще не было. А товарные отношения освобождают людей и предоставляют их жизнь капиталу. Это по существу человек свободный. И каждый здесь свободен в рамках товарных отношений. А в феодальном обществе их было единицы, и они не определяли это общество. Все было основано на труде крепостных крестьян, а крепостные принадлежали помещикам, и вместе с тем история им готовила освобождение. И этого освобождения им давали деньги как эквивалент товаров, как облик производительной силы общества.
Для того, чтобы возникла стоимость, необходимо, чтобы излишки продуктов в виде денег накапливались, а не поедались, и чтобы эти накапливающиеся деньги затем приводили в движение производство, принимающее общественный характер, например людей, которые уже в феодальном обществе объединялись в производственные кооперативы, в цеха с определенным разделением труда между рабочими под началом владельца денег. Но такого производства не будет, если работник не распоряжается собой по своему усмотрению. Кроме того, не продукты, а рабочая сила должна быть товаром, имеющим определенную стоимость, т. е. общество должно нуждаться именно в таких людях и воспроизводить их. Поэтому капитализм начинается с того самого момента, когда в ходе исторического развития рабочая сила человека превращается в товар и когда в силу этого обнаруживается, что рабочая сила всегда создает больше, чем необходимо для ее воспроизводства. И прибавочный продукт, который теперь они создавали общим трудом, уже не поедался, а снова и снова пускался в производство.
Тот избыток над потреблением, который образовывался и увеличивался при этом, Маркс называл прибавочной стоимостью, которая самовозрастала благодаря тому, что она вновь и вновь пускалась в производство и создавала стоимости более высокого порядка безотносительно к людям. И самой сильной страстью капитализма была «жажда прибыли». И Риккардо это понял лучше всех. И эта «жажда» лежала в основе капитализма и двигала им.
Что же произошло у нас? Как же мы вдруг стали обратно переходить к капитализму? Мы вернулись в средневековье. И "жажда" у нас просто стала индивидуальной и двигает только жизнедеятельностью людей. Отсюда и размышляйте, кем мы стали и в кого превратит нас дальше деньги!
Свидетельство о публикации №115022301865