Краткий словарь буддистских терминов
Абхава - небытие,определенная постоянная практика, направленная на достижение
небытия.
Аватар - слово Аватар означает нисхождение; это – сошествие
вниз Божественного, т.е. ниже черты отделяющей
божественный мир от человеческого мира или состояния.
Воплощение (инкарнация), нисхождение Божества на землю,
Божественное откровение или проявление Божества в
человеческом облике.
Авеста - священные книги некоторых древних народов Средней Азии,
Азербайджана, Ирана, составлявщиеся в течении многих веков;
Ранние части Авесты приписываются древними преданиями
Заратустре (Зороастру)
Адеша(Адеш) - голос, побуждение, указание.
Аджняна = неведение, незнание.
Акарта - бездействующий.
Акартанья - то, что делать не должно.
Амрита - бессмертие, нектар бессмертия или питье богов; бессмертное
блаженство божественного экстаза.
Ананда = восторг, налаждение, блаженство, духовный экстаз;
Сущностный принцип блаженства; являющийся той самой
Истинной природой трансцедентного и бесконечного
Существования.
Анима - «тонкость», одна из восьми сил-способностей (Сиддха) Йога,
Способность изменять тело, произвольно изменяя его
Физическую массу и плотность.
Аниша - не господин, подчиненный, раб.
Анна - пища, грубая, зримая материя; по своему происхождению
означает просто субстанцию или существо.
Анрита - ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи (см.)
в ментальной или телесной деятельности.
Антахкарана- Внутренний инструмент; Ум; ум и витал в противоположность
телу.
Ануманта - дающий санкцию, разрешающий.
Апана - одна из пяти пран (см.) сосредоточенная в нижней части тела,
Осуществляет руководство низшими функциями, в
особенности выделительными, выводящими из организма
все отходы питания и жизнедеятельности; тесно связана с
с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает
из тела витальную силу.
Артха - интерес; (один из четырех человеческих интересов);
материальные, экономические и другие цели и нужды ума и
тела; предмет, вещь, значение-смысл (слова).
Асакти - привязанность.
Асана - фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха-
Йоге; йогическое упражнение, направленное на овладение
Духовными силами и управлением своим телом и умом.
Asmita (асмита) - в прямом переводе с санскрита означает «не сметь». В контексте психотехнической процедуры, о которой идет речь, термином «асмита» обозначается состояние чистого бытия, при котором «Я» пребывает в нераздельном единстве с буддхи (интеллектом), в абсолютном подчинении Разуму, которым и обусловлено проявление нашей индивидуальности, т.е. нашего Эго.
В онтологической системе йоги asmita рассматривается как первая стадия трансформации фундаментального и всепронизывающего сознания (karana citta), которое реализует себя через сознание-следствие карья читта (karya citta). Таким образом асмита наряду с десятью органами чувств и соответствующими психотехническими способностями, манасом и жизненной силой (праной) выступает исходной качественной определенностью сознания-следствия (карья читта).
Неодушевленное сознание означало всеобщее, не индивидуализированное сознание пракрити (prakriti), но впоследствии пришло понимание мировой души в форме (mahat, Buddhi), являющихся трансформацией пракрити (первоматерии). Сознание всеобщая функция движения и возникает из опыта бытия. Душа же результат постоянной трансформации этого опыта. Поэтому в Мире нет ничего неодушевленного.В то же время необходимо осознавать, что всякая форма сознания и материи, возникая, продолжает свое существование по инерции, т.е. бессознательно. Ее распад (энтропия), а вместе с тем и трансформация, происходит тогда, когда инерция заканчивается, а освобожденная энергия-движения проявляет себя в новой форме.
.
Асиддха - несовершенный.
Асур (Усура)- божество;
Атмаджняна – знание сущности.
Атман - Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего
существования; Верховная сущность (по отношению
к индивиду), являющаяся нашей собственной истинной и
наивысшей Сущностью.
Аханкара - эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает
(Ахамкар, возможность каждому существу понять (постичь) себя, как
Ахамкара) независимую личность.
Саттвическая Аханкара – эгоизм, выраженный чувством добродетели
и праведности.
Раджастическая Аханкара - динамический эгоизм.
Тамастическая Аханкара - эгоизм, выраженный невежеством и
инертностью.
Ашуддха - нечистый.
Ащуддхи - нечистота.
Брахман - В Веданте; Реальность, Вечность, Абсолют, Дух, Высшее
Бытие, Единый, вне которого ничего не существует.
Единственная Реальность, которая является не только
Материальной, духовной и сознательной субстанцией всех
Материальных форм, идей и Сил, но и их Источником;
Единственное или вдохновенное слово, выражающее Сердце
или Душу; Сердце; Душа, возникающая из подсознания
Человека, достигающая Сверхсознательного, а также
пробуждающая творческие Силы в человеке.
Буддхи - разум; интеллект; Воля Ума; Мыслящий Ум; Распознающий
Принцип Ума и Воли одновременно.
Бхава - Бытие.Состояние существа; становление;
субъективное состояние,опорой для которых служит
отождествление с уже
имеющимся психосоматическим опытом прошлых поколений,
(состояние ума, болезни, желаний, побуждения страстей,
реакции чувств, склонности чувств и моральных ощущений),
эмоциональная природа; общее ощущение.
Бхакта - любящий, преданный Божественному.
Бхакти - любовь и преданность Божественному.
Бхарта = поддерживающий, хозяин.
Бхога - наслаждение, обладание.
Бхокта - тот, кто наслаждается.
Бхрашта - уход с Пути Йоги.
Бхукти - наслаждение, удовольствие.
Вайратья - отвращение; отвращение к Миру, полное пресечение
Привязанностей и желаний.
Вак - Речь; Богиня речи.
Васана - мысль или ментальное ощущение, возникающее из Читты.
Веда - знание; знание Божественного; общее имя самой древней
Индийской сваященной литературы: Риг-Веда, Сама-Веда,
Яджур-Веда, и Ахтарва-Веда, каждая из которых делится на две
Части – Мантра и Брахмана. (Мантра содержит метрические
Гимны, пение которых позволяет достичь состояние Брахмы).
Веданта = философская система основанная на Упанишадах, и
обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся
(иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести
Даршан (см.) ; конечная цель или кульминация Веды.
Вибхути - божественная сила; цветение божественных сил, энергии,..,
знание о них, о любви, радости, мощной силы Бытия;
сила Бога в человеке, воплощенная сила Мира или лидер
человечества.
Вивека - проницательность, умение различать.
Виджняна- идеальный ум; свободный, духовный или божественный разум;
Каузальная мысль; Истина; гнозис; высший ум;
Всеохватывающей аспект истинного объединяющего знания;
Великое всеохватывающее Сознание, особенная
Характеристика супраментальной энергии, которая включает
В себя всю Истину и идею, и цель знания и видит их всех сразу
В их сущности, всеобщности и по отдельности , и в различных
Аспектах.
Викара = искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи –
Продукт или производное Пракрити. (см.)
Вишуддха - чистый; наименование третьей Чакры (см.)
Вриндаван- место на земле в Северной Индии, где Кришна танцевал
С Гопи (пастушками); у вайшнавов - небеса Вечной красоты
И блаженства.
Вьяна - одна из пяти Пран (см.), пронизывает все тело и распределяет
Витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция
Крови и распределения сущностной энергии пищи.
Вьякта = проявление.
Гхрина - сожаление; отвращение.
Гуны - качество, характер, свойство; три Гуны – три образа природы.
1. Саттва – равновесие; образ Света, уравновешенности, Мира,
Гармонии,счастья.
2. Раджас – движение; образ действия, желания, страсти,
Кинетическая сила; отражает качество борьбы и усилия,
Страсти и действия.
3. Тамас – инерция; образ невежества, инерционного существования, сила несознательности, неспособности и бездействия.
Даршан - видение; самооткровение Божества к своим приверженцам;
Случай, когда духовная личность Божества позволяет себе
Быть увиденной; шесть Даршан – шесть систем
Индийской философии: Пурва-Миманса,Уттара-Миманса
(Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога.
Двандва - двойственность, пара противоположностей.
Двеша - непривязанность, отталкивание.
Джива - живое создание, существо; индивидуализированный Дух,
Поддерживающий живое существо а его эволюции от рождения к
рождению (полный термин Дживатма).
Джняна - знание, мудрость, высшее самосознание; сущностный аспект
истины объединенного знания; прямое духовное осознавание
высшего бытия.
Джнята - знающий, Господин.
Доша - недостаток, дефект, неясность.
Дхарма - буквально, - то, что находится в основе и поддерживает все вещи
вместе. Закон Бытия, мерило Истины, правило или Закон
деятельности; коллективная индийская концепция религий,
поведений, социальных и моральных правил;
Самаджа Дхарма – общественный Закон;
Лаукик Дхарма =- правила, традиции…;
Санатана Дхарма – вечный, универсальный Закон Бытия.
Дхарма –Санкара - подмена Дхармы одной области, дхармой
Другой.
Дхаирья - спокойствие, стойкость.
Индрии - чувства ощущений; их десять: пять воспринимающих – глаз, ухо,
кожа, нос, язык; и пять действующих - пищеварительная, две
пары двигательных, речевая и детородная.
Ишвара - господин, Хозяин, Божественный, Бог.
Кайя-Сиддхи - совершенство тела.
Кайя-Шудхи – очищение тела.
КАЛИ - Мать всего и разрушительница всего, ужасный образ
Божественной Матери; Олицетворенная Всеобщая естественная
Нестабильность бесконечного пространства.
Кали Юга- последняя из четырех эпох. Железная эпоха (см. Юга). Эпоха
Невежества и отсутствия Истины.
Кальпа - Эра или Мировой цикл.
Кама - вожделение; Богиня Кама – олицетворенное поле,
удовлетворяющее желания всех видов.
Камана - желание, страсть;
Канта - красивый, желанный.
Карма - деятельность, работа, дело или функция человека; совокупность
наработанных существом в процессе бытия связей-сил-
зависимостей, определяющих природу и возможность повторных
воплощений и существований души. Различают четыре вида
кармы: черная, белая-черная, белая и не белая и не черная.
Черная- карма злодеев; белая-черная – у обычных людей, у
которых накопление скрытых следов кармы происходит в
результате злых и добрых деяний; Белая карма у тех, кто посвятил
себя подвижничеству изучению и созерцанию природы. Она не
зависит от внешних средств реализации, так как опирается на
Разум и не связана с причинением зла. Ни белая, ни черная карма у
тех, кто полностью устранил все аффекты, отверг все плоды
добрых дел, его органы чувств отвлечены от внешних объектов.
Картавья –то, что должно быть сделано; долг.
Кришна - Божество; Господин Ананды (см.) , Любви и Бхакти, считается
одной из десяти инкарнаций бога Вишну, который, проявляя
единство мудрости и труда, руководит и ведет земную
цивилизацию к единству с Божественным, при помощи Ананды,
Любви и Бхакти.
Ksipta – рассеянное, беспокойное сознание, характеризующееся
спонтанной направленностью на внешние объекты, в котором
преобладает раджас (Движение) и отсуствует какая-либо
стабильность.
Mudha – (букв. Ослепленное, пребывающее в замешательстве и недоумении).
На этом уровне преобладает тамас (инерция). Сновидное состояние
сознания, алогичное в своей сути, в котором отсутствует
способность к различению сути объектов. Направленное на все
объекты, оно не задерживается ни на одном из них.
Viksipta – (букв. Рассеянное, разбросанное), т. е. любое состояние
эмпирического сознания не сосредоточенное и не прекратившее
репродуцирование своих актуальных содержаний.
ЭКАГРАТА (ekagrata) - характеризуется стабильной направленностью
сознания в одну точку, избирательность при этом достигает
своего предела и лишена аффективного компонента.(т.е. нет
никакой оценки,)
Читта-экаграта - состояние сознания, при котором происходит высвечивание
объекта таким, каким он существует в реальности.
Читта – вритти - Ниродха - развертка потока сознания и остановка
вращения, за счет чего происходит как бы снятие качественной
определенности потока Сознания. Такое сознание ничего не
рождает и потому становится лишенным кармы, так как устраняет
какие-либо познавательные акты, их содержание и эмоциональные
мотивации, нарушающие психотехническую сбалансированность
Сознания. В буддистской психологии Ниродха - абсолютная, ничем не
обусловленная дхарма, не имеющая причинной связи, и потому
позволяющая снять отождествление с любым потоком
Сознания. Кто способен войти в это состояние, тот становится
способным к постижению истинной реальности и становится
неподверженным кармическим следствиям.
Klesa ( клеша) – одно из фундаментальных понятий большинства индийских
религиозно-философских систем, но наиболее полно
разработанное в буддийской психологии. Букв. означает
мучение, боль, которые и приводят сознание в возмущенное,
больное состояние, загрязняя его. Клеша часто переводится как
страсть или загрязнение., которое присуще типам личности с
эгоцентрированной ценностной установкой сознания, в которой
«Я» непосредственно соотносится с окружающим миром, что и
является ложной опорой сознания и прямой ориентацией на
сансарное (иллюзорное) бытие.
Кумбхака- удержание Праны, путем остановки и задержки дыхания, является
частью Пранаямы.
Кундалини- свернутая в кольцо и спящая змея внутренней энергии; вернее
движения-силы, возникающей в результате резонанса
Муладхары (эенергетический центр, расположенный в копчике)
с центром Земли, достигается особыми практиками.
Лагхима - легкость, способность делать тело легким, произвольно
уменьшая вес – одна из восьми йогических Сиддх(сил).
Лайя - растворение, исчезновение, уничтожение индивидуальной души
в Бесконечном.
Лила - игра, забава, космическая игра.
Липса - желание, страстное желание, тяга.
Лобха - жадность, алчность, скупость, завистливость.
Майя - всестороннее творческое знание, мудрость, существующая
исстари, первоначально выраженная в Ведах (см.), а в процессе
Бытия обманутая вторичным и производным чувством,
хитростью, магией, иллюзией; феноменальное сознание; сила
самоиллюзии в Брахмане.
Майявада – доктрина, считающая, что весь Мир есть Майя, т. е. иллюзия.
Манас - Ум; природный Ум, существующий вне опоры на интеллект
(Буддхи); воспринимающий Ум.
Мантра - священный слог; имя или мистическая формула, интуитивное и
тайно внушенное выражение в словах, одна из строф Вед,
открывающие тайную силу и являющуюся источником не
обычного, но божественного вдохновения.
Марга - путь, дорога;
Махакарана - первопричина.
Махас Патха - Великий Путь.
Махима - «огромность»; йогическая способность произвольно
увеличивать свою физическую массу и плотность, одна из
восьми Сиддх (сил).
Мукти - освобождение.
Муладхара- корень; основание сосуда или обиталища; центр физического
сознания – нижняя чакра, расположенная в копчике, через
которую и реализуется Кундалини; через этот центр
осуществляется наша связь с землей, производится питание всех
наших земных сутей (функций).
Нади - нервные каналы.
Ниграха - подавление, обуздание.
Парабрахман – высший Брахман (см.); Высший. Божественный,
Непостижимый.
Парамешвара – верховный Господин.
Правритти - побуждение к действию и работе; движение вперед и вовне;
эволюция душу в действии.
Праджна = Сущий, находящийся в глубоком сне (Сушупти см.).
Господин и творец вещей, Хозяин мудрости и знания.
Пракамья - абсолютное страстное желание ума и чувства.
Пракрити - детальная разработка; Природа, Природная Сила; Душа
Природы; исполняющая или действующая сила.
Прана - жизненная энергия, жизнь; дыхание жизни; пять пран – пять
носителей (проводников) жизненной силы; Прана. Апана (см.)
Вьяна, Самана, Удана (см.); Прана – универсальная сила
жизни, имеющая полевое происхождение, связана
непосредственно с дыханием, действующая в верхней части
тела и питающая все клетки и системы нашего организма.
Пранаяма - управление и контроль информационно материальным
обменом (ИМО) со средой, циркуляцией витальных токов
жизненной силы, с помощью дыхательных упражнений,
включающих задержку дыхания; благодаря концентрации на
выполняемом упражнении и задержке дыхания, ненужные и
случайные связи прекращаются, естественные
неравновесности в окружающей вас среде разрешаются без
вашего участия, тем самым сохраняется ваша жизненная сила
и здоровье.
Пратьякша - знание того, что есть, опережающее зрение; непосредственное
прямое знание; Йоги называют такой орган сознания
четвертым глазом, когда такая структура развита, становятся
необязательными условности, особые состояния сознания,
осознание любой ситуации, получение любого знания
происходит немедленно и беспрепятственно.
Пуруша - Субъект; Сознательное Бытие; Сознающая Душа; Душа;
сущностное бытие, поддерживающее игру Пракрити (см.);
Сознание или Сознающий, находящийся позади того, кто
является Господином, свидетелем, знающим, наслаждающимся,
держателем и источникои, санкционирущим действия Природы.
Пурушотамма – Высший божественный Субъект; Высшее Бытие, которое
превышает как меняющееся бытие, так и Неизменное;
Божественное Бытие.
Рага - склонность, привязанность к индийской класической музыке-
Особый вид или стройц звуков или созвучий.
Рага-Двеша - притяжение и отталкивание, симпатии и антипатии,
привязанность и непривязанность.
Раджастический – относящийся к качеству действия и страсти - Раджасу
(см. Гуны,)
Риши - видящий.
Садхак - тот, кто получает или старается получить реализацию. Силу;
Тот, кто посредством практической Саддханы ищет Сиддхи.
Саддхана - практика Йоги; практика, посредством которой достигается
совершенство ( Сиддхи- Силы); духовные и физические
упражнения.
Сакши - свидетель.
Самадхи - йогический транс, в котором ум приобретает способность
выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования
деятельности в высшее и свободное состояние сознания; в
Гите – покой, отсутствие желаний, лишенное огорчений
неподвижность Буддхи в самоуравновешенности и
самопознании. Samadhi - сосредоточение, согласно Вьясе,
есть базовое свойство Сознания, закономерная особенность
проявляющая в той или иной форме (качестве) на всех
уровнях функционирования Сознания.
Самана - одна из пяти Пран; сила , расположенная в центре тела и
регулирующая чередование Праны и Апаны в месте их
встречи, уравновешивающая их и являющаяся наиболее
важным фактором в поддержании равновесия витальных сил
и их функций; посредник в усвоении пищи.
Самата - равенство; равное отношение ко всему; уравновешенность.
Саньяма - самоконтроль; отказ и самоотделение; сознательное
(Самьяма) - сосредоточение, концентрация внимания и созерцание
познаваемого объекта. (Реализованная Самьяма образно
называется поцелуем Шивы и Кундалини, свидетелем
которого является наш Сознающий. Прим. М.П.)
Санкара - смешивание, смешение, путаница.
(Самкара)
Санскара - ассоциация, фиксированное представление, впечатление,
(Самскара) привычная реакция, формируемая человеческим прошлым.
Сат = бытие, существование; Чистое Существование; все, что
истинно; справедливость, высшее или лучшее, или
действительное благо.
Саттвический- относящийся к качество Света и чистоты – Саттва(см. Гуны).
Сатья - правда; истина; истина бытия.
Сахасрадала- (также Сахасрара) тысячелепестковый Лотос, самый верхний
центр сознания – Чакра (находящийся в головном мозгу).
Свабхава - «собственное бытие», «собственное становление»; принцип
самостановления; природа; реальная природа; сущностная
природа и присущий самому себе принцип бытия каждого
становления; чистое качество Духа в присущей ему силе
сознательной воли и действия; душевный темперамент,
врожденная натура, сущностный характер.
Свапна - сонное состояние; сознание, соответствующее тонкому
жизненному плану и стоящему за ним жизненному плану.
Сиддха - совершенный, полный, законченный; совершенная душа,
совершенный человек.
Сиддханта - заключение; полный логический аргумент.
Сиддхи - совершенство; завершение, осуществление целей
самодисциплины посредством Йоги; необычайные Силы,
приобретаемые посредством йогической практики.
Стхула - грубый.
Стхула Деха- грубое тело – Прана и физическое вместе.
Сукха - счастье.
Сукшма - тонкий.
Сукшма Деха- тонкое тело.
Сукшма Прана- тонкая жизненная сила.
Сундара - прекрасный.
Сурья - Солнце; Бог Солнца, Господин Истины и Света, дающий
лучи знания, которое просвещает Ум; душа и энергия, и тело
духовного света.
Сушупти - глубокий сон; сонное состояние; сознание, соответствующее
Супраментальному плану, присущему гнозису, которое
находится позади нашего опыта потому, что наше каузальное
тело или оболочка гнозиса в нас не развита, его способности
в нас не активны и мы, таким образом, по отношению к этому
плану находимся в состоянии сна без сновидений.
Тантра - система йоги, которая по своей природе является
синтетической и имеет начало от великого центрального
принципа Природы, от великой динамической силы
Природы; в ведических методах йоги (т. е. Тримарга, см.)
господином йоги является Пуруша, Сознательная душа, но в
Тантре это скорее Пракрити, Душа Природы, ее естественная
Энергия; исполнительная Сила Воли ,благодаря которой
Тантра-йогин движется к целям своей дисциплины –
мастерству,соверщенству, освобождению,блаженству;
методом тантрической дисциплины является постижение
Природы в человеке, в проявлении им Силы Духа.
Тапасья - старание, усилие, аскетизм персональной воли, аскетическая
сила, аскеза; концентрация воли и энергии для управления
умом, витальными и физическими изменениями, для
достижения высшего сознания, или других йогических и
высших целей.
Тригунатита – находящийся позади или выше трех Гун.
Тримарга - тройственный Путь: Знания (Джняна Йога), Преданности
(Бхакти Йога) и Труда (Карма Йога).
Удана - одна из пяти Пран, сила, движущаяся вверх из тела к макушке
головы и, являющаяся постоянным каналом связи между
физической жизнью и более высокой (или тонкой) жизнью
духа.
Удасината - занимающий место выше; высший по отношению к
физическим и ментальным контактам; безразличный.
Упалабадхи - опыт, переживание.
Упасана - служение, поклонение, преданность.
Хашья - активная сторона Сукха, состоит в активном внутреннем
состоянии радости и веселья, которое не враждебно опыту
ментального или физического, могущего быть
потревоженным; по сути принятие результатов любого опыта
бытия и йогической практики, как необходимого и полезного.
Чайтанья - Сознание.
Чакра - колесо, круг, диск; центр сознания в тонком теле. Ганглийный
центр в нервной системе; группа Саддхаков.
Чешта - усилия разнообразных видов.
Чит - сущностной сознание.
Читта - основное сознание; вещество ума, основное вещество
ментального сознания ; пасивная память; сердце и ум.
Читташиддхи- очищение Читты.
Шакти - Энергия, Сила, Крепость. Воля, Мощь; самосуществующая,
самопознающая, самоосуществляющая Сила Господина,
которая выражает себя в деятельности Пракрити.
Шива - добрый, благой, »благоприятствующий», благославляющий;
имя принадлежащей вечности Ипостаси Силы и Господина
Тапаса; Бог индуистской Троицы; его имя ассоциируется, в
особенности, с работой по разрушению (Очищению
пространства прим. М. П.).
Шубха - свет, наслаждение, благость.
Шуддха - чистый, очищенный.
Юга - период или эпоха четвиричного мирового цикла; Сатья Юга
(или Крита Юга) – Эпоха Истины; Трета Юга – Эпоха, в
которой три части Истины, а одна часть невежество; Двапара
Юга - Эпоха, в которой Истины и невежества поровну; Кали
Юга – Эпоха Тьмы и Невежества, в которой истина не
принимается. Чатур Юга – все четыре эпохи вместе.
Янтра - механизм, средство, инструмент.
Свидетельство о публикации №115022301401