Упадок мира или кризис человеческого фактора
Известно, что недуги излечимы, если находят их причину и ставят правильный диагноз. Наше общество больно. Наше общество уже умирает. А диагноза еще нет. Но в отличие от конкретного человека, общество обновляется, и каждый раз, когда завершается одна стадия, оно переходит в новое состояние, устраняя старые, отжившие структуры и формы, из себя породив собственное продолжение. Человек, к сожалению, так делать пока не сможет, и в этом отношении его развитие не совпадает с обществом. И этот переход в обществе всегда появляется как кризис, упадок, всеобщая деградация. Сегодня борются с «болезнями» общества, ища его пороки в людях, в их сознании и воле.Случайно ли это?
И чем глубже в этом отношении заходят, тем сложнее становится движение, называемое развитием, превращаясь в кризис. Тот факт, что развивается всеобщий кризис, а не общество, еще не вошло в сознание людей. Кризис общества, экономики и т. д. - это миф. Общество распадается. А кризис - это постепенная парализация общества, стягивающая его в судороги. Такие кризисы были устранимы, пока они были кризисами. Здесь абсолютно верно одно: деградирует человек, и он теряет свои прежние способности и ориентиры. И только здесь обнаруживается, что мир держится и процветает только на человеке, а не человек в этом мире - ему как раз в этом мире не на что держаться.
Но в чем причина такого положения человека, об этом еще никто не задумывается, делая упор на сознание людей. А что может деградировать в обществе еще, кроме человека?
Между тем сегодня общество и его институты действительно парализованы. Это же просто разрозненные, разобщенные и разнузданные люди! Больше того, именно общество усиленно создает впечатление о «конце света» и самым настоящим образом внедряет в голову людей просто идеологию обмана. Разве прогнозы, которые сегодня делают с позиции общества (бизнеса), имеют какое-либо отношение к человеку и перспективе его развития в человеческом плане? Здесь все одержимы «обогащением», "личным успехом" собственными амбициями. Общественное развитие, обычно рассматривающееся через экономику, культуру, политику и т. д., заходит в кризис именно там, где его развитие должно рассматриваться через человека и определяться степенью его развития. Раз история объективно направлена на осуществление человека, то нас в первую очередь должна интересовать человек и степень развития человека – каким он является и каким должен стать и как его развитие происходит в обществе в настоящий момент истории, когда эти люди действительно свободны и предоставлены себе. А смотреть же на все по уровню развития экономики, денег и т. д. в этот поворотный момент – это избитая истина, уже оставшаяся в прошлом. Для человеческого мышления здесь уже нет поля деятельности, так как в силу вступили действия индивидов – миллионов людей. Экономику и политику во всю крутили и вертели в капиталистическом обществе, где люди жили в классовых отношениях и образовывали различные социальные группы. И государство могло ими управлять. В советском обществе тоже была аналогичная ситуация. И здесь управляли не разрозненными людьми, а социумом, общественными отношениями. Все, что окружает человека и что является продуктом его деятельности, изнашивается и постоянно обновляется, человек же на фоне своего собственного творения деградирует. И наука совершенно не интересуется именно этим человеком, оказавшимся одиноким, заброшенным и никому не нужным.
Отсюда ясно, наука прогнозирует «демографию», «политику», «экономику» и «экологию». Наука может предсказать погоду. Футурологи могут прогнозировать технический прогресс, эксперты предсказывают биржевые игры, спад или подъем торговли и т. д. А вот что происходит с человеком в этих условиях и кем он становится, то есть что происходит с каждым из нас, кем мы стали и кем должны стать – это совершенно неизвестно, от чего и зависит, куда мы движемся. Звереем мы или очеловечиваемся? Становимся красивее или безобразнее?
Пространство деятельности современного человека ограничено рамками денег и строго ими регулируется, и через денежную психологию он уже утратил все прежние ориентиры. И по этой причине он даже не знает, где находится. Общество сообразуется со стремлениями индивидов, изолированными друг от друга и неожиданно оказавшимися во власти денег. И деньги эти «делают» людей своеобразным образом, как и люди делают деньги. Что в обществе происходит: крах? Впервые все смешалось, и мы оказались в состоянии удручающей неопределенности. С одной стороны, распад социализма, с другой – становление «разумного рынка». И поскольку еще надеются сохраниться, то речь идет всего лишь о кризисах, характерных капитализму и всего лишь нашему обратному переходу к нему, то есть «к рыночной экономике". Стало быть, вся трудность состоит всего лишь в том, чтобы обратно перейти к капитализму? И наша самая большая ошибка состоит в том, что распад восприняли просто «кризисом», а социализм осмыслили просто «роковой ошибкой истории». И этот индивидуальный взгляд на жизнь до сих пор возводится на уровень научного мышления. И по этому принципу целое поколение людей в наших университетах обучаются «по стандартам западной культуры».
В действительности мы переживаем распад старого мира, и в ходе углубления кризиса раскрывается сущность именно этого глобального процесса, теперь уже быстро охватывающего весь мир. Старая система действительно износилась и одряхлела и пришла в упадок, а вместе с ней деградирует и человек, являющийся ее продуктом, и теперь происходит его интенсивный распад во всем мире. И от того, что этот распад где-то оттянется и примет затяжной характер, а где то произойдет быстрее, от этого ничего не изменится. И распад останется распадом. Распадом капиталистической системы.
Таким образом, недуги общества в сказанном смысле прогрессируют. Но общество – это абстракция. Недуги поражают, прежде всего, людей. Общество же разлагается через деградацию человека.
Наша республика как независимое государство существует уже немало времени, во всяком случае, с точки зрения индивидов. Следует иметь в виду, что сегодня у нас отсчет времени уже не ведется со стороны развития глобальных социально-экономических структур, ибо последние находятся в процессе распада. А с другой стороны, кризисные процессы, являющиеся результатом этого распада, так или иначе, переживают все, и поэтому коренных изменений, ведущих к изменению жизненных условий, ждут миллионы и миллионы людей, вместе с тем, не ведая перспективу. А это, в сущности, исключает абстрактную социально-экономическую точку зрения, безразличную к жизни конкретных людей. Выходит, общество в постсоветском пространстве утратило способности к саморазвитию, лишившись механизмов товарного производства. Выходит, оно утратило преемственность, делавшую общество саморазвивающимся. Этим все и предопределено. В силу этого постсоветское общество и распадается, сохраняясь лишь благодаря иностранному капиталу.
История, тем не менее, все рассчитала до деталей, и человечество не исчезнет, растворившись в своем безумии. Напротив, никогда интеллект человека не развивался так высоко, как сегодня, и этот интеллект его и спасет. Так как он уже вступит в силу и придет в движение. Так говорят оптимисты.
Такое представление у нас сложилось уже давно, и мы еще хотим верить в его жизнеспособность. Но поскольку мы имеем дело с распадом, то он касается и интеллекта и не может иметь «конца и края», и медленное движение вниз создает иллюзий и безысходность и сводит людей с ума. Интеллект сам по себе не вступит в силу. Его нужно внедрять в головы людей. И для этого нужно знать людей. Сегодня сама идеология удручает людей и давит на их сознание, тем самым вызывая такую форму развития, которая является превратной, то есть развитием, происходящим в противоположность господствующей идеологии как ее внутреннее отрицание. В этом противостоянии и развивается мышление человека, его ум и интеллект как сознание индивидов. А сознание общества давно уже свихнулось.
А сознание человека становится, то есть сознание миллионов людей. И это сознание определяется характером самого кризиса, отличительная черта которого состоит как раз в том, что он не похож на предыдущие проявления кризисов. И, по-моему, в этом отношении зря обращаются к истории, чтобы выявить сущность современных кризисов. Ибо нельзя путать становления человека с упадком общества. В прошлом действительно имели дело с кризисами, связанными с обществом и его развитием. И, преодолевая их, продвигали вперед жизнь. А теперь выйдут на новый уровень развития, если преодолеют распад, и мир увидят в новом пространстве – в пространстве развития человека. И тогда только поймут, почему распадается экономическое пространство человека, созданное капитализмом.
Поэтому кризисы сами по себе не новость, и человечество с ними сталкивалось всегда. Но данный кризис, в котором неожиданно оказались мы и который начался и в мировом развитии, по моему убеждению, уже не является повторением прошлых потрясений. Другими словами, этот кризис уже больше не является экономическим кризисом, являющимся следствием недопроизводства. Он не является и политическим кризисом, в котором в основе всех разрушений лежат политические причины, в силу чего и возникает необходимость в коренных политических изменениях. И одна из глубоких причин этой особенности состоит в том, что в основе современных кризисов лежат человеческие причины. Не случайно весь мир принимает «человеческий облик» и все больше принимает человеческий облик в денежном проявлении, т. е. суть здесь в том, что люди делают с деньгами, а деньги - с людьми. Раскрывать надо этого положения вещей.
Свидетельство о публикации №115022204734