Поэт. патриот. полковник

Литература и армия. Насколько совместимы  эти понятия? Существует ли сейчас военная литература и каковы тенденции её развития? Об этом мы беседуем с редактором Военно-художественной студии писателей Минобороны России, заслуженным работником культуры РФ, полковником Игорем Витюком.

– Игорь Евгеньевич, изящная словесность и армейская служба. Нет ли здесь непреодолимого противоречия?
– Если ретроспективно посмотреть на историю русской литературы, то армейское звучание в ней не просто хорошо заметно, но в иные периоды является определяющим. «Слово о полку Игореве», с которого и началась русская литература, это поэтический рассказ о военном походе, написанный явно военным человеком – участником похода. Далее следует «Задонщина», в которой мы видим не только воспевание успешной армейской операции (говоря современным языком) – победной Куликовской битвы, но и восславление новой русской государственности, когда Москва де факто стала центром притяжения и объединения русских земель. Возвеличивание ратного труда и русской государственности это неизменная миссия военной литературы. Что легко объяснимо: Русь с её богатствами и необъятными просторами во все времена была объектом для нашествия врагов, а потому и сформировалось у русского человека государственное мышление, а русская природа Божественная и поэтична, поэтому военная поэзия (шире – литература) – это естественно сложившийся пласт культурно-генетического кода русского человека. Ломоносов и Державин слагали оды во славу побед русской армии, военная тема в творчестве Пушкина – одна из главных, да и сам он был, говоря современной терминологией, полковником. Кстати, как минимум, единожды (на Кавказе, под Эрзерумом) Пушкин лично участвовал в атаке на турок, проявив беспримерную храбрость. Ну а что уж говорить о старшем лейтенанте (поручике) спецназа Михаиле Лермонтове! Он – идеал офицера и поэта для всех поколений! Боевыми офицерами были Денис Давыдов, Евгений Баратынский, Александр Бестужев-Марлинский, Александр Одоевский, список можно продолжить. Но, конечно, главная фигура в русской военной литературе – поручик-артиллерист Лев Николаевич Толстой с его бессмертными произведениями: «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Хаджи Мурат», «Кавказский пленник». Революция и Гражданская война дали нашей литературе десятки замечательных поэтов и прозаиков, как среди красных, так и среди белых. А что уж говорить о поколении «лейтенантов» после Великой Отечественной войны – это один из самых заметных и лучших пластов в сокровищнице русской литературы. Поэтому армия и литература для России – это абсолютно естественное единение.   Так было, так будет всегда, пока у России есть внешний неприятель.

– Как Вы пришли в литературу, будучи профессиональным военным?
– В детстве и юности очень многие пишут стихи. Я – не исключение. У меня это получалось чуть лучше, чем у других, и в 1977 году, будучи десятиклассником, я стал победителем Всесоюзного конкурса сочинений «Наша биография», написав эссе, которое включало и стихи. Как победитель конкурса я, вместе с двумя десятками юных литераторов Советского Союза, был приглашён в Москву. Тогда я впервые посетил столицу нашей Родины и был очарован ею. Позднее, чуть ли не в каждый свой курсантский отпуск я приезжал в столицу, да и сейчас, будучи подмосковичем ( живу в Пушкино), в Москве провожу времени больше, чем в Подмосковье. А в 1977-м году с нами в резиденции Союза писателей СССР («Дом Ростовых», Поварская, 52) проводили занятия Георгий Марков, Анатолий Алексин и Ясен Засурский. Тогда же нам было объявлено, что мы можем без конкурса поступить на журфак МГУ, лишь досдав необходимые экзамены. Но я к тому времени уже поступил в Житомирское высшее училище радиоэлектроники ПВО и менять свой выбор не стал, ибо здесь – и семейная традиция, и непоколебимое желание быть защитником Родины. Затем лейтенатом-инженером я начал свою службу на командном пункте системы ПРО Москвы, но при этом продолжал писать и публиковать стихи, первая публикация – в 1978-м году. Те, кто занимается литературой профессионально, знают, как важно получить «литературную школу», ибо поэтические способности без наличия мастерства зачастую приводят к графомании. Я не заканчивал профильного литературного вуза, но у меня – прекрасные учителя, с которыми я уже белее десяти лет общаюсь почти ежедневно: профессор Литинститута им. А.М. Горького, лауреат премии Москвы, прозаик и литературовед Владимир Гусев и председатель правления Московской областной организации Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии, поэт Лев Котюков.

– Сейчас Вы работаете в Военно-художественной студии писателей Министерства обороны России. Расскажите, пожалуйста, чем занимается ваша студия?
– Военно-художественная студия писателей работает в составе Культурного центра Вооружённых Сил РФ (бывший Центральный Дом Советской Армии), её возглавляет поэт, лауреат Государственной премии им. Г.К. Жукова, полковник Владимир Силкин. Студия координирует работу среди военных писателей и литераторов, пишущих на военно-патриотические темы, отслеживает тенденции в современной военной литературе. Ежегодно мы проводим всероссийские литературные конкурсы, публикуем лучшие произведения военно-патриотической направленности в коллективных сборниках, прежде всего, в военном альманахе «Рать». Самых перспективных литераторов из войск приглашаем для участия во Всеармейских совещаниях писателей, на которых лучшие писатели страны проводят мастер-классы с армейскими литераторами. Регулярно выезжаем в войска для выступлений перед военнослужащими и членами и их семей, особенно это касается Московского региона, и здесь у нас сложились самые добрые отношения с руководством органов культуры столицы. При Студии работает литературное объединение, которое посещают военнослужащие, члены их семей, гражданский персонал Вооружённых Сил и все желающие литераторы Москвы, пишущие на военно-патриотические темы. Из наших недавних издательских проектов: сборник стихов и прозы современных военных авторов «На Суворовской площади», книга «Культура выживания», выпущенная совместно с Управлением культуры Минобороны, которое возглавляет генерал-полковник Антон Губанков. Эта книжица карманного формата адресована солдатам срочной службы, в ней содержатся рекомендации действий как в экстремальных, так и в обыденных ситуациях. Среди наших ближайших проектов – выпуск «Антологии современной военной поэзии» и двух книжек карманного формата для военнослужащих: «Современные военные песни» (с нотной записью и аккордами) и «Стихи о вечном».
– Как бы Вы оценили современные тенденции в военной литературе?
– Военная поэзия, как всегда в России, на подъёме.  Объяснение тут простое – в период высшего напряжения физических и моральных сил душа человека всегда стремится к возвышенному, к вечному. А уж помочь военнослужащему в обретении поэтического мастерства – это прямая наша задача. В военной прозе можно назвать такие пласты современной литературы: военно-приключенческие романы (благо, многие ветераны локальных войн обладают писательским даром), военно-исторические романы (здесь сейчас лидирует флотская тема), традиционно сильна военно-мемуарная литература (по-прежнему активно пишут и ветераны Великой Отечественной войны). Самое уязвимое место военной литературы – мало произведений о современной армейской службе мирного времени, но это и вправду непростая задача: легко писать о войне, а найти увлекательные сюжеты в повседневной боевой подготовке непросто. И новое, открывающееся направление военной литературы, это – истории, связанные с возвращением Крыма и войной на Донбассе. В этой сфере – пока публицистичность превалирует над художественностью. Но я уверен, что через три-пять лет у нас обязательно появятся современные варианты и «Белой гвардии», и «Хождения по мукам».

Кстати:
Игорь Евгеньевич Витюк родился в 1960 году в Житомире. С отличием окончил Житомирское высшее училище радиоэлектроники ПВО. Проходил службу в войсках противоракетной обороны, защищая небо столицы. Поэт. Полковник. Редактор Военно-художественной студии писателей Минобороны России, секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России, член Коллегии Министерства культуры Московской области. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Лауреат Всероссийских, международных и региональных  литературных премий: имени генералиссимуса А. Суворова, Я. Смелякова, К. Симонова, В. Пикуля, генерала М. Скобелева, Ленинского Комсомола Украины,  «Золотое перо Московии».
P.S.
Интервью будет опубликовано в газете Правительства Москвы "Тверская,13" в субботу, 21 февраля на 18-19 стр.


Рецензии