Календарь поэзии. 18 февраля
------------------------
1404
- родился итальянский архитектор и литератор Леон Баттиста Альберти.
1678
- состоялась публикация "Путешествия пилигрима" Джона Беньяна.
1780
- скончался зачинатель литовской художественной литературы Кристийонас Донелайтис.
1825
- родился венгерский прозаик Мор Йокаи.
1849
- родился норвежский писатель Александр Ланге Хьелланн.
1850
- родился латышский поэт Аусеклис (Микелис Крогземис).
1859
- родился еврейский писатель, классик литературы на языке идиш Шолом-Алейхем.
1885
- впервые были опубликованы "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена.
1897
- родился русский литературовед, театровед, критик, педагог Михаил Морозов.
1911
- родилась русская писательница, автор романов "Жатва", "Битва в пути" Галина Евгеньевна Николаева.
1913
- родился французский писатель Огюст Ле Бретон.
1915
- скончался грузинский поэт Акакий Церетели.
@@@@@@@@@@@@@@@@
Просим прощения: информацияонная ОШИБКА! Акакий Церетели умер 26-го января по старому стилю, по новому - 8-го февраля, а не 18-го!
Но текст о Церетели мы оставляем, поскольку в данный момент нет времени переоформлять...
@@@@@@@@@@@@@@@@
1922
- родился эстонский ученый в области теории и истории литературы и культурологии Юрий Михайлович Лотман
- родился итальянский драматург Луиджи Скуарцина
- родился эстонский писатель, автор широко известного дневника путешествия в Антарктиду "Ледовая книга" Юхан Смуул
1926
- родился российский сценарист Юниор Дмитриевич Шилов.
1929
- родился английский писатель Лен Дейтон
1931
- родилась американская негритянская писательница Тони Моррисон
1947
- скончался болгарский прозаик Георги Райчев.
1950
- скончался словенский писатель Прежихов Воранц.
1984
- скончался российский сценарист Сергей Александрович Ермолинский.
**
Акакий Ростомович Церетели (груз. 9 июня 1840 — 26 января 1915) — видный грузинский поэт, писатель, идейный предводитель национально-освободительного движения Грузии, мыслитель-просветитель и национальная общественная фигура.
Родился в Имерети, в с. Схвитори (ныне Сачхерский район Грузии) 9 июня 1840 года в известной грузинской княжеской фамилии Церетели.
Отец — князь Ростом Церетели. В соответствии со старой традицией Акакий до шести лет воспитывался в деревне Саване в крестьянской семье; это обстоятельство наложило отпечаток на его творчество и сделало знатоком крестьянской жизни. Впоследствии он с гордостью вспоминал: «Если что-нибудь и есть во мне хорошего и доброго, то этим главным образам я обязан тому, что рос в деревне, вместе с сыновьями крестьян».
С 1850 года Акакий Церетели учился в Кутаисской гимназии. Из этого училища, где царил дух деспотизма, он вместо аттестата вынес жгучую ненависть к угнетателям и горячую любовь к угнетенным. В 1859—1862 гг. Церетели был вольным слушателем факультета восточных языков Петербургского университета. В стенах университета юношеские патриотические увлечения А. Церетели превратились в стройное гуманистическое, патриотическое мировоззрение. Еще в студенческие годы он начал бороться против либерального патриотизма и царизма. На протяжении почти 60-летней деятельности заветной мечтой великого поэта и мыслителя являлся идеальный человек без сословных отличий, «человечный человек».
Возвратившись из Петербурга на родину в 1862 году, А. Церетели не примыкает формально ни к одной из тогдашних общественных группировок. Он становится профессиональным писателем и до конца своей жизни в борьбе против царизма. До 1870-х годов Церетели продолжал защищать своеобразную национальную программу в журнале «Цискари», потом сотрудничал в газетах «Дроэба» и «Тифлисском вестнике», не во всем соглашаясь, однако, с руководившими этими органами радикал-демократами. В 1880-х годах он продолжал борьбу за национальное и социальное освобождение «низшего сословия» путем его просвещения на страницах гуманистической («Иверия») и народнической («Шрома» — «Труд» и «Имеди» — «Надежда») прессы. В 1890-х годах А. Церетели критиковал отрыв интеллигентов-руководителей от простого народа в радикально-демократической газете «Квали» («Борозда»), а надежду на освобождение всей нации, и в частности «низшего сословия», путем низвержения царизма возлагал на революционную деятельность социал-демократов и социал-федералистов. На протяжении многих десятилетий он неустанно боролся за возрождение грузинской прессы, театра, всей грузинской культуры.
Великий грузинский просветитель Акакий Церетели последовательно и до конца выступал непримиримым врагом царизма и крепостничества. С восхищением встретил он освобождение крестьян в Грузии в 1864 года, но, противник крепостного права, защищавший крестьянство, Церетели остался неудовлетворенным царской реформой, которая, по его словам, «была хорошей только по форме, а по содержанию — негодной». «Крепостническая зависимость пала, — писал А. Церетели, — но не так, как надобно было. Помещики уже не владели душами крепостных как животных, но крестьянство осталось без земли». Он был сторонником полного уничтожения остатков крепостничества и действительного освобождения крестьян. И хотя в годы, последовавшие за крестьянской реформой, это не осуществилось, он считал «приятным то обстоятельство», что «земля от высшего сословия постепенно переходила в руки трудящихся».
Художественные произведения Акакия Церетели являются классическими образцами идейности и народности. Его «Песня рабочих», «Имеретинская колыбельная», «Кинжал», «Желание», «Цицинатела», «Сулико», «Рассвет», «Чонгури», «Тарнике Эристави», «Натэла», «Баграт Великий», «Воспитатель», «Маленький Кахи», «Баши-Ачуки» и др. воспитывали и утверждали в грузинском народе патриотические идеалы.
Как логическое следствие мировоззрения великого грузинского поэта-просветителя и вообще просветительской идеологии национально-освободительного движения Грузии было идейное участие Акакия Церетели в революции 1905 года на стороне восставшего против самодержавия народа. Патриотическо-националистическое мировоззрение Акакия Церетели идейно подготавливало борцов за свободу, за что царские власти постоянно преследовали, а иногда даже заключали в тюрьму великого поэта-просветителя.
Акакий Церетели был не только поэтом, но и мыслителем. Его гуманистическая философия, реалистическая эстетика и социология сильными и оригинальными потоками вливаются в просветительскую мысль освободительного движения Грузии. Его гуманистическая точка зрения об единстве духовного и светского, небесного и земного, о преимуществе национального и человеческого по сравнению с групповыми и классовыми явлениями была его мерилом ценности общественных явлений. По его мнению, проявлением нераздельного единства небесного и земного является, в частности, художественное творчество, «сильнейшее и вернейшее оружие, которое должно натачиваться правдой жизни и неослаблено утверждаться и употребляться на благо родины», помогать угнетенным в борьбе против угнетателей.[6] С его именем нераздельно связана полувековая история национально-освободительного движения грузинского народа.
Церетели был близким другом князя Ильи Чавчавадзе, грузинского интеллектуала и молодёжного лидера. Поколение 1860-х последовало за Чавчавадзе и Церетели в просвещении и возрождении грузинского народа, а также самоидентификации грузин.
Он автор сотен патриотических, исторических, лирических и сатирических поэм, юмористических рассказов и биографических романов. Акакий Церетели также проявил себя на образовательном, журналистском и театральном поприще.
Известная грузинская народная песня Сулико написана на слова Акакия Церетели.
Он умер 26 января 1915 и был похоронен на Пантеоне Мтацминда в Тбилиси.
**
Я подверну колки потуже...
Я подверну колки потуже,
Чтоб в струнах был высокий строй:
Пусть правде мой чонгури служит
Своею звонкой чистотой...
Чтоб в гармоническом созвучьи
На струнах трепетала жизнь,
И вместе с радостью певучей
Страданья жгучие слились...
Чтоб строй магнитного двугласья
Из сердца каждого исторг
И жажду братского участья,
И гордый подвига восторг...
Чтоб у несчастных, угнетенных
Обсохли слезы на глазах,
А угнетатель, слыша стон их,
Познал раскаянье и страх...
С моим чонгури бить баклуши
Не буду я в таком строю...
Меня ты только чувством слушай,
А чувством я-то уж спою...
И пусть ни встать, ни сесть на месте,
Пускай отнимется рука,
Когда струна на лжи и лести
Соскочит с крепкого колка.
**
СУЛИКО
Я могилу милой искал,
Сердце мне томила тоска.
Сердцу без любви нелегко.
Где ты? Отзовись, Сулико.
Увидал я розу в лесу,
Что лила, как слезы, росу.
Ты ль так расцвела далеко,
Милая моя Сулико?
Над любимой розой своей
Прятался в ветвях соловей.
Я спросил, вздохнул глубоко,
Ты ли здесь, моя Сулико?
Клювом к лепесткам он прильнул.
И, лесов будя тишину,
Зазвенела трель соловья,
Будто он сказал: «Это я».
**
Свидетельство о публикации №115021803192