Новое, - хорошо забытое Старое

 

                Византийские столицы:
                Рим – Стамбул – Иерусалим – Москва

Современная цивилизация дает возможность любому желающему за несколько дней проследить путь развития Византии, на который Империи понадобились тысячелетия.

Византия создала блестящую культуру, до XI века существовавшую в раннехристианской Европе, ее памятники можно найти в самых разных частях света. Приглашаем в путешествие вглубь истории, в города, хранящие следы ушедшей в прошлое великой цивилизации, – в Рим, Стамбул, Иерусалим, Москву.

 

РИМ
Разговор о Риме как о наследнике Византии может на первый взгляд показаться немного странным, ведь это, наоборот, Византия была наследницей Рима. Но… Рима античного. А его средневековый преемник жил по иным законам, весьма причудливым. Вечный город прошел долгий пусть от заброшенной, преданной собственными императорами столицы до игрушки в руках варварских предводителей, от второстепенного владения Константинополя – к личной вотчине пап, от символа императорского достоинства Карла Великого – к залогу имперского статуса германской династии Оттонов. Бок о бок, а иногда и на месте ветшающих древностей росли новые, уже вполне средневековые постройки, неся на себе ярко выраженное византийском влияние.

 

Церковь Санта-Мария-Антиква

В середине VI века в украшении Вечного города все сильнее дает о себе знать влияние Византии. Один из ярчайших примеров – церковь Санта-Мария-Антиква, построенная на южной стороне Римского форума. Само миниатюрное здание церкви теряется на фоне грандиозных развалин Палатинского дворца, зато интерьеры церкви представляют собой ансамбль раннесредневековой стенописи, не имеющей себе равных в Риме по степени полноты и сохранности. Богоматерь-Царица Небесная с Младенцем на троне и приближающийся к ней ангел с венцом в руке в росписи апсиды стали впоследствием популярным мотивом западной средневековой живописи. Несколько слоев византийских фресок в церкви Санта-Мария-Антиква на Форуме относятся к разным временным периодам: первый – ко второй половине VI века, второй – к 600-м – 630-м годам, третий – примерно к середине VII века.

 

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере

Титулярная базилика, предположительно одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице. В 1140 году верхняя часть купола апсиды была украшена мозаикой, Под фризом изображены сцены из жизни Марии работы Пьетро Каваллини (1291), в барочном центральном нефе находится колоннада из двадцати двух колонн ионического ордера, взятых из терм Каракаллы. В базилике находятся произведения античного искусства, раннехристианские и средневековые, в том числе саркофаги, фасад церкви также украшен мозаикой Каваллини, изображающей Богородицу среди десяти святых (XII–XIII вв.)

 

СТАМБУЛ
11 мая 330 года император Константин Великий  официально перенес столицу Римской империи в город на Босфоре и нарек его Новым Римом, Константинополем. После распада Империи Константинополь стал столицей Византийской империи. На протяжении тысячелетия Константинополь был крупнейшим центром восточного христианства, и одним из крупнейших городов мира. В 1204 был разграблен крестоносцами, которые установили в нем до 1261 года Латинскую империю. Восстановившаяся Византия под властью династии Палеологов просуществовала до 1453 года, когда город был взят турками.

 

Собор Святой Софии

Всемирно известный памятник Византийского зодчества, символ «золотого века» Византии, во времена Империи собор находился в центре Константинополя, рядом с императорским дворцом. В настоящее время располагается в историческом центре Стамбула, районе Султанахмет. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире – вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора – 55,6 метра, диаметр купола – 31 метр.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике Святой Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI века тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности. Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX–X веков и в конце X века.

 

ИЕРУСАЛИМ
Храм Гроба Господня

Иерусалим стал «византийским» де факто лишь в 395 году, после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Однако частью «Византии» как синонима нарождавшейся христианской империи город стал уже в 324 году, когда император Константин I Великий овладел Палестиной. Христианский облик Святой Город стал принимать после его посещения царицей Еленой в 326 году. Тогда в Иерусалиме, в местах, связанных с важными евангельскими событиями, развернулось грандиозное храмовое строительство. Был построен в том числе и первый византийский храм  Гроба Господня. Явный византийский след можно найти в Кувуклии – небольшой купольной часовне в центре Ротонды храма. Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325–335 годах и полностью разрушена мусульманами в 1009 году. Вторично Кувуклию отстроил в 1042–1048 годах византийский император Константин Мономах.

 

Улица Кардо

Во времена Византии улица Кардо, где сейчас находится торговый пассаж, являлась основной магистралью Иерусалима. Эта дорога была заложена римлянами. В IV веке она была продлена, поскольку количество христианских паломников в Иерусалиме значительно увеличилось. Продолжение улицы связывало два главных религиозных места – храм Гроба Господня, расположенный на севере, и Новую Базилику на юге Кардо, которая, к сожалению, не сохранилась.

Во времена Византии улица Кардо имела ширину 12,5 метра. Рядом с тротуарами-галереями стояли магазины. Реконструированная часть Кардо тянется практически на 200 метров вдоль улицы Еврейского квартала.

До наших дней от улицы Кардо дошла колоннада западного портика с руинами торговых помещений, вырубленных в скальном грунте. Одну из лавок, с арочным входом, археологи обнаружили практически в полной сохранности.

 

МОСКВА
Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле

Вместе с христианской верой Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Возникнув как заштатная крепость Владимирского княжества, Москва привлекла внимание Византии лишь при Иване Калите. Памятником архитектуры, имеющим византийские корни, можно назвать Архангельский собор Московского Кремля. Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, еще во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247–1248 годах. В 1333 году, за лето, Иван Калита построил новый каменный храм. Новый Архангельский собор был освящен митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Он же в 1344 году вызвал из Византии греческих мастеров украсить свой митрополичий храм  Богородицы. Одновременно с ними «русские иконники» расписали Архангельский собор. На западной грани юго-восточного столба собора изображен византийский император Михаил Палеолог. Появление его «портрета» определялось тем, что в 1261 году он освободил Царьград от «латинян». И еще один отсыл к византийской традиции в Архангельском соборе можно найти в усыпальнице: все князья изображены с нимбами, как в Империи было принято изображать императоров.

 

 

Также интересно посмотреть:

Рим: Колизей, или Амфитеатр Флавиев, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени, находится в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами; фонтан Треви примыкает к фасаду палаццо Поли, второй этаж которого в 1830-х годах снимала княгиня З. А. Волконская; замок Святого Ангела был сначала гробницей, затем замком, резиденцией пап и хранилищем их ценностей и одновременно тюрьмой и, наконец, в наши дни является архитектурным памятником-музеем.

Стамбул: Галатская башня расположена в европейской части города, но видна практически со всех точек центра, дошедшая до наших дней башня была построена в 1348–1349 годах и служила ориентиром мореплавателям; музей Карийе расположен недалеко от величественных остатков византийского прошлого города – крепостных стен Константинополя. В музее – бывшей церкви Христа Спасителя в Хоре – сохранились прекрасные образцы византийских мозаик и фресок XIV века.

Иерусалим: Виа Долороса – важная христианская святыня (он же Крестный Путь и дорога Скорби). Считается, что именно этим путем шел Иисус от места объявления приговора до места казни; монастырь Марии Магдалины в Гефсиманском саду располагается на Елеонской горе, в местности у подножия западного склона, там, где происходило моление Иисуса Христа в ночь ареста; пещера Седекии – каменоломни царя Соломона – расположены в северной части стены Старого города, недалеко от Шхемских ворот. Когда-то это была небольшая естественная пещерка, из которой во времена царя Соломона добывали белый известняк для строительства Иерусалима и Иерусалимского Храма. Древняя каменоломня площадью 9000 квадратных метров простирается под кварталами Старого города и открыта для посещения.

 
Tweet

Built with HTML5 and CSS3 - Copyright © 2012 YOOtheme

Колесо развития, которое есть Спираль, сделало полный оборот.
Всё продолжится и проявится на Новом уровне.


Рецензии