Завеса зависти
кто останется в живых,
позавидуют мёртвым "
Парус белеет завистью -
режет завесу тьмы -
щель.
Говорят глазастые -
там, где нас нет -
не-мы.
"Малые станут первыми"? -
нем колокольный звон
там,
где уже не веруют -
видят - да вот же Он!
Русью рулетка вертится.
Брат,
заскучав играть,
опережая сверстников
бодро шагнёт за грань.
На берега кисельные
с уса стекает мёд.
- Кущи - погуще! -
вселится,
да и друзьям займёт.
***
Старость,
судьба на выданье,
даже себе чужда.
Как же нам не завидовать
тем,
кому есть
кого ждать?
Свидетельство о публикации №115021702966
"Стиш выбран по простой причине - в пятой теме он один нашёл во мне отклик. Удивительно, как из сора пиратской темы вызрела поэзия. Отмечу некоторые моменты.
Несомненная удача – ритм, несмотря на то, что автор его старательно прячет. Хорейные первые стопы каждого стиха звучат мощными ударами колокола, ямбическое продолжение и конечный пиррихий (через строку) – как затухающий перезвон. Думаю, благодаря ритму тема зависти поднимается с бытового уровня на философский. Ритм диктует автору множество ограничений, отсюда плотность, весомость привлечённых слов.
На мой взгляд, насыщенности текста способстует троп, неоднократно применённый автором – аллюзия. В первой же строке: «Парус белеет» отсылает нас к знаменитому лермотовскому «одинокому», и подсознательно возникшее слово наложит отпечаток на понимание прочитанного; следующая: «белеет завистью -/режет завесу тьмы» - поэтически преобразована, скрыта во «тьме» антитеза – чёрная зависть. Дальше: «Малые станут первыми» - вопросом перечёркивает библейски-утешительное "И последние станут первыми" (здесь же у меня, мало знакомой с бизнесом, возникает намёк на российский злободневный лозунг, об этом не хочется…), но пласты вглубь разгребать никому не возбраняется. Ещё одна аллюзия: «Русью рулетка вертится» - посыл к опасной игре (обратите внимание, как от некоторого преобразования слов многократно усиливается опасность, переходя в разряд гео-политических).
«Говорят глазастые», «не веруют -/видят», «опережая сверстников», «берега кисельные», «вселится,/да и друзьям займёт», «Старость, судьба на выданье» - верстовые столбы текста, у каждого стоит остановиться, подумать… Но ведь не статью пишу?
Отдельно скажу о рифмах – они балансируют на грани и тем хороши. Буковку влево – и упадут в банальность, буковку вправо – и потеряют созвучие, но рифмы-эквилибристы держат авторскую марку, дышат свежестью, берегут ударные созвучия.
Ага, ещё о композиции. Начало-то, вроде, о каких-то посторонних, неведомых глазастых завистниках; середина текста – о родственниках?.. О русских?.. О Руси, «откуда быть пошла руская земля»? Об ощечеловеческом? Концовка – однозначно – мы (я/читатель в том числе?) - есть, над чем задуматься.
Слабое звено – графика. Автор не доверяет читателю. Поверьте, после точки я догадаюсь сделать паузу. И разбитое на слоги «не-мы» ритм диктует читать как «не мы», потому что одним словом – нЕмы – без вариантов. А, может быть, я просто застряла в «классицизме трезвом» и придираюсь к новому?.. Но зависть старости зацепила не на шутку.
Победы, автор, Вам и Вашей команде!
13фев15
Тамара Барышева 26.02.2015 15:08 Заявить о нарушении
.
Лестно, лестно...
.
Скажите, сразу опознали?
.
А Ваш какой был? ссылочку дадите?
.
П.С. Про "не-мы" - я имел ввиду "отрицание-нас"
Игорь Брен 27.02.2015 10:47 Заявить о нарушении
Отрицание с "мы" пишется раздельно. Это "рабы немЫ" могло писаться слитно по состоянию грамотности того поколения "нерабов".
А вообще мне понравилось работать в команде. Критика жестка, реакция "непонятно" звучит как приговор тексту. На второй тур у меня два забраковали.
На первом туре мы были в одной теме. Не выбирала - тема не моя - принудили. Да и свернула всё-таки к смеху. Только в Вашем и нашла что-то близкое по зависти.
Тамара Барышева 27.02.2015 13:21 Заявить о нарушении
Ты помнишь-то, что в составе жюри?
С ВЕСНОЙ ВАС, господа-товарищи!!!
Ланька
Тм Гуси-Лебеди 01.03.2015 12:54 Заявить о нарушении
Тм Гуси-Лебеди 07.03.2015 23:43 Заявить о нарушении