Пустыня Николая Рубцова
«Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои».**
(«Тихая моя родина», 1964)
Николай Рубцов поэтически осознанно возвращает к жизни забытое русское слово. Воскрешает забытый, но незабвенный мир русского языка. Говорит он об этом уверенно, ясно и прямо. И всей своей поэзией будет пытаться оправдать эти дерзновенные слова:
«Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..»
(«Я переписывать не стану…», 1965?)
На какое внутреннее преображение должен был решиться этот человек, в самом раннем детстве испытавший жгучую боль и разлад современной жизни!
Заглянув в чёрные бездны бытия, он начинает ткать свою гармонию поэтических звуков. Будто склонившись над пропастью, пытается поймать конец разорванной лирической струны, брошенный ему с другого далёкого берега родной литературы. А потом, сдирая кожу в кровь, связывает-связывает разорванные струны: подхватывает родной мотив русского стиха. Из отголосков слагает звуки, из звуков - песни. И так творит. На что хватает сил… на что хватает дара…
«Взбегу на холм
и упаду
в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!»
(«Видения на холме», 1962)
Этот бег вверх, это стремление в высоту, эта мать сыра земля, её сочные травы напитают, нашепчут Николаю Рубцову те звуки, которыми прольётся в стихах его душа.
Горнее и дольнее – высота поднебесий и глубь бездонная земных времён – всё неразделимо в его поэзии. Именно с холма, с высоты услышит лирический герой подземный ход былых времён. Но чтобы услышать этот глубинный зов прошлого, поэт безбоязненно должен встретить своё одиночество в бескрайней вселенной, выйти навстречу её пространствам.
«Я буду скакать по холмам
задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных
вольных племен!»
(1963)
Скакать, падать, недвижно сидеть в тишине... И смотреть, запоминать, слушать бескрайние пространства родины...
Как в пустыню-пустынь уходит поэт в просторы России. Сам выбирает своё особое послушание - в надежде исцелиться - связать разорванные нити памяти.
И проносится его «таинственный всадник - неведомый отрок» над дивно спящей родною землёю, свободной от гнёта суетного дня. И сам он в этих пространствах превращается в её вольного сына.
Но нелегко даётся лирическому герою пребывание в этой пустыне. Две стихии, два пространства противоборствуют в его душе и мире: свет и покой сталкиваются с мраком и страхом. И острее всего, явственнее всего это происходит зимней ночью.
В стихотворении «Зимняя песня» (1965) поэт не верит в силу обступившей его со всех сторон тьмы, и своей песней готов разогнать её чары:
«Кто мне сказал, что во мгле заметеленной
Глохнет покинутый луг?
Кто мне сказал, что надежды потеряны?
Кто это выдумал, друг?
В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь!
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь…»
И верится, и сердце знает, что мрак рассеется, исчезая, пред тихой нежностью небесных зимних глаз.
Но вскоре Рубцов напишет другое «зимнее» стихотворение - «Зимовье на хуторе» (1966), в котором свет и тьма схлестнутся уже в смертельной схватке. В такую ночь человек будто зрит границу, отделяющую его от небытия, словно грани миров истончаются до последнего предела:
«Короткий день.
А вечер долгий.
И непременно перед сном
Весь ужас ночи за окном
Встает. Кладбищенские елки
Скрипят. Окно покрыто льдом.
………………………………….
Зачем же, как сторожевые,
На эти грозные леса
В упор глядят глаза живые,
Мои полночные глаза?»
Со взглядом каких пространств встречаются живые полночные глаза человека? Что на них смотрит из чёрной мглы? И есть ли спасение от чужого, мёртвого, выпивающего живые силы взгляда?
Для поэта это – бесстрашное приятие своего одиночества, поэтическое слово, неотделимое от музыки, согревающий огонь с его теплом и светом:
«Зачем? Не знаю. Сердце стынет
В такую ночь. Но всё равно
Мне хорошо в моей пустыне,
Не страшно мне, когда темно.
Я не один во всей вселенной.
Со мною книги и гармонь,
И друг поэзии нетленной –
В печи березовый огонь…»
Не боится огня истинная поэзия, она же даёт силы одолеть страх подступающего мрака и безлюдных пространств, бросает спасительную нить человеку в мире Николая Рубцова.
Октябрь 2008 года, Москва
Примечания:
*Эссе впервые опубликовано в журнале «Меценат и мир», №41-44, 2009. С.721-723.
** Здесь и далее цит. по: Рубцов Н. Тихая моя родина. Стихотворения. М.: Изд-во «Эксмо», 2008.
Свидетельство о публикации №115021607078