О юноше. Фарисейская закваска. Лжесвятость
Евангелие от Матфея, святое благовествование, 19 глава 16
"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно".
Проанализируем этот отрывок. Мы увидим потрясающе тонкую грань, отделяющую добро от зла.
Мф.19.16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
ХРИСТОС прозревает все мысли и чувства вопрошающего, его прошлое, настоящее и будущее. ОН видит сердце юноши, в котором похвальное желание иметь Жизнь Вечную соседствует с началом фарисейской закваски. Юноша в духовном смысле ещё младенец, но считает себя весьма благочестивым, добропорядочным, и вполне достойным Царства Небесного, ну разве какой-то «малости» ему не достаёт. Об этом и спрашивает он у ХРИСТА.
И тогда ХРИСТОС заостряет внимание юноши на его обращении «Учитель благий». 19:17 «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один БОГ». Иисус этим не отрицает Своей БОЖЕСТВЕННОЙ природы, но пытается донести до молодого человека, что все, кроме БОГА, являются несовершенными, лишёнными полной благодати, грешными, в том числе это касается юноши, который считает себя, можно сказать, "совершенным".
ХРИСТОС советует ему, как и всем, начать с исполнения Заповедей. А первые шаги – исполнение Заповедей, которые касаются взаимоотношений между людьми, а не вопросов веры, взаимоотношений с БОГОМ, что требует более высокого уровня духовности. «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди … не убивай; не прелюбодействуй; не кради: не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби Ближнего твоего, как самого себя».
Юноша разочарован. Он не думал, что он «как все», он-то полагал, что стоит выше этого уровня, что всё это уже он давно достиг. «Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё не достаёт мне?»
Самым серьезным духовным недостатком этого молодого человека было его нежелание признать свою духовную несостоятельность – фарисейское самомнение и внутреннее самодовольство. «Я исполняю все заповеди, я безгрешен, свят и не таков как прочие». (ср. Лк. 18:1). Слова ХРИСТА о «благости» должны были заставить юношу задуматься о том, что невозможности человеку безукоризненно исполнять все Заповеди, соблюдать Закон БОЖИЙ, но вместо этого юноша самоуверенно заявляет, что он полностью всё «исполняет», то есть «достоин» Царствия Небесного, «безгрешен» и «свят». И, наверное, надеялся, что ХРИСТОС «восхитится» его «святостью», назначит чуть ли не своим заместителем и поставит его в пример другим.
Как это знакомо! Где-то мы это уже слышали и не раз! Ни этим ли самомнением страдают расплодившиеся ныне многочисленные самозваные «святые» и «пророки», которые тоже считают, что все заповеди «исполняют», «победили» грех, а потому «безгрешны и святы».)
И тогда Христос показывает молодому человеку, чего стоит его «святость» и «безгрешность».
«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19.16-21).
И, вдруг, оказывается, что он - такой «совершенный» и, якобы, «исполняющий» все Заповеди, не может исполнить самую главную Первую Заповедь о почитании БОГА. Что у него есть другой «бог», кумир и идол – богатство, которое сильнее веры. А это нарушение, к тому же, и Второй Заповеди - «Не сотвори себе кумира». Что он не может возлюбить ближних (нищих) как самого себя и разделить с ними своё имение!
Обращаясь к ХРИСТУ - «Учитель благий», он рассчитывал на "добрый" совет, а ХРИСТОС предлагает ему отказ от богатства!
«Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Мф.19.22
Ему гораздо легче отказаться от Вечной Жизни, ради своих идолов – богатства, власти, славы, удовольствий временной жизни, то есть ради диавольского соблазна и искушения. И это тот, кто мнил себя «святым» и «совершенным»!
Итак, этот диалог показывает что юноша
1) был далеко не так безупречен, как требовал того Закон(Заповеди), так как он любил себя и свое имущество более, нежели своих ближних и БОГА
2) ему недоставало истинной веры, которая предполагает готовность отдать все, чтобы идти за ХРИСТОМ. Спасение не приобретается путем благотворительности; но полнотой жертвы. Заповедь требовала, чтобы юноша поставил БОГА на первое место. Молодой человек не выдержал этого испытания.
3)«Приходи и следуй за Мною». Это ответ на вопрос молодого человека. Это призыв к вере. Но любовь к своему имуществу была таким сильным препятствием, что он отвергает призыв Иисуса. Таким образом, он ушел прочь в неверие, оставаясь рабом своего богатства.
4). Возможно, что он и дальше будет мнить себя «святым» и «безгрешным», потому что, отрекшись от веры, пребывая в гордыне и самомнении, потерял ориентиры добра и зла.
Итак. Исполнять Заповеди необходимо. Но глубина их исполнения безгранична. От физического и буквального «не убий» до «не убий» обидным словом, взглядом, жестом! Но спастись только исполнением Заповедей невозможно, так как безукоризненно их исполнить не может никто, ибо все, кроме БОГА, грешны. Нужна вера в Христа, и по вере БОГ спасает.
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; … Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Мф. 19.23-26.
Свидетельство о публикации №115021606015