Обугленные груши...
Глянула утром в окно и не поверила своим глазам: ветвистая вершина так часто наблюдаемой мною акации, что стоит через дорогу от нашего дома, обильно осыпана небольшими чёрными "грушками-кулачками". Они так внезапно вписались в прихотливую графику тонких, изломанных, казалось бы, таких знакомых ветвей и так отчётливы на сером проясняющемся утреннем небе. Акация очень высока, выше на два этажа пятиэтажного дома напротив. Поэтому небо столь необычно в этот час рассвета обнаруженной мною картиной.
Стою во власти смешанных чувств: растерянности, удивления, недоумения, любования.
Очень быстро соображаю: да это же воронята собрались, может быть, на первое своё собрание, свидание ли... Целый вороний детский сад. Вон и воспитательницу разглядела. Сидит на ветке поодаль от общего юного коллектива. Поза взрослой крупной вороны, повернувшей нос в сторону нового потомства, такова, что можно приписать ей, помимо заботливого внимания, и умиление, да-да, воронье умиление...
Вот так наблюдение!
А память тут же приводит и стихотворную иллюстрацию к происходящему:
Борис Пастернак
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
1912 год
Совсем недавно это со мною сталось - часто на ум приходят стихи, чем-то параллельно связанные и с твоей жизнью. В настоящий момент и у меня февраль... Плачу часто, иногда ещё до того, как "достала чернил". Иногда и "рыдаю", но внутренне, внутренне... От такого февраля, как у нас сейчас, как и не зарыдать. Не только "слякоть" ( пусть не такая грохочущая, как во времена Пастернака, - грохотали пролётки за шесть гривен по булыжной мостовой - 1912 год, накануне первой мировой войны ) "весною чёрною горит", но вот и моя акация, осыпанная воронятами, горит, горит чёрным - в молодые годы я не очень-то понимала этот образ ( как может чёрное "гореть"? ), а теперь вижу - может, может.
Почему упомянуты шесть гривен? Где написаны стихи? Какие воспоминания ( об Украине? ) легли в основу. Надо бы поискать...
Ох, эти пролётки, эти благовесты, эти клики колёс, эти ливни, несравнимые, "по шуму", ни с чернилами, ни со слезами, - я уже во власти вас и зрительно, и слухово, одновременно и физически - не я ли уже полвека как трясусь по извечным колдобинам отечественной литературы, ( "виолончель и кавалькады в чаще, и колокол в селе..." М. Цветаева )
"Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи..." - только на минутку отвернулась от наблюдаемой в окне картины, а уже никаких пернатых подростков нет на дереве и в помине, осыпались, несомненно, как "обугленные груши", - хорошо, я успела посчитать, их было около ста, некоторые очень плотно, крылышко к крылышку, сидели на ветке, представляя собой не отдельного индивидуума, а сплошную чёрную полосу, но с хорошо очерченными головками, молодыми, не острыми, клювами.
То, что наблюдал Пастернак в загородном лесу, представляет собой, я думаю, потрясающее зрелище: нужно десяток деревьев, чтобы с них сорвалась только одна тысяча грачей, а их у поэта - тысячи... Грачиный переполох. В мой области грачи почти не наблюдаются, переполох такого рода в основном от ворон, до порой и голуби могут сизой тучей, буквально над твоей головой, как пикировщики, пролететь.
А на "дне очей" у нас у всех уже давно грусть, "сухая грусть", не от этого ли глаза выглядят слегка воспалёнными...
Однако вернусь к вороньему царству, да и к птичьему царству вообще. Что в городе, что вне города, живут, щебечут, производят потомство ( от скольких же брачных пар новоиспечённая воронья молодёжь, наблюдаемая мною, образовалась? ) Не жнут, не сеют, а пропитание найдут. И всё это поверх наших голов. Раскачивается крупная, выразительная своей скупой пластической графикой ворона на самой верхней ветке высочайшего тополя, как на качелях, прогнув ветвь своей тяжестью, и в снегопад, и в дождь, и в ветер: высоко сижу, далеко гляжу. Никакой грусти в её крепком облике, и каким-то непостижимым образом передаёт и тебе силу своей энергии, своей мобильности.
Всё-таки расхожий отрицательный образ "воронья" и в жизни, и в литературе сложился достаточно ошибочный, трафаретный, мало чего общего имеющий с действительным положением вещей. Семейная пара моих носато-крылатых приятелей неразлучна: и на земле прогуливаются рядышком, деликатно не отбирая у голубей брошенного им корма, и на акациях отдыхают, как правило, вместе, часто глядя в одну сторону, о чём свидетельствует направленность их крепких выразительных клювов, словно ими, моими, несомненно, избранными, подтверждается известный афоризм из книги "Земля людей" ( 1939 ) французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
"Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит смотреть вместе в одном направлении."
15.02.15
( Фото автора )
Примечание.
Поискала и вот что нашла в Википедии:"Гривна ( на Украине ) была введена в денежное обращение с 17 октября 1918 года и изъята из обращения в ходе денежной реформы 1922—1924 годов".
Стихи "Февраль. Достать чернил и плакать!" созданы Б.Пастернаком в 1912 году. Значит, речь о другой "гривне".
А вот сведения с одного форума от 04.06.2004:
http://www.speakrus.ru/45/f4577.htm#10
Статья "Гривна".
"Достать пролётку. За шесть гривен..."
Что это за гривны?
"Гривенник м. или гривенный, пск. гривошник, монета в десять копеек; гривенник серебряная, а гривенный медная, в три копейки серебра, которую народ, по старой памяти, перекладывает на медный счет.
В приведенной цитате Пастернака - скорее всего, 60 коп."
21.02.15
Свидетельство о публикации №115021504962
С теплой улыбкой, Ольга
Ольга Зарянко 20.02.2015 20:00 Заявить о нарушении
Вы умеете многое подметить.
С теплом новой весны,
Кира
Кира Костецкая 20.02.2015 20:31 Заявить о нарушении