Про искусственность в искусстве

Несколько слов об исполнительском мастерстве музыкантов. Вчера я попробовал составить десятку своих любимых песен. Не песен вообще, а музыкальных записей, т.е. в этом рейтинге соединяется несколько факторов - мелодия, текст и исполнение. И первая фамилия, которая пришла мне на ум из тех, кого бы я поместил где-то близко к топу моего рейтинга - Борис Бережной. Сам для себя я назвал несколько причин, по которым мне нравится его исполнение, но здесь интересно поделиться вот каким наблюдением.

В тех нескольких записях Б.Б., которые я переслушивал сотни раз, мне по душе разговорность его пения. Он поет - думая вслух, размышляя в микрофон, и нет в этом постановочности, деланности, старания взять нужную ноту и правильно ее окрасить. Как тот соловей у Новеллы Матвеевой: просто берет и поет.

Самое сложное в искусстве - это простота. Или естественность, когда в нем не видно искусства и искусственности.

Понятно, что это последняя ступенька в становлении мастера, а все предыдущие, политые потом на протяжении пресловутых десяти тысяч часов - неизбежный и неминуемый этап на пути к последней ступени. И те песни, в которых слышны натужность, нарочитость, выделанность, вымученная и старательная правильность - хорошие песни. Но не отличные. И моими любимыми при всей своей правильности они не будут.

И если бы это не касалось прямым образом поэзии, я бы об этом здесь не писал.

15.02.2015


Рецензии