О цене памяти о победе
Всем известна замечательная песня "День Победы", сочинённая композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. И никому не известен бригадир Суржиков из деревни Грибовка. Но между тем, их объединяет одно и то же: Великая Победа.
Как известно, наша страна подписала конвенцию об авторских правах, согласно которой, авторам произведения, в данном случае песни, полагаются авторские отчисления за исполнение этой песни, звучание её в кинофильмах, спектаклях, рекламе и т.д. И это правильно, поскольку любой труд, тем более такой, оказывающий колоссальное эмоциональное воздействие на слушателей, должен справедливо оплачиваться. Но как быть в случае с песней о Великой войне, когда авторы не принимали в ней участия по причине малого возраста или просто ещё не появились на свет и как быть с тем, что песня такая-то стала, как "День Победы" поистине народной. Я не занимаюсь в данном случае демагогией, но разве любовь народа к песне не есть наивысшая награда для авторов? Да, я понимаю, что все "хочут кушать", но речь ведь идёт не об обычных песнях, а о песнях ставших чрезвычайно популярными в народе на почве интереса нас всех к той Великой Отечественной, глубоко проскарябывшей и наши души и сердца.
Я слышал, что ещё несколько лет назад авторы песни "День Победы" отказались от авторских отчислений со своей песни. Честь и хвала им за это. Но я не понимаю зачем было это делать? Зачем надо было отдавать свои законно заработанные деньги ненасытной власти, которая их проглотила и не поперхнулась? А не правильнее ли было направлять свои авторские отчисления предположим за год(за вычетом налогов) в дома сирот воинов, погибших в современных конфликтах и горячих точках, или в дома престарелых участников и инвалидов Великой Отечественной?
Теперь я хочу рассказать о мало кому известном случае, произошедшем несколько лет назад в деревне Грибовке. В этой деревне из 27 человек, ушедших на фронт вернулись инвалидами трое и один пришёл целым и невредимым, но через год умер. Шли года, подрастало новое поколение, этих молодых ребят и девчат стал интересовать вопрос: а почему в их деревне нет памятника участникам и погибшим в Великой Отечественной войне. Началась долгая переписка с администрацией района. Это всё происходило в Советском Союзе, решавшем грандиозные задачи, и какой-то памятник в какой-то там деревеньке просто не вписывался в эту грандиозность. Время от времени из района приходили отписки типа-"ваш вопрос изучается", а приехавший представитель военкомата прямо заявил, что покуда не выяснится судьба не вернувшихся с фронта односельчан(кроме погибших, были пропавшие без вести), не о каком памятнике с перечнем воинов и речи быть не может. И так тянулась бодяга с памятником до афганской войны и перестройки. За это время в деревню привезли два свинцовых гроба и похоронили их на кладбище под автоматные очереди. Да трое деревенских парней вернулись живыми и среди них Суржиков. Ещё через несколько лет афганская война закончилась, Советский Союз развалился и деревня резко начала хиреть. Суржиков уехал в город на заработки и вернулся в деревню года через три на иномарке с молодой красивой женой и годовалым пацаном. Вечером, принимая гостей в своём старом домишке, хорошо уже выпив, Суржиков сказал:" Мужики, давайте возродим колхоз. Ну если не колхоз, то артель какую-нибудь. У меня знакомый есть-он в этом деле здорово волокёт". И через три дня в деревне появился Виктор Викторович, Вик-Вик, как его звала вся деревня уже на следующий день. А к концу месяца официально зарегистрированное сельскохозяйственное предприятие ООО "Наш путь" начало свой путь. Вик-Вик стал руководителем предприятия, а Суржиков -бригадиром животноводов. Дела у новой организации потихонечку начали налаживаться и однажды Суржиков в разговоре с Вик-Виком упомянул так и не поставленный памятник. Вик-Вик записал что-то в своём блокнотике, а на следующий день предложил Суржикову заняться памятником. И Суржиков занялся. В свободное время он с деревенскими выбирал место для площадки, ездил к проектировщикам и скульпторам, спорил с архитекторами, собирал деньги со своих деревенских(большую часть передал Вик-Вик), готовил вместе с деревенскими площадку под памятник,и наконец, 9 мая 2008 года при стечении своих деревенских и прибывших гостей, на высоком холме, что располагался по левому бережку речки Сонянки, был открыт памятник из тёмного лабрадорита. Чуть пониже красной звезды на камне было высечено:" Жителям деревни Грибовка, не вернувшимся с полей войн 20-ого века".
И вот что я теперь думаю. Каждое событие имеет свою цену. Имеет цену и война, и память о ней и о Победе. И для каких-то целей удобно всё оценивать в деньгах. На то они и придуманы человечеством. Но поступки авторов, отказывающихся от своих авторских отчислений в пользу ветеранов и сирот, как и поступки жителей деревни Грибовка, Вик-Вика и Суржикова свидетельствуют о том, что и в теперешнее жёсткое денежное время есть ещё люди, у которых есть совесть. А пока есть совесть-есть и память. А пока есть память- мы не манкурты и нас победить нельзя!
Свидетельство о публикации №115021403082