Украденная реальность
Наверное, у большинства людей в это вообще никогда не получится поверить. Почему? Очевидно потому, что украденного просто не видно. Оно не попадается на глаза, именно потому что оно украдено. Или, даже наверное будет правильнее сказать так: именно для этого оно и украдено, чтобы стать невидимым. Это как в риторической головоломке про курицу и яйцо, только существенно сложнее. А как можно поверить в то, о существовании чего ты даже не догадываешься? В этом вся циничность вора. Хотя, я бы все-таки сказал "воров".
Кто-нибудь решил проблему с яйцом? Вот так и с осознанием украденной реальности. Может быть даже сама задачка - не секрет. Только кто будет тратить время на такую незначительную и, прямо скажем, очень эфемерную ерунду, когда вокруг столько реальных, вполне материальных проблем? Да... И в этом тоже вся циничность.
Вы знаете, как работают иллюзионисты? Им под силу создавать такие фантастические иллюзии вовсе не потому, что они - маги или волшебники. Хотя, некоторые из них может быть и есть маги, вопрос терминологии... Они просто очень хорошо знают два главных субъекта сотворения иллюзии: законы физики и принципы восприятия человеком окружающей его действительности. Сложно, кто бы спорил... Но, в конечном итоге всё упирается лишь в количество вполне материальных и объяснимых усилий, затраченных на создание несуществующей и довольно хрупкой иллюзии. Если отмести всякие гуманитарные аспекты, то с точки зрения физики всё упирается в количество затраченной на иллюзию энергии.
Какой бы фантастической не была иллюзия, в сравнении с реальностью она всегда будет проигрывать. Как бы не спорили современные физики, закон сохранения энергии никто так и не смог заменить на что-то альтернативное и безусловное. Так что, иллюзия никогда не станет на одну ступеньку с реальностью - при ее создании всегда будут какие-то потери. А это обозначает только одно: всегда есть способ отличить одно от другого. Весь вопрос в том, чтобы найти правильный угол, куда-то переместиться, может быть закрыть один глаз... а может быть и вовсе оба... просто нужно что-то сделать с иллюзией такое, что выявит её отличие от реальности. "Проблема" иллюзиониста в том, что если для создания "идеальной" иллюзии нужно стать практически или в прямом смысле слова, если вы допускаете это в своем сознании, магом, то для того, чтобы осознать иллюзию, достаточно быть самым обычным человеком. Всего два условия: намерение и внимательность. И карточный домик гарантировано рухнет.
Человечество тысячи лет бьется над рядом вопросов, которые даже при современном уровне развития науки и техники, остаются в области я бы сказал безнадёжно-философской. Я не буду их перечислять. Во-первых, большинство из них вы и так знаете, а уж если упоминать что-то конкретное, то каждый раз это будет отдельный и не самый короткий разговор. Суть в том, что дела обстоят, как с заповедями, точь-в-точь. Их десять, они как бы факт, но как бы недоказуемый факт. Для людей искренне верующих - факт не требующий доказательств. В ученом мире это называют аксиомой. Ключевая грань между верой и наукой состоит в том, что аксиома не требует доказательств в силу того, что она очевидна и безусловно "работает" в нашей реальности, а заповедь не требует их, потому что она не объяснима с точки зрения нашей реальности и в силу веры тоже безусловно работает. Человек достиг невероятных вершин в своих изысканиях за последние пару-другую сотню лет. Окружающая нас реальность получает всё более четкие и постижимые разумом очертания. Духовная "реальность" не претерпевает никаких изменений уже тысячи лет. Мы привыкли считать, что это нормально... Так было всегда и так будет всегда. Физическое и духовное. Материальное и нематериальное. Положительное и отрицательное... Так устроен мир.
Но... остановитесь на минуту. Посмотрите на звезды. Постойте в темную летнюю ночь десять-пятнадцать минут в этом состоянии созерцания Вселенной, оградите себя от шума и каких-либо других "помех" и вы ощутите, обязательно ощутите, что вот этот вот провал в осознании очевидности духовного, нематериального имеет все признаки иллюзии. Вы понимаете, что оно есть, но не можете этого увидеть. Вы чувствуете, но не можете осознать разумом. Вы понимаете, что аксиома и заповедь - это синонимы. Раз так, то почему мы можем видеть одно и не в силах даже приблизиться к созерцанию другого? Верить - можем. А созерцать, на физическом или интеллектуальном уровне ощутить - нет. Если бы вы смогли поверить в то, что маги всё-таки существуют, то вы бы сделали только один вывод: здесь попахивает иллюзией. Иллюзией, которая зачем-то спрятала от нас часть, и есть основания полагать, что просто подавляющую часть, реальности.
Почему я написал это здесь, в царстве стихов?
Поэты - это тоже иллюзионисты. Каждый по-своему, каждый со своими навыками и талантом, каждый со своими мотивами. Но каждый создает свою иллюзию. Здесь ценится эстетическая сторона в первую очередь. Чем профессиональнее иллюзионист, тем красивее, безупречнее и притягательнее результаты его "волшебства". Но, как в том старом анекдоте, здесь тоже два варианта. Автор может писать для того, чтобы создать новую, свою собственную неповторимую иллюзию, а может разоблачать существующую иллюзию. Вы же знаете этот способ "клин клином"? Поэт может быть крайне талантлив в любой из ипостасей. "Лёгкое" искусство тяготеет к созданию иллюзий и направляет свои усилия на создание из вполне прозаичных и бытовых вещей, как, скажем, цветок на лужайке, нечто нового, используя все доступные хитрости словоплетения. "Иллюзорное" искусство отдает предпочтение форме. "Сложное" искусство, которое человечество относит к среде гениев этого мира, стремится в другом направлении. "Гениальное" искусство по сути своей разрушительно и в первую очередь заботится о содержании. Кто такие гении в таком случае? Это творцы, ювелирно управляющиеся и с той и с другой частью своего творения.
И то и другое имеет своё место в искусстве, свою ценность и предназначение.
Тут же кроется ответ на вопрос: почему из двух одинаково, казалось бы, великих поэтов, только один - гений? Не знаю, как вы, а я над этим задумался не так давно и во многом благодаря "случайности". Ответ оказался прост, как аксиома - только один из них умел в совершенстве как создавать иллюзии, так и "открывать" их. Проблема читателя заключается лишь в своем собственном намерении понять, что имел в виду гений. Нельзя понять гения без должного труда со стороны человека. Без истинного и искреннего намерения понять.
Стоит ли стремиться стать гением, если факт на лицо - они долго не живут?
Никому не дозволено безнаказанно приоткрывать другим украденную реальность...
А гении умеют делать это просто ювелирно. Всё потому что они обнаружили иллюзию и с той самой минуты она перестала для них существовать.
Перечитайте Пушкина неспешно и с такими вот мыслями. У вас есть шанс прикоснуться к тайне разоблачения иллюзии, которая скрыла часть нашей реальности... И к гениальности Пушкина, как разоблачителя, а не создателя новых иллюзий.
Свидетельство о публикации №115021401211