Календарь поэзии. 12 февраля

12-е февраля:
----------------------
 
1726
- скончался один из писателей-мучеников российской истории Иван Посошков.

1763
- скончался французский писатель Пьер Мариво.

1777
- родился немецкий писатель, автор произведений «Ундина», «Герой севера» Фридрих Фуке.

1828
- родился английский писатель, поэт Джордж Мередит.

 1829
- русский поэт Александр Пушкин закончил поэму «Полтава».

 1847
- в Таурогне, местечке Ковенской губернии, Александр Герцен и его жена Натали прощались с Россией: миновав эту последнюю пограничную станцию, они через несколько минут очутились на территории соседней Пруссии. С тех пор нога Герцена никогда не ступала на землю Родины.

1866
- родился русский философ и писатель, автор работы «Апофеоз беспочвенности» Лев Исаакович Шестов.

1884
- родился азербайджанский писатель, историк, создатель и лидер партии «Мусават», инициатор провозглашения независимости Азербайджана в 1918 г. Мамед Расуладзе.

1909
- родился русский сценарист, актер, поэт, автор текстов песен Виктор Гусев.

 1915
- родился русский писатель, автор произведений «Далеко от Москвы», «Вагон» Василий Николаевич Ажаев.

1966
- скончалась русский драматург Татьяна Григорьевна Сытина.

1967
- скончался российский поэт, художник, давший широкую панораму быта русского крестьянина Павел Радимов.


1984
- скончался аргентинский прозаик, поэт, публицист, классик литературы XX века Хулио Кортасар.


**

Хулио Кортасар (исп. Julio Cortazar; наст. имя Хулес Флоренсио Кортасар (исп. Jules Florencio Cortazar); 26 августа, 1914 — 12 февраля, 1984) — аргентинский прозаик и поэт, живший и работавший преимущественно в Париже. Автор рассказов с элементами бытовой фантастики и магического реализма, а также двух сложно организованных, экспериментальных романов — «Игра в классики» и «62. Модель для сборки».

Кортасар родился 26 августа 1914 г. в Брюсселе, в семье сотрудника аргентинского торгового представительства. Детство и юность провёл в Буэнос-Айресе. Окончив школу, поступил на литературно-философский факультет столичного университета, но из-за отсутствия средств через год оставил учёбу и семь лет проработал сельским учителем. В 1944 г. стал преподавать в университете г. Мендоса. Участвовал в антиперонистских выступлениях интеллигенции и был вынужден оставить педагогическую деятельность.

В 1946 г. вернулся в Буэнос-Айрес, стал служащим в Книжной палате. Получив в 1951 г. литературную стипендию, уехал в Европу, где до конца дней жил в Париже, долгие годы работал переводчиком при ЮНЕСКО. Начал писать очень рано, в 1938 г. дебютировал как поэт-символист сборником сонетов «Присутствие». Стихи продолжал сочинять на протяжении всей жизни, но не публиковал их; посмертно была издана лирическая книга «Только сумерки» (1984), куда вошли стихи и поэмы, созданные от начала 1950-х до 1983 г.

Писатель скончался в Париже от лейкемии 12 февраля 1984 г. Похоронен на парижском кладбище Монпарнас.

**

Первый рассказ «Захваченный дом» был напечатан в 1946 г. в журнале, издаваемом Борхесом, которого Кортасар считал своим наставником. Уже на начальном этапе творчества проявилась склонность Кортасара к своеобразному сочетанию реальности с фантастикой, ориентация на поражающую восприятие неожиданность. Ничем не примечательная и внешне устойчивая обыденность начинала расшатываться под воздействием таинственных, враждебных сил, агрессия ирреальности порождала неясное беспокойство, предчувствие опасности — романы «Экзамен» (написанный в 1945 г., увидел свет только в 1986 г.), «Выигрыши» (1960), сборники рассказов «Бестиарий» (1951), «Конец игры» (1956—1964). Фантастический вымысел позволял предположить сомнительность и условность устоявшихся представлений об окружающем, ощутить призрачность и хрупкость привычных соотношений между элементами реальности. По мотивам новеллы «Слюни дьявола» Антониони поставил нашумевший артхаусный фильм «Фотоувеличение» (1966).

С годами своеобразный кортасаровский способ передачи фантастического допущения видоизменился, иррациональность происходящего не всегда была обусловлена вмешательством силы «извне», нередко непривычное, неожиданное зарождалось во внутреннем пространстве самого человека. Кортасар — признанный мастер новеллы, автор сборников «Жизнь хронопов и фамов» (1962), «Все огни — огонь» (1966), «Тот, кто здесь бродит» (1977), «Некто Лукас» (1979), «Мы так любили Гленду» (1980), «Вне времени» (1982) и др. — с большим вниманием относился к этому жанру, полагая, что «роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом». Его рассказы — развернутые метафоры, их отличают концентрированная атмосфера повествования, напряженная пульсация внутреннего ритма, отшлифованность словесного материала. Но славу Кортасар снискал главным образом как романист, выступив одним из создателей «нового латиноамериканского романа».

После написанных исключительно на аргентинском материале «Экзамена» и «Выигрышей» в зрелый период творчества созданы «Игра в классики» (1963), «62. Модель для сборки» (1968); героями этих произведении являлись не только аргентинцы, но и французы, англичане, датчане. В центре внимания автора — современные социальные, психологические, нравственные проблемы, речь ведется об отношении к миру и другим людям, к власти, о самостоятельности и свободе, об эгоизме и долге, доброте и любви, но зачастую это предстает в сугубо метафоризированных вариантах. Романы отличает новая, необычная манера письма, калейдоскопичность происходящего, смешение стилей, усложненные аллюзии, многослойная символика, их пронизывает экспериментаторский и игровой дух — неистощимая фантазия автора открывает простор для воображения и мысли дотошного читателя, становящегося соучастником акта творчества. Писатель играет со словами, образами, виртуозно использует пародию, гиперболу, парадокс. Жизнь его героев протекает в чисто кортасаровском интеллектуальном пространстве — это группы близких по духу и образу мыслей людей, которые стремятся своим повседневным существованием опровергать существующий миропорядок с его условностями и стандартами, не желающих вести благопристойный образ жизни.

**

ЧИТАТЬ СЛЕДУЕТ
С ВОПРОСИТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ

Ты видел
ты истинно видел
снег звезды шершавые руки ветра
Ты трогал
ты подлинно трогал
хлеб чашку волосы женщины которую ты любил
Ты жизнь ощущал
словно удар в лицо
словно мгновенье паденье бегство
Ты знал
каждой порой кожи ты знал
вот глаза твои руки твои сердце твое
необходимо от них отказаться
необходимо выплакать их
необходимо придумать их заново

**

Один из друзей сказал мне: «Любая попытка соче-
тать стихи с прозой - самоубийство, потому что стихи
требуют определенного взгляда, сосредоточенного вни-
мания, даже полного - после прозы - переключения в
мозгу, поэтому твой читатель вынужден будет на каж-
дой странице "менять напряжение" и могут перегореть
пробки».
Возможно, что это и так, но я все равно убежден:
поэзия и проза обладают свойством взаимодействия, и
попеременное чтение разножанровых текстов не пода-
вит и не уничтожит ни стихи, ни прозу. В высказыва-
нии своего друга я лишний раз вижу ту важность, с
которой пытаются поставить поэзию в привилегирован-
ное положение и по вине которой большинство нынеш-
них читателей все реже и реже обращается к поэзии в
ее чистом виде, предпочитая ей ту, что имеется в рома-
нах, рассказах, песнях, фильмах и пьесах; но это по-
зволяет все же надеяться: а) поэзия не утратила своей
глубинной внутренней силы и б) хотя внешняя непри-
вычность поэзии в ее чистом виде (и в особенности
манера, с которой поэты и издатели предлагают и рек-
ламируют поэзию) сейчас встречает со стороны боль-
шинства читателей сопротивление ей и даже отказ от
нее, - все-таки любой человек способен воспринимать
стихи.

**


Рецензии