Ян Купецкий и Петр l
. . .Въ 1711 г. царь ПетрЪ Великiй во время своего лечениiя вЪ Карсбад; увид;лЪ портрет кисти Купецкаго и приказалЪ тотчасЪ же пригласить художника кЪ себ;.
Купецкий сначала стал отнекиваться - работы у него, будто бы, много, - но существовала другая причина, более основательная: он дико боялся царя. Тогда Петр обратился к императору, но Купецкого трудно было избавить от страха перед русским царем, про которого идут слухи, "что он варвар". В конце концов, напуганный художник всетаки соглашается ехать, получает шестимесячный отпуск от двора и письмо, в котором, чтобы ободрить, именуют его "Cabinet Mahler des Kaysers", и является к царскому двору в Карлсбаде. Здесь ему сообщают, "с каким нетерпением ожидает его царь Петръ", и предупреждают, "что он не должен бояться, если у монарха во время позирования будет известным образом искажаться лицо, что всякого, который не знает его, страшно пугает". ( подобный "лицевой тик" был у Пушкина во время дуэли с Дантесом. Из - за этого произошла трагедия! ) Но скоро Купецкий убеждается, делая портрет с царя, "что русские - люди, у которых есть душа". "Говорили они по чешски" пишет Fuessli ( т.е. царь Петръ говорил по русски, а Купецкий отвечал по чешски ), "и страх Купецкого превратился в восторг ". . .
{ Pelzl в "Abbildungen bohmischen und mohrischer Gelehrten und Kunstler", том lll, Прага, 1777, пишет: "Этот монарх необыкновенно полюбил нашего Купецкого именно потому, что мог говорить с ним по славянски "}.
Так как заказанной царем работы было слишком много, Купецкий взял сотрудником живописца Давида Хойера из Лейпцига, который помогал ему в писании одежды. Осыпанный оказанными ему милостями и подарками, Купецкий отправился в Лейпциг для окончательного выполнения заказанных Петром картин. . .
продолжение следует
На картине Купецкий: Семья художника. 1718 г.
Свидетельство о публикации №115021201589