По конкурсу - Канцона

http://www.stihi.ru/2014/12/20/3081 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/02/10/9170 - Итоги Конкурса
http://www.stihi.ru/2014/12/17/9149 - Канцона (статья по написанию формы)

Завершился 5 тур конкурса Твердых Форм - Канцона. Данный конкурс не состоялся для тех, кто планировал стать его лауреатом: количество участников оказалось  невелико (всего 28 авторов), поэтому звания лауреатов и магистров Фонда в этом туре не присуждались. Тем не менее, голосование по пакету было проведено, лучшим стихам присвоены очки, а по результатам голосования я, как обычно, пишу статью с «разбором полетов»  написанных канцон. Для тех, кто заинтересован не в количестве побед, а в практике стихосложения - в знакомстве с новыми техниками и в тренировке  поэтического  мастерства, конкурс окажется полезным.   
Обсудим  основные  особенности  канцоны.

Тема канцоны.

Канцона - это любовная песня, которую во времена средневековых рыцарей трубадуры пели от имени  рыцарей  их возлюбленным или  послания  прекрасных дам,  которые те же трубадуры превращали в песни и отсылали указанному лицу.  В концовке каждой песни стояла «подпись» - торнада или посылка, в которой раскрывалась имя: кому или от кого данная канцона. Такова  типичная  тема канонической канцоны. Все прочие темы и формы - это поэтические игры более поздних времен.
В нашем конкурсе требовалось написать стилизацию под старинную каноническую канцону, поэтому все  другие темы, кроме любовного послания, тем более  темы современные, а так же пародии на канцоны - это не совсем то, что требовалось в конкурсном задании, как бы здорово это ни было написано.

Концовка.

Концовка канцоны - это поэтическая подпись трубадура, разгадка интриги послания. Ее не стоит путать с замком сонета (выводом) или с заключительной кодой лирического свободного стихотворения. Если там может быть что угодно, лишь бы оно ярко обобщало все предыдущее содержание, то в канцоне - только посылка: кому канцона или от кого. Еще лучше, если в торнаду  вставлено конкретное имя.
Конечно, не во всякой канцоне 19 или 20 века торнада выглядит именно так: порой ее и вовсе нет, но мы сейчас ведем речь о стилизации старины. Поскольку большинство из нас канцону писали первый раз в жизни и исключительно ради конкурса, то был смысл придумать именно такую торнаду… Увы, в большинстве последних строф произведений наших участников вместо торнады стоит  только заключительная кода, а не посылка.

Выбор стихотворного размера.

Конечно же, разумнее всего стилизацию канцоны писать ямбом, причем 5-и стопным или 6 стопным да еще и с женской рифмой - такая ритмика больше всего близка по звучанию 11-сложному стиху итальянцев. Требование это не обязательное, но коль уж мы взялись писать под старину, то почему бы не предпочесть именно такую мелодию?
 
Мелодию определяет не только стихотворный размер, но и количество стоп. Канцону не читали вслух, а пели, значит каждая строка, во-первых, подстроена под дыхание певца (в конце каждой строки нужно сделать паузу, перевести дыхание) и, во-вторых, несет  одну законченную мысль (каждая строка - отдельное предложение). Значит переносы (начала предложения в одной строке, а продолжение - в другой) и начала новых предложений внутри строки канцоны нам не подойдут.

Фрагментация строфы и мелодия «покачивания».

Строфа канцоны (как правило, объемная, состоящая  не менее, чем из 7  стихов, чтобы вместить в себя  законченную тему) состоит из трех фрагментов или ступенек: два восходящих фрагмента (интонация голоса певца направлена вверх) и один нисходящий, удлиненный (интонация голоса - вниз). Эти фрагменты должны быть слышны слушателю. Чтобы голосом их как-то выделить, автор канцоны специально заставляет ритм «покачиваться»: в более длинные строки в каждом фрагменте  строфы вставляется одна укороченная. Такое «покачивание» можно, конечно, создать и привычным нам современным способом: написать стихи с одинаковым числом стоп в каждом стихе, но использовать чередование мужских и женских рифм. Именно так пишутся русские сонеты. Но канцона древнее сонета, она лежит в его истоке, поэтому, если уж стилизовать, то лучше выбрать не чередование типов рифм, а разностопность: например ямб 6-4-6 или ямб 5-3-5, а рифмы всех строк сделать только женскими: женские рифмы протяжнее, они  более подходят для пения, они подсказывают нам, что мысль каждого стиха, хоть и выражена до конца, но имеет продолжение - трубадур еще не устал, ему еще есть, что пропеть… )))

Некоторые участники конкурса составили свои канцоны  с помощью короткого 4-х стопного ямба с чередованием рифм, а иные даже на мужских рифмах: такая мелодия звучит более современно, но она годится для декламации или для рэпа, но не для протяжного возвышенного пения под балконом дамы…

Способ рифмовки строфы.
 
Старинные канцоны писались на итальянском языке, позже - французском. То, что нормально звучит для этих языков, например,  рифмовка, где внутри строфы все рифмы различны («abcdefg»), но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы (разновидность так называемых «треугольной», «квадратной» и т.д. рифмовок), то это довольно плохо звучит на русском языке. При строфе, объемом более 4 строк, да еще и в длинных стихах (порядка 11 слогов) наш слух воспринимает этот способ рифмовки  как «белый стих» - мы теряем ощущение рифмы. Поэтому переводы на русский язык канцон Петрарки и Данте, выполненные этим способом рифмовки, не доставляют нам радости от их звучания. Русскоязычные канцоны лучше все же зарифмовать привычным для нас  способом - с повтором рифм внутри строфы - тогда их действительно можно будет и петь, и с удовольствием слушать.

Некоторые участники конкурса пошли по пути точного повтора образцов канцон, собранных в моей сопроводительной статье. В этом нет ничего плохого, но всегда полезно к каждому делу подходить творчески: подумать, что для данной формы и для русского языка будет звучать более органично.

А теперь покажу несколько примеров из пакета произведений участников, которые более или менее соответствуют заданной форме канцоны. Все они не идеальны, но все же - канцоны. На их примерах можно увидеть  самые характерные недочеты исполнения этих  произведений. Имен авторов  и даже названий стихов я приводить не буду - не в них дело! Как обычно, слова, выделенные заглавными буквами в тексте - это те места в тексте, которые мне не понравились.

№1.
Выщёлкивал в сирени соловей
Коленца новой хуторской канцоны,
Слагал мотив любви традиционный,
Но посвящал его не мне, а ей,
Той, чьи глаза задумчиво-бездонны
Под ласточками-крыльями бровей,
Той, чья краса – портрет Весны времён «Декамерона».

Как мне свою тревогу превозмочь?
Невидимою ниточкою тонкой
Уйти бы за вчерашнею девчонкой
В опасную таинственную ночь,
Куда манил настойчиво и звонко
Колдун-певец доверчивую дочь,
Где в мае наводненье чувств, и в омутах – воронки…

Ах, соловей! Чаруй! Зови!
Что может быть важней любви!

0100010001
01010100010
01010100010
0001010101
00010100010
0100010001
010101010100010
5 стопный ямб с последней  удлиненной 7-и стопной строкой
7-и строчник аББа аБа.  Нарастающие и убывающий фрагменты строфы слабо  ощущаются на слух.
Торнада - всего лишь кода, но не посылка

№2.
Когда вечерний свет коснётся окон,
Зардеет на стене,
Изольда оживёт в старинной раме,
Прелестная лицом.
И снова смех её - в холодном зале,
На рыцарском турнире -
Её душа.

Как только шевельнётся светлый локон, -
Скользнёт рука к струне,
И сложатся стихи прекрасной даме
Невидимым певцом.
Он к ней – вдали, в изгнанье и в опале,
И, страстный, в этом мире –
Плывёт, спеша.

Готов воспеть черты её и стан
Вернувшийся возлюбленный Тристан.

01010101010
010001
01000101010
010001
01010101010
0101010
0101
Ямб 5-3-5-3-2
7-и строчник АбСдСЕж . Внутри строфы единственная  повторяющаяся рифма С, в остальных стихах -  повтор порядка рифм в другой. Рифмовка строф на слух почти не ощущается. Трех фрагментов внутри строфы тоже не слышно - строфа короткая.
Торнада - посылка, причем с конкретным именем, что отлично!

№3.
Был победитель побежден
И тем, поверженный, увенчан,
Спадало гордое оплечье
Из горностая.
Внезапный жар короткой встречи,
Глаза, синее двух озёр,
Слова, сплетённые в узор.
Я стала пленницей с тех пор -
Подбил добычу белый кречет.
И не назвали мы имён,
Дотла сгорая.

Он венценосцем урождён…
Как пыл его недолговечен!
Любил, пока горели свечи,
Теперь одна я.
Со мной лишь пёс, да зимний вечер -
Ведём неслышный разговор
Обиде злой наперекор
И ветер дует в сто валторн.
Но боль пройдёт, ведь время лечит,
Недуг мой будет исцелён,
Тоска растает.

То был струны прощальный стон.
Теперь меча услышишь звон,
Я не прощаю.

00010001
010100010
010100010
00010
010101010
01010101
01010001
01010001
010101010
00010101
01010
Ямб 4442-444-4442
11 строчник  аББВ Баа аБаВ (написанный почти на 2+1 рифмы).Звучит как надо.
Торнада - не посылка, а просто вывод.

№4.
Бессильны трубы, флейты, клавесины,
Хор менестрелей
Воспеть красу и благородство Ваше,
Быть может, только песня птичьих трелей
О Вас расскажет.
В служенье Вам я предан и бесстрашен,
Мечты о Вас меня в невзгодах грели.
Но Ваш покой ничем я не нарушу.
Довольно взглядом
Быть с Вами рядом.
Какое счастье – видеть Вас и слушать!

Меж нами нравы и супруг спесивый
Любитель фрейлин,
Хотя он их и Вас в три раза старше,
Беспомощный и в драке и в постели,
Высот не бравший,
Не по себе прекрасный плод сорвавший.
Но – Бог с ним! На меня Вы посмотрели!
Тот тёплый взгляд вселил надежду в душу.
Ни злым обрядом
Ни тайным ядом
Мою любовь ревнивец не потушит!

Быть вместе нам не суждено,
Служить Вам буду всё равно!

01010100010
00010
01010001010
01010101010
01010
01010100010
01010101010
01010100010
01010
01010
01010101010
Ямб 5-2-5  5-2-5   5-5-2-2-5
11-и строчник,  все рифмы женские АБВ БВВ БГД ДГ, разбивка на три фрагмента с «качанием» мелодии.
Торнада - не посылка, а просто кода.

№5.
Не пожелали Вы меня назвать своей.
Теперь ничья.
Вы – ветер-суховей:
Погашена свеча.
Безводная ПУСТЫНЯ.
Я в сумрачном бреду,
Без сил бреду,
Предать хочу суду
Всех вас, МУЖЧИНЫ.

Зачем Вы тешили меня мечтой?
Игрою чувств?
Вы забавлялись мной
В древнейшем из искусств.
Как сладостна погоня –
В добыче проку нет!
В круговороте лет
Прискучит вкус побед,
Устанут кони.

В любви мы пожинаем то, что сеем.
Вам тоже быть охотничьим трофеем.

000101010101
0101
010001
010001
0100010
010001
0101
010101
01010
Ямб  6-2-3-3-3-3-3-2-3-2  (нет четкого раздела на 3 фрагмента)
9-и строчник абабСдддС.  Слабая рифма (пустыня-мужчины)
Ход рассуждений  ЛГ  слишком современен.
Торнада - кода, а не посылка

№6.
Любовь, что трубадурами воспета,
В стихах оставит след,
Хотя лицо умрёт на амальгаме.
Влюблённых несравненная планета
Через пучину лет
Не может превратиться в мёртвый камень.
Всё повторяется, как ноты в гамме,
И в наших судьбах светлых чувств главенство
Оставлено в наследство.
Людей простых превозмогая тлен,
Поэзия, как эхо павших стен.

Вопросами терзал собрат поэта:
«Возвышенности нет? -
- Алмазы прячутся порою в хламе. -
- Во мраке грешной жизни нет просвета. –
- Но тьма рождает свет. –
- А что увидеть можно в фимиаме? –
- Я божью благодать увидел в храме,
В мерцании - небесное блаженство,
И понял, наконец-то,
Моей души нашёлся сюзерен,
Ему отдам достоинство и лен.

Все подвиги мои – Прекрасной Даме.
Неповторимо Дамы совершенство!
Благодарю за плен»

01000100010
010101
01010100010
01000100010
000101
01000101010
00010001010
01010101010
0100010
0101000101
0100010101
Ямб 5-3-5  -5-3-5-  5-5-3-5-5, три фрагмента с «покачиванием» ритма
11-и строчник  АбВ АбС СДДее
Торнада - посылка, но не с самостоятельной рифмовкой

№7
Легендами и песней трубадура
Доходит к нам волшебный женский облик
Сквозь тьму времён.
Под сладостными стрелами амура
Неотвратим и неизбежен отклик -
Он душу рыцаря без боя брал в полон
И тот колена преклонял перед прекрасной
По правилам науки куртуазной,
Её красой пленён.
Она казалась несравненным совершенством
И поцелуй руки он почитал блаженством.

Менялась песнопений партитура,
Но бескорыстная любовь и ныне подвиг,
Что в сагах отражён,
Хоть в роковые времена сумбура
Собою розу заменил шиповник,
Лик несравненный на забвенье обречён,
Исчезли рыцари с канцоной страстной…
...В истории страницы нет напрасной
И почерк сохранён –
Влюблённость не займётся лицедейством,
Любовь и ныне устоит перед злодейством.

Пленяет культ Прекрасной Дамы ИЗ  ДАЛЁКА -
Предтечи Незнакомки Блока...

01000100010
01000101010
0101
01000100010
00010001010
010100010101
0101000100010
01000100010
010101
0101000100010
0001010001010
Ямб 5-5-2 -5-5-6-6 -5-3-6-6 Хаотичная разностопность, ритмически неотчетливо  выделены 3 фрагмента
11 строчн. АБс АБс ДДсЕЕ
Тема - современная философская лирика. «Из  далёка» - другой стиль языка (заниженный). Торнада - скорее замок сонета, чем посылка. 

№8.
Я жил свободно, двигаясь по краю,
Где справа свет, а слева тьма,
Пока не встретил Вас – сиянье чуда!
Теперь мне ясно, где дорога к раю:
Поэтами написаны тома
О чувствах, что приходят ниоткуда.
Поверьте, это правда - не причуда!
Улыбка Ваша – счастья совершенство,
А поцелуй – волшебное блаженство!
Молю судьбу смиренно об одном -
Быть подле Вас и обрести свой дом!

Возможны ли такие перемены?
Страшусь услышать слово: «Нет!»
Подайте знак тоскующему рядом!
Я посылал нарциссы, цикламены,
Вас, прославляя, пел куплет -
Молчание в ответ разлилось ядом…
Не удостоили коротким взглядом.
Вы так жестоки! Дайте снисхожденья!
Прошу о встрече – миге наслажденья!
Жизнь и судьба – всё мимо, кувырком,
Мечты напрасны – нам не быть вдвоём.

У ваших ног склонюсь в последний раз.
Простите! Я за всё прощаю Вас!

01010100010
01010101                ?(потеря стопы)
01010101010
01010101010
0100010001
01000100010
01000100010
01010100010
00010100010
0101010001
0101000101
Ямб 5 строчный с чередованием м/ж рифм.
11строчник, АбВ АбВ ВГГ дд -  нет разностопных триад.
Торнада- не посылка.

№9.
К ногам твоим из дальних палестин
(Прими мой дар, не отвергай, молю)-
Все жемчуги и злато.
Тебе готов хоть десять десятин
Платить, сгорая в сладостном хмелю,
Всем, чем душа богата:
Канцоной, ожерельями секстин,-
Всем, чем богат, подобно королю,-
Судьбой поэта в латах.

Ты лишь прими, Геката,
Песнь сердца трубадура,
Ты- счастья партитура!
Твой ленник я, твой верный паладин
С тех пор, как ясный взор меня пленил
В весеннем вертограде.
И даже в самой тяжкой из годин
Я лишь клинок твой в ярости горнил.
Иной не жду награды,-

Служить Прекрасной Даме до седин
Воспеть блаженство, не щадя чернил,
Иной мне нет отрады.

0101010001
0101010101
0100010
0101010001
0001010001
0101010
0101010001
0101010
0101000101
Ямб 5-5-3  -5-5-3-  5-3-5
9-и строчник ааБ ааБ ааБ (последний фрагмент не удлинен)
Торнада-посылка  без самостоятельной рифмовки

№10.
В крестах заря всходила над Клермоной -
чужой восток зажёг Гиперион!
И звались Крестоносцы мы отныне!
Вёл славный Готфрид всадников колонной,
турецкий сокрушая бастион!
Не лёгок путь по выжженной пустыне -
но Гроб Господень ждал в Иерусалиме!             Лишний слог
О спины мусульман ломались стрелы,
когда земля на сотни вёрст горела.
А в Риме восседал Урбан второй*,
блаженнейший пред солнцем и луной!

«Так хочет Бог!» - твердили мы смиренно,
пугая лязгом рыцарских забрал,
сельджуков и арабских Фатимидов.
Умелые пробились в сюзерены,
а многих Ангел Тьмы к себе забрал,
швырнув на палаши волков-шиитов,
и дальше — на съедение термитов.
Чума и голод шли за нами следом -
для Готфрида постыдный страх неведом!
Был полон стрел египетский колчан,
но жаль - неуязвим для них Урбан!

Клермонского собора помнят своды
молебны за крестовые походы...

01010100010
0101010001
01000101010
01010100010
0100010001
01010100010
010101 0 01010
01000101010
01010101010
0100010101
0100010001
Ямб 5-и стопный.Нет разностопности, качание за счет смены ЖМ, есть сбивка ритма.
11-и строчник АбВ АбВ ВГГбб
Торнада - скорее сонетный замок, хотя и раскрывает интригу - где события и о чем речь.

№11.
Когда бы Вы, прекрасная мадонна,
направив ясный взор очей бездонных
поверх заморских вин,
взглянули мельком на камин и пламя,
где загрустил, оставленный гостями,
в расцвете лет блондин,
то сердце б несомненно подсказало:
среди огней блистающего зала
и в жизни - он один.

Так жадно смотрит он с немой тоскою
на волосы, сплетённые косою,
на тонкий гибкий стан,
как бабочка порхает губ вишнёвых,
какую массу впечатлений новых,
в кругу придворных дам,
ваш голос вызвал: чистый, сочный, нежный.
Зачем же Вам, о ангел белоснежный,
в мужья седой султан?

Вам - в ''клетке золотой невольной птицей'',
прислугой стать тщеславному самцу?
Эльвира, жизнь увы не повторится!
Себе солгав, нельзя солгать Творцу.

01010100010
01010101010
010101
01010101010
00010100010
010101
01000100010
01010100010
010101
Ямб 5-5-3-5-5-3-5-5-3
9-и  строчник ААб ВВб ГГб. (качание - за счет разностопности, но последний фрагмент не удлинен)
Торнада - посылка (названо имя)

№12
Души восторженной напев - канцона,
Где неземного чувства фон.
Звучи, небесная струна, стозвонно
В лучах искуснейшей Сафо.
Из нитей слов и солнечного СВЕТА
Плету изящною строфой
И сердцем песнь поэта.

Мой ангел, ты - спасение от ада,
Источник веры и добра,
Судьбы мятежной Божия награда
И вдохновение пера,
В ночи кромешной яркий проблеск СВЕТА,
Ты - искра жаркого костра
Для лунного сонета.

Прими из вязи нежных строк
Любви изысканный венок!

01010001010
00010101
01010001010
01010001
01010100010
01010001
0101010
Ямб 5-4-5-4-5-4-3
7 строк АбАб СдС (не удалось ритмически выделить три части)
Дважды в качестве рифмы использовано одно и то же слово («света»)
Вместо торнады - кода, (посылка чего, а не кому или от кого)

№13
Не оставляй меня в ночи бездонной,
Будь мне опорой, светлая надежда,
Храни у края.
Отчаянью в судьбе неблагосклонной
Мне удавалось не поддаться прежде,
Стихиям, что бесились, с ног сбивая,
Отпор давая.

Пусть кажется теперь, что бесполезно
Упорствовать в борьбе с великой силой:
Один – не воин.
Лютует вихорь и толкает в бездну,
И предал друг, и кривда очернила
Того, кто прав, а кто суда достоин,
Живет, спокоен…

Я постараюсь не забыть об этом:
Всего темнее ночь перед рассветом.

00010101010
01010100010
01010
01000100010
00010001010
01000101010
01010
Ямб 5-5-2-5-5-5-2
7- строчник АБВ АБВ В.
Типичная строфа «вилларэ», не имеющая никакого отношения к канцоне. Показываю это произведение (к сожалению, в пакете такая форма  была не единственной), как пример недобросовестности автора, решившего не  писать специально для конкурса новую форму и не тратить время на ее изучение.  Судя по всему,  было использовано стихотворение, написанное  из ранее проводившегося  на сайте конкурса «Вилларэ».
Тут все не так: и объем строфы, и рифмовка, и  мелодия звучания, и торнада, которая вовсе не торнада. Не говоря уже о теме…

№14.
Мой Рыцарь! Я одна в каминной зале,
Мерцают Угли, тень бросают свечи,
Какой безмолвный вечер!
За окнами ветра уже устали,
Я жду в объятиях пушистой шали,
Что вот сегодня ты меня излечишь
Желанной встречей!

Судьба преподнесла нам испытанИЕ, -               
Но в мыслях мы с тобою друг о друге,
Им не помеха - вьюги!
Я знаю, что любви моей дыханИЕ
Согреет сквозь любые расстояния.
Пусть не изменит в битвах крепь кольчуги,
И стороной пройдут недуги!

Услышь привет от преданной подруги!
Разлука кажется порою бесконечной...
Но жду тебя, мой Рыцарь, друг сердечный!

01000101010
01010101010
0101010
01000101010
01010101010
01010101010
01010
Ямб  5-5-3-5-5-5-2,  все рифмы женские.
Строфа 7 строк  на две рифмы- АББ ААББ.
Звучит хорошо и, даже несмотря на малый объем строфы, в ней слышно «качание». Жаль, что есть только два фрагмента (возрастающий и нисходящий), а не три. Торнада  - посылка:  от кого стихи и кому.
Во второй строфе маленький недочет: ритм требует менее правильных (но допустимых) форм «дыханЬЕ- испытанЬЕ», иначе появляется лишний слог, что есть ошибка худшая, чем употребление сокращенной формы существительных (-ЬЕ).

№15
Брожу, как тень среди людей, безумно.
В разлуке сердце стонет.
Гоню минуты солнечного света.
Заворожённый жду прихода ночи.
Сомнения терзают душу, тело.
Подайте знак, когда мы будем вместе!
Смените гнев на милость!

Опять веду себя я безрассудно.
Возмездие простое -
Безжалостно сгубили Вы поэта.
Так возродите поцелуем в очи.
Коснитесь тонкою рукой несмело.
Меня лишает воли неизвестность.
Где в мире справедливость?

Моя «Возлюбленная Песни Песней»*,
Откройтесь, что Вам снилось?

01010101010
0101010
01010100010
00010101010
01000101010
01010101010
0101010
ямб 5355553 все женские
7-и строчник - АбВ ГДЕж . Использован способ рифмовки с повтором порядка рифм в следующей строфе, но при объеме строфы в 7 стихов на слух воспринимается,  как белый стих. 
Торнада - без самостоятельной рифмовки внутри себя. 

Пожалуй, хватит примеров. Спасибо всем участникам конкурса, написавшим стихи  специально для конкурса и подарившим  нам прекрасную возможность изучить  новую форму на примерах их произведений. Надеюсь, разбор канцон окажется вам полезен и даже откроет глаза на то, о чем прежде не задумывались.

Мне, например, данный тур конкурса помог сделать для себя маленькое открытие: оказывается, конкретная форма стихотворения - это не случайный выбор! В зависимости от того, что хочет сказать автор, кому и в каких обстоятельствах (для какой аудитории, в какое историческое время, как это будет подано) нужно хорошенько подумать, какая именно рифмовка и какой вид строфы более всего нам подойдет -  будет эффективнее работать на ту задачу, которую мы поставили. Даже  при написании твердых форм, у нас всегда есть выбор - какую разновидность формы и какой язык лучше использовать для нашей темы, как она будет звучать ритмически и насколько точно эта форма сможет передать необходимое настроение читателю. Интересно, не правда ли? 

С уважением, Алкора.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.