Бегущий в Лабиринте 2014

Предупреждаю, пишет человек с синдромом поиска глубинного смысла :)
Рекомендую посмотреть фильм, затем прочитать, затем снова посмотреть.

Формат простой: событие фильма (интерпретация).

1. Прибытие Томаса на лифте. Видит лица сверху. Пытается сбежать и падает.
(Рождение человека из утробы. Доктора смотрят на новорожденного. Первые попытки осмысленных действий и логичная неудача)

2. Ознакомление с Глейдом. Томаса сажают в яму. Знакомство с Алби. 3 правила Глейда. Томас другой, любопытный.
(Ознакомление с миром. Социальная изоляция новорожденного. Главный управляющий Алби (Ал – частица указывающая на связь с божественным, как Аллах, Элохим, Альфа, Алеф, Баал, элита, галактика) инструктирует новенького о законах их социума: 1. Все должны работать. 2. Не драться, доверять. 3. Не покидать Глейд. С одной стороны верно, с другой – это бессмысленный круговорот рождения и смерти, цель которого выжить. Алби также замечает отличие Томаса от остальных – это любопытство, способное нарушить консерватизм/иннертность их общества, но относиться к этому с понимаем)

3. Томас работает в саду, его просят принести удобрение в лесу. Появляется Бен, говорит, что во всем виноват Томас, и нападает. Бена ловят, обнаруживают, что он заражен вирусом, изгоняют из Глейда в Лабиринт.
(Томаса социализируют через работу. Бен, побывавший в Лабиринте, был заражен и получил высшее знание, недоступное больше никому, от того его никто не понимает. Общество Глейда изгоняет его как нечто опасное обратно в Лабиринт. На все вопросы новенького о Лабиринте никто не может дать вразумительного ответа. Поэтому Лабиринт следует понимать как высшую реальность, доступную лишь избранным (бегунам))

4. Уход Минхо (главного бегуна) и Алби в Лабиринт, чтобы узнать выжил ли Бен. Алби жалят/заражают существа из Лабиринта. Их возвращение в Глейд.
(Главный исследователь и управляющий пытаются понять высшую реальность и место человека в ней. Отправляясь в путь в неизвестность, желательно иметь карту. Но поскольку они не имеют понятия о правилах, которые там действуют, один из них закономерно отгребает, даже не смотря на то, что он главный управляющий в своей реальности)

5. Сцена у ворот в Глейд. Томас нарушает правила и забегает в Лабиринт, чтобы помочь Минхо и Алби выбраться, но не успевает. Все трое остаются в Лабиринте.
(Единственный кто мог преодолеть иннертность общества – это обладатель другой психической конфигурации (любопытства). Примечательно, что: 1. Глейдеры по эту сторону ворот бояться не реальности происходящего, а идеи о том, что правила могут быть нарушены (наглядная власть описания над непосредственным опытом). 2. Крики “Давай! Ты можешь! Быстрее!” - это информационная попытка наложить проекции известного на неизвестное в целях помощи, хотя чтобы помочь следовало просто предпринять попытку физическую (подбежать, поддержать). 3. Общество оказалось безсильным перед лицом неизвестного)

6. Ночь в Лабиринте. Томас спасает Алби, Минхо убегает.
(Считалось, что в высшей реальности нельзя пережить ночь. Главный герой (ГГ) действует вопреки описанию и благодаря этому спасает друга, обретая истинное описание вещей через персональный опыт. Изменчивость Лабиринта объясняется большой неопределенностью высшей реальности (чем дальше заходишь, тем выше энтропия))

7. Встреча с гривером. Томас заманивает гривера в стены и убивает. Тот оказывается биомеханоидом.
(Очень важный момент. Гривер олицетворяет стража, который не допускает других к знанию о высшей реальности. Таким надежным стражем прежде всего является наш собственный разум. Общество (глейдеры) не имело ни малейшего представления что это, но безумно боялось. То, что страж оказался биомеханоидом, означает, что оно было кем-то создано. Если раньше общество только догадывалось о неком высшем управленце (Боге) по регулярным подачкам из лифта, то теперь есть доказательство, что Бог имеет некий замысел вне Глейда. Теперь смысл жизни человека не ограничен выживанием, поскольку представление о своем месте в мире существенно расширилось. Человек может выбирать, может начать осознавать себя на высших порядках, и как следствие иметь больший контроль/свободу над своей жизнью)

8. Возвращение в Глейд и суд над Томасом. Впервые все узнают что такое гривер. Все благодарны Томасу за спасение Алби. Кроме Галли, который предлагает его наказать. Вместо этого Томаса переводят в статус бегуна, и по правилам сажают в яму.
(ГГ приносит новые знания и разделяет общество на две стороны – тех, кто за исследование высшей реальности (большинство) и тех, кто против (Галли). Следует сказать, что Галли – это символ иннертности и консерватизма сознания, которому любопытство и предприимчивость совершенно чужды. Биологическая роль иннертности очень высокая – это выживаемость вида, общества, поэтому Галли апеллирует к тому, что до появления ГГ все было хорошо и нужно следовать правилам)

9. Прибытие Терезы – первой девушки в Глейде. Вне расписания и без провизии, но с запиской "Она последняя".
(Боги с высшей реальности правильно оценили ситуацию. Своим последним поступком в Лабиринте ГГ какбы заявляет, что общество готово перейти на новый уровень борьбы за самоосознание. На новом уровне новые правила и выше требования. Без провизии у них один шанс на спасение – идти в Лабиринт, или остаться умирать)

10. Минхо и Томас возвращаются к мертвому гриверу и находят в нем маяк. На устройстве надпись W.C.K.D.
(Глейдеры продолжают искать. Интересно, что сами гриверы позиционируются как зло (wicked), хотя по сути охраняют человека от высшей реальности, которая накладывает бескомпромисные требования и лишает привычных основ (например, провизии). Это палка с двумя концами)

11. В лагере Минхо говорит, что обнаружил последовтельность изменений Лабиринта - цифра 7 на устройстве означает сектор Лабиринта из которого прибыл гривер, W.C.K.D. на устройстве и на провизии указывает, что создатель Глейда и монстров - одно лицо.
(Неизвестное постепенно переходит в разряд известного и перестает пугать. Они готовы зайти дальше)

12. В ходе беседы Тереза отдает Томасу два антидота, которыми удается вылечить Алби. Его судороги прекращаются.
(Боги дали антидоты для того, чтобы излечить Алби. Только ему общество может всецело доверять и поверить в даже самую невероятную правду. Какую правду? Об этом позже. Зачем поверить? Это как с провизией – без этого дальше никак, и боги это понимают. Второй антидот, вероятно, дали прозапас, если первый по криворукости потеряют)

13. Томас и Минхо отправляются в Лабиринт и по маяку находят выход. Срабатывает сигнализация и они едва уносят ноги обратно в Глейд.
(Они готовы были зайти дальше, и зашли. За новым знанием последуют новые, высшие требования к выживанию)

14. Алби приходит в себя. Его память восстановлена. Как и Бен, он во всем обвиняет Томаса – он один из тех, кто отправлял ребят в Глейд, выбраться из которого невозможно и поэтому они все умрут.
(Правда стостоит в том, что все люди  – это те же боги, но отправленные "на землю" (в Глейд) ради эксперимента. Этим объясняются непонятные видения у ГГ и Терезы. Только человек, "ужаленный" знаниями из высшей реальности, может вспомнить свое на ней проявление. Вспомнить вообще все не дано никому)

15. На Глейд нападают гриверы. Все врата открываются. Гриверы массово убивают глейдеров. Команда Томаса и Алби бежит и прячется в яме, но их находят гриверы.
(Знание о высшей реальности (вход/выход из нее) налагает высокие требования: не можешь с ними справится - твои проблемы. Заявляя о себе, будь готов отстоять свою позицию. Немногим это удается)

16. При защите ямы Алби удается отбить жало гриверу, но они все равно его забирают (убивают). На последок Алби просит Томаса спасти всех глейдеров.
(Старый управленец сделал все в своих силах, но не смог совладать с высшей реальностью, не смог защитить свое общество. Он передает эту эстафету ГГ. Привычный мир при столкновении с высшей реальностю изменяется кардинально и/или перестает существовать)

17. Томас завладевает жалом гривера и колит его себе.
(Человек без привычного мира и без путеводителя обречен умереть, поэтому он решается рискнуть жизнью и узнать правду самому. Второй антидот излечивает его)

18. Томас вспоминает себя. Он и Тереза были наблюдателями-исследователями. Они сами решили спуститься и помочь ребятам в этом эксперименте. Глейд является тестовой площадкой, организованной корпорацией П.О.Р.О.К. (W.C.K.D.).
(ГГ подтверждает слова Алби, но в отличии от него не говорит, что все умрут, а знает как вернутся домой, на свою высшую реальность)

19. Власть переходит к Галли, он предлагает принести Томаса и Терезу в жертву и восстановить былой порядок.
(Консерватизм общества в упор не считается с реальностью и следует привычным тропам, которые ошибочно принимаются как путь к спасению. История обратного хода не имеет. "Ты же понимаешь, что долго так продолжаться не может?" - спрашивал Томас у Галли еще когда сидел в яме за статус бегуна, но ответа не последовало)

20. После небольшого физического противостояния и обмена высокими фразами общество разделяется: часть глейдеров уходит за Томасом, часть остается с Галли.
(Одни обречены умереть от стражей, другие рискуют умереть от стражей и вернуться на свою реальность)

21. Томас и команда прорываются к выходу. Некоторых убивают гриверы. На выходе они вводят пароль, который узнали благодаря маяку и карте Минхо.
(В данном случае выход из одной реальности является входом в другую, иерархически более всеобъемлющую. Итого, глейдеры покидают первую реальность, минуют вторую и выходят к третьей (возвращение домой))

22. Глейдеры падают вниз, видят множество труб, проходов и затем оказываются в лаборатории.
(Падение символично показывает на сколько сильно человек находится во власти высших сил (прям как Алиса). Там, внизу, словно за кулисами предыдущей пьесы видно командный центр, из которого велось все управление низшей реальностью)

23. В лаборатории на мониторе появляется женщина в белом и представляется как Ава Пейдж, руководитель эксперимента, суть которого в следующем. Солнце спалило большую часть Земли, а те кто выжил стали заражаться неизвестной болезнью. Лишь у немногих проявился иммунитет. Этих немногих было решено отправить в Глейд, чтобы посмотреть, как их мозг реагирует в эксперементальной среде, где культивируется предельная самостоятельность и ориентация на выживание. Данные наблюдения должны были помочь вылечить неизвестную болезнь. Со слов Авы Пейдж эксперимент удался, но есть люди, которые против него. На заднем плане видеообращения видно людей в военной форме, которые начинают убивать ученых. Не дожидаясь их, Ава стреляет себе в голову.
(Каждая реальность имеет физическое проявление  которые можно описывать по-разному, давать разные интерпретации, либо описывать диаметрально противоположными смыслами (ложь). Описание похоже на карту, но карта не является территорией – это просто слова. В первой реальности (Глейд) описание можно было легко сверить с действительностью – квадратная поляна, лес, труд, май. Описание второй реальности (Лабиринт) знали единицы и проверить его было смертельно опасно, но возможно. О третьей же реальности до недавнего времени не знал никто и проверить ее описание в данную минуту невозможно. Если человек знает слишком мало, либо не знает вообще (не имеет карты), то тот, кто дает ему описание, во многом определяет его поведение. У адресата не остается выбора, как поверить на слово. Своим видеообращением Ава определяет мировозрение глейдеров на данной реальнсоти и настраивает на дальнейшую борьбу, закрепляя свою правоту самоубийством)

24. Появляется Галли и стреляя в Томаса убивает Чака. Незамедлительно Минхо кидает копье и убивает Галли.
(Олицетворение силы понимания низшей реальности, Галли, удается пробраться во вторую реальность, но не удается ее понять)

25. Всех глейдеров забирают новоприбывшие военные.
(Знающие истинное описание высшей реальности имеют контроль над теми, кто им не обдалает, либо обладает ложным описанием)

26. В следующей сцене показано, что самоубийство Пейдж было инсценированно.
(Инсталляция ложного описания была проведена успешно)

27. Ава Пейдж сообщает о начале второго этапа исследований.
(Третья реальность не последняя, это лишь очередной этап на пути самоознания. Как было сказано прежде, вспомнить себя полностью не дано никому)


Рецензии