2014-5 конкурс. Итоги. Евгений Псарев

1. Калипсо. Хроники отставных
1
В запалатную пустошь,
В иссечённую судьбами мглу
Ты его не отпустишь,
Укрывая в больничном тылу.

Сколько счастий не делай,
Как ни прячь от мирских навсикай,
Снова кто-то бестелый
Сквозь туман возопит: «Отпускай!»
Чья-то передовая
Без бойца не осилит войну.
Ждёт волна штурмовая,
Чтобы дом твой отправить ко дну.
В небесах приграничных
У богов затянулась ничья...

Вместо бланков больничных -
На ладонях твоих чешуя.
Тик метнётся по векам.
Ведь сама отпускаешь, смотри.
За своим человеком
Закрываешь себя изнутри.

--
чуть сутулый, шаталый
(хоть судьбу сквозь него перечти),
он уходит усталый
и тобою спасённый почти.

мимо нордов и остов,
с парапета спустившись едва,
тонет в яви как остров,
сохраняя тебе острова.

--
в оголтелой атаке
до углей небеса сожжены.
он идёт по итаке,
не узнавший страны и жены.

дремлют боги из гипса.
в храме холодно, в доме темно.

--
Полночь.

Вздрогнет Калипсо.

Атлантида уходит на дно.
-----------------------------------------------------------

Прекрасное стихотворение!
Это защищенное, закрытое  стихотворение, каким и должно быть стихотворение о страшном и неизбежном, что сильнее нас…
Среди  его переплетенных тем и смыслов ярче всего мне виден военный госпиталь, ночь, хорошая дежурная медсестра-полубогиня
«Боги из гипса» и «тобою спасенный почти» – замечательно
А любовная тема слабее грандиозной  темы спасения от смерти-возвращения к смерти.
Мне кажется неуместным в устах полубогини такой упрек своей женской доле: «сколько счастий (комичное множественное число) не делай, как ни прячь от мирских навсикай (между прочим, Н. хорошая девушка вполне божественного происхождения. Не испугалась помочь замерзающему бомжу О.!)


2. Батюшка
15
Несытой утробой вздымается  чёрная гать,
Сжимаю свой крест в подагрических пальцах. Не спится,
И мечутся мысли: «Пора тебя, поп, расстригать.
Два сына на фронте...а завтра страстная седмица».

Эх, долюшка… в тридцать девятом не сжал кулаки,
Хоть знал назубок все деяния власти Советов,
За веру одним – чугунок соловецкой ухи,
Другим же - свинцовых примочек «на долгие лета».

По серой дороге вползала колонна - змея,
Неся на гадючьем хвосте «европейский порядок»,
Но думал ли я, что бесплодною станет земля
От выжженных храмов и хат на крови «немаўляток».*

Сгоняли людей, как скотину… Пылал образок.
Заставили деда плясать под губную гармошку.
И гнали прикладами в спину в притихший лесок
Большую семью безобидного мельника Мойши.

Уже целый год пребываю в отряде Коржа,
Дай, Господи, силы не сдаться, когда подустану.
Работы хватает, то бабам приспичит рожать,
То тризны служу, то зову прихожан в партизаны.

Вчера баба Зося пришла из деревни просить
Отпеть убиенного в схватке сынка-полицая.
Скрипела телега по краешку Белой Руси,
Обкусанный месяц кривился, меня порицая.

Над телом стою под охраною пары стрелков,
Качается небо в глазах онемевшего люда.
«Не будет покоя убийце детей, стариков.
Анафема, вечный позор и презренье иудам!»

Несытой утробой  вздымается чёрная гать,
В отряде Коржа – пополнение...из полицаев.
Спит батюшка…
«Знаешь, а впору его награждать?!»
Но взгляд комиссара подчёркнуто непроницаем.


P.S.
Протоиерей Александр Фёдорович Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области, служил в Пинском партизанском соединении с лета 1942 по лето 1944 года. Неоднократно участвовал в боевых и разведывательных операциях. Награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

*«немаўляток» (бел.) - младенцев
-----------------------------------------------------------

Получилось нечто ужасное, если вдуматься
Разного порядка несправедливости - кошмары партизанской войны и непредставление к награде.
И дед, слава Богу, спляшет под губную гармошку, и еще спляшет в 45-м под ливенскую, еще достанет всех песнями и плясками на  поминках по той несчастной семье…
Пылал образок???

3. Этот город
4
Если честно, я очень любил этот город
Если честно, то в нём мне жилось и дышалось легче.
Я хотел бы вернуться, и, может быть, очень скоро
Придёт это утро, и день, и вечер,
Когда разбегутся снега по асфальту ручьями -
По лопнувшему от нетерпенья, а, может, от злости,
И корабль, - пустой коробок, причалит
К знакомому берегу новым заморским гостем.
Там весной непременно цветут абрикосы –
В белоснежных нарядах – пусть люди любуются,
А летом холодное пиво носят
В кафе на залитых солнцем улицах.
И мне захотелось туда – к абрикосам, к солнцу,
Чтобы тепло и нежно, и чьи-то губы,
И чтобы просто жить, а не бороться,
И чтобы вволю, и чтобы – "любо".
А пока – это тема для разговора
Как ненужное бросить и невесомое взвесить,
Чтобы добраться до общего пункта сбора
Множества разных и непременных "если".
-----------------------------------------------------------

О лучшей доле, о будущем, о котором мы мечтаем воспоминаниями о любимом прошлом.
Оптимистичное стихотворение. Дай Бог, чтобы так все и вышло


4. не сложилось
5
ходили полгода потом расписались
в общаге накрыли студенческий стол
наутро проснувшись искали рассол
не прихоти ради там просто был калий
 
ну что: родила развелись академка
а месяц спустя навернулся Союз
слепая махина взяла новый курс
пришлось нелегко ей но выжила девка
 
а что обо мне - нахлебался по полной
две ходки больничка откинулся вот
решился зайти разузнать как живёт
а мне говорят мол нашли под балконом

да я не сужу кто там знает как было
а зря он сознался что мамку сгубил
теперь пропадёт и квартира и сын
такие дела ну пойду не сложилось
-----------------------------------------------------------

Недоверие вызывает рассол в этом ретроспективном ряду. Воспоминание о позавчерашней пьянке, характерное для юного студента, а не для бывалого нахлебавшегося жизнью мужика.
А так все  гармонично, хорошая зарисовка


5. Пять отражений
14
.....Привет, малыш... Входящему – весь мир. Победный крик разносится как вирус. На твой пока нестиранный папирус ложатся буквы. Главами. Костьми. И отчий дом с годами всё тесней, стирая аз. И буки – все в округе. Начало всех – в обрезанной подпруге. А кто... и где – узнаем по весне...
.....Послушай, парень... Ты опять попал. Нет, не впросак, а просто и со вкусом. Жечь корабли – удел и воля трусов. Заветный храм поставив на попа, ты растеряешь фору юных глаз в прицеле фар. Точнее, фарисейства. Но не унять порядок слов и действа, не изменив... и много, много раз...
.....Молчать, гусар... Сложив по голосам чужие спальни, судьбы, клятвы, лица, семи морей не хватит, чтоб напиться, как из ручья, в который гадил сам. И не унять, и даже не вернуть остатки впрок подаренного счастья. Его нельзя браслетом на запястье. Его несут... порой в последний путь.
.....Скажи, мужик... В каком глазу бревно? Как звали век, на днях прошедший мимо? Немой толпы визглива пантомима. В начале – слово. Было. Но давно. Нас оправдает давность. Так дави. Не как Давид, а стадом голиафов. Ведь благодать дойдёт и до жирафа. Ему видней, чем кончить водевиль.
.....Прости, старик... Не время, и не там читать стихи и мудрости, где вече решать берётся, кто кого здесь лечит, как звать врагов и чей милей там-там. Ты отойди, смиренье унося. Чего мешать, когда рецепт попутан?.. Ты пьёшь эфир, как капли, по минутам, и поминаешь... всуе всех и вся...
.....Ответьте мне... открыто, не таясь, все ипостаси жизни высшей меры, зачем даны рефлексии химеры, когда их всех почище брань и грязь?.. Но бренный мир молчит, разинув пасть. А в зеркалах со мной – пять отражений...
.....В каком из них покорный ваш блаженней?..
.....Во что и как ему сподручней впасть?..
-----------------------------------------------------------

Пышное стихотворение, терпеливо ждет своего трудолюбивого толкователя


6. Прости его... Романтизм
12
Прости его, иначе снова
Лишь одиночество и черти…
И горечь сказанного слова,
Что будет помниться до смерти.

Возьми цветы, но безмятежно…
Он – как ребенок виноватый –
Отводит взор, целует нежно…
И ты себя не выдай взглядом.

Прости, не думай с укоризной,
Что все могло бы быть иначе.
Не плачь над этой глупой жизнью –
Она-то над тобой не плачет.

Ведь он пришел к тебе обратно.
Смеешься… Он не слышит фальши.
Он предавал неоднократно.
Он будет предавать и дальше.

И вот ты снова не уснула.
Он спит и хмурится порою.
Висит мундир на спинке стула,
И портупея с кобурою

Ты знаешь – скоро небо рухнет,
И сгинет профиль на подушке…
И ты палишь свечу на кухне,
В комочек сжавшись как зверушка.

И снег по окнам бьет наотмашь,
И дождь кромешный, если лето.
А ты сидишь и дико смотришь
На четкий контур пистолета…

Она молчит. Она застыла.
За нею мрак окна угольный…
Она опять его простила.
Без слез… Поскольку плакать – больно.
-----------------------------------------------------------

Целый букет романсов в одном стихотворении. Еще усталые зверушки и огнестрельные игрушки


7. Звезда
6
 Зелёной змеёй электричка вползает в май,
Затоптанный пассажирами спит вокзал,
Мужик, переполненный нежностью через край,
Кассирше о чём-то пытается рассказать.

Кассирше плевать глубоко, почему он пьёт,
Уже рассветает и хочется спать давно,
А он ей в окошко бубнит про своё житьё...
А раньше когда-то ходили вдвоём в кино.

Когда-то, уже и не вспомнить в каком году,
Они целовались под ивами у пруда,
И он подарил ей на память с небес звезду…
Вот только зачем же теперь ей его звезда?

Она вышла замуж, растила цветы, детей,
Солила в кадушке арбузы, пекла блины,
Он после Афгана, гоняя своих чертей,
По чёрному зАпил в компании двух ханыг.
 
По пьяному делу распроданы ордена,
На грязном листочке ненужные адреса…
Как светлое что-то запомнилась та война -
Ведь дальше пошла только чёрная полоса.

Толпой пассажиров встречает вокзал рассвет,
С прощальным гудком разбегаются поезда...
А в небе висит и не падает много лет
 Двоим так и не пригодившаяся звезда.
-----------------------------------------------------------

Добротный шансон, исполняется голосом Галича
Странно, кстати, проводила время героиня, если следовать мелодии – «…растила цветы, детей солила в кадушке,,,»


8. "Завидую"
7
Завидую тем, кто любит цветы,
кто в них понимает толк
и под впечатлением их красоты
ставит букет на стол.

Завидую тем, кто любит уют,
кто строит в стене камин,
и возле него под шипучий брют
лечит случайный сплин.

Завидую тем, кто любит семью,
кто в шумной возне детей
лелеет не тяжкую долю свою,
а торжество затей.

Завидую многим – и тем, и тем,
в ком всех умений не счесть,
а вот у меня из того, что хотел,
только одно и есть.

На ярмарке чувств досталось оно
со скидкой, за полцены –
порою смотреть на ночь за окном
под фонарём луны,

увидеть, как чертит дугу звезда,
сорвавшись с крючочка вниз,
и знать, что так было и будет всегда,
сколько ни суетись,

и зарифмовать этот взгляд строкой
в потертой тетради лет,
которая, к счастью, еще под рукой,
только вот новой нет,

а после какой-то забытый мотив
случайно напеть во сне…
Завидую многим, да где бы найти
тех, кто завидует мне.
-----------------------------------------------------------

Не уступает многочисленным переводам из Гейне, которыми занимались наши прапрадеды, вымарывая иронию оригинала и  выдавая за свои стихи, чтобы понравиться  невесте. Что ж – не понравились бы, и мы в итоге не появились бы на свет. А сколько в них было смелого противопоставления красивой поэзии мещанскому красивому быту!
Тоже на мотив старой песенки – «…а что я с этого буду иметь, того тебе не понять»


9. Не зная правил
11
Опять банкуешь, вздохнуть не смея, не зная правил своей игры.
Свились рулеткой минуты-змеи, неразличимые до поры.
Легко выкидывает коленца судьба в рискованных странных па,
ведёт к раскладу невозвращенца  фортуной брошенная тропа.
Слабеет ветер надежды-веры, едва коснувшись тропы хвостом.
Но ты лелеешь свою химеру  …и убиваешь её потом.

Заплатишь всем, и тебе заплатят,
поставишь всё на зеро опять.
Проснёшься ночью,  дрожа в кровати:  минуты выгнулись и шипят.
Лишь ветер ловит чужие карты, рывком швыряет за Рубикон.

Ты снова будешь играть азартно – кто знает, может, последний кон.
-----------------------------------------------------------

В небольшом по объему произведении нашло отражение много важных и даже несколько вечных тем: о казино, игре без правил, рулетке, змеях, танцах судьбы, ветре надежды и его хвосте, химере (мечте?), дебиторской и кредиторской задолженности, опять рулетке, ночном кошмаре, опять змеях-минутах (минуты - шипят, а свистят - мгновения), опять ветре, опять картах, снова о казино.
Невольно слышится и музыка старой песенки про синюю птицу, помните:
…но только мы заявляем прямо – это полная ерунда


10. *   *   *
3
Еще года тревожно не считаю,
Еще живу желаньем перемен…
А мамины года собрались в стаю,
Чтоб улететь за тридевять земель.
 
Их подгоняет время беспощадно,
И я боюсь, в тускнеющей дали
Слова прощанья прозвучат печально
И долететь не смогут до земли.
 
Посыплется внезапно снег горячий,
И ветками взмахнет поникший сад.
А я пойму, что ничего не значу
Без стаи, улетевшей в небеса.
 
Привычно прокричит петух соседский
В рассветно посветлевший небосвод,
И снова я перелистаю детство,
Что вместе с мамой в памяти живет.
 
А где-то далеко, под облаками
Прощально покружив, ее года,
Как будто птицы, прошуршат крылами
И скроются навеки. Навсегда.
-----------------------------------------------------------

Хорошее  стихотворение, ничего не убавишь и не добавишь


11. В коробочке из фетра...               

10
Провинциальное похмелье снегопадов:
В моей империи  – двадцатый день зима.
Чернильность будней многоуровнего ада
Я принимаю как безумие – сполна.
Елейным шепотом:  –  Ты помнишь? 
–  Было,  было...
Седыми клочьями метались в декабрях
Два мотылька средь человечьих тел бескрылых...
Зимою души перелетные хандрят.

– Нектар любви со вкусом лжи и тернослива
Испить спешил, на свет летел, я весь продрог.
Я переписывал всю будущность курсивом,
Как школьник, снова не усвоивший урок...

Прощальный выдох в смятых сумерках от ветра:
– В квадрате  синих  стен мне  холодно.
– Прижмись... 
Рай мертвых бабочек в коробочке из фетра –
Чужое счастье на мгновение...

–  На жизнь...
-----------------------------------------------------------

Пробивается что-то на свет Божий в коробочке из-под Фета.
 

12. Сирень
8
О, как спешит сирень цвести,
Когда ночами бьёт остуда.
Шепчу: «Прости меня, прости,
Моё нечаянное чудо…»

Пусть я ни в чём не виноват,
Но – посмотри, как – изнывая,
Сирень горит, слова горят,
Своей вины не сознавая.

Готов вобрать духмяный вихрь
Любой каприз, любую шалость,
Когда дыханье губ твоих
С небесным сумраком смешалось.

Как густ и сладок аромат
Цветенья, мая и печали. –
Мы столько лет уже подряд
Лишь этим воздухом дышали. –

Так неразрывны и просты
И бесконечны в дымке смутной
И эта жизнь, и май, и ты,
И этот день сиюминутный.
-----------------------------------------------------------

Маленькая рецензия наподобие заметки винного критика:
аромат Тютчева (О, как на склоне наших дней…)  с нотками Ходасевича к сожалению перебивается неким «духмяным вихрем». Причина, видимо, в несвойственной обычно маю в этих широтах «остуде». Вынуждены отнести в целом душевный образец к категории  полусладкое-есенинское.


13. Аквариум
9
В стоячей воде умирает звук,
Движения больше нет…
А главное что-то ушло не вдруг -
Бессмысленно звать вослед.

Молчание тиной лежит на дне,
Зеленой моей тоской…
Не страшно себя доверять волне
И ветер вдыхать морской.

Не страшно нырять, огибая сеть,
Среди серебристых рыб…
Но слово «аквариум» значит «смерть»
Для тех, кто давно погиб.

Для пойманных в сети слова – вода,
Кольнувшая плавники…
Сплошная стена для двоих – одна
И общие поплавки.

Сегодня Рыбак непривычно тих,
Сквозь воду глядит светло…
Аквариум тесен для нас двоих,
Пора разбивать стекло.
-----------------------------------------------------------

Ил а не тина на дне, тина на поверхности воды – мелочь, но после этого не станешь копаться в смысле колючей воды (вроде колются наоборот плавники), запутанных рыболовных принадлежностях (и сети, и поплавки…). Смысл «…бессмысленно звать вослед» тоже сомнителен,  ушедшего зовут назад, а вослед за собой зовут наоборот отстающего


14. Армагед-год
13
Тихо ползи, гадюка, по склону холма.
Там на вершине миру придёт лох-несс.
Будет поруха свальная тьмой полна,
а в остальном без галстуков, но не бес...

Бестия в тёмном в полночь задумал путч.
Бледные кони рвутся с поводьев в ночь.
Стае клевретов скопище грозных туч
велено без разбора к холму сволочь.

Бледные всадники медлят, молчит трубач,
Бестия ждёт, в руках растирает прах.
Только скажи, и кони сорвутся вскачь,
Сея в подлунном мире и смерть, и страх.

Тихо ползи, гадюка, поспешность — ложь.
Там впереди судьба не в своём уме.
Тихо ползи гадюка, пока ползёшь,
Бледные кони останутся на холме.

Величественное, пророческое, герпентологическое, апокалиптическое, гиппологическое произведение.


15. Найди свой дождь
2
Найди свой дождь. Он в тысяче других
почти неузнаваем. Но однажды
придет, рисуя частые круги.
И ты поймешь – всё прежнее неважно.
Дожди  иные – просто лишь дожди,
лились и растекались безразлично.
А этот… он особый. Он летит
к тебе и только твой. И хочет лично
открыться  чудом, тихо рассказав
о маленьких рассыпанных загадках:
как трепетна небесная слеза,
как солнце выпивает без остатка
мгновения ажурной красоты,
неся в подарок влажные рассветы,
где в каждом из моментов - я и ты,
любовь и нескончаемое лето.

Прекрасное стихотворение! Оно поет по-настоящему.
Мое мнение:
Первая строфа -
Найди – повелительное командное наклонение
В тысяче других – не точно (он не внутри, а среди других)
Категорическое утверждение – однажды придет-
Выбивается из общей тихой интонации дождя
Уберите первую строфу - а?
Смотрите как здорово:
Дожди  иные – просто лишь дожди,
лились и растекались безразлично.
А этот… он особый. Он летит
к тебе и только твой. И хочет лично
Самая музыкальная строфа, не надо прятать такую прелесть!
Рассветы и мгновения – мн. числа  разного характера,  дождь этот один, и рассвет д.б. один (а «мгновения» симметричны «моментам»)
Тогда читатель совсем порадуется метаморфозам капельки – вот она была «трепетной небесной слезой», вот она влилась в ажурные струи дождя, потом стала частью влажного облачного рассвета, в котором…


Рейтинг (номер, название, место):
1. Калипсо. Хроники отставных 1
15. Найди свой дождь 2
10. *   *   * 3
3 Этот город 4
4. не сложилось 5
7. Звезда 6
8. "Завидую" 7
12. Сирень 8
13. Аквариум 9
11. В коробочке из фетра... 10
9. Не зная правил 11
6. Прости его... Романтизм 12
14. Армагед-год 13
5. Пять отражений 14
2. Батюшка 15


Рецензии
Залез в словари, узнал, что ГЕРПЕТОЛОГИЯ — (греч.). 1) учение о накожных сыпях.
Много думал. Стал умнее. Спасибо.

Юрий Семецкий   10.02.2015 15:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.