Памяти Бориса Пастернака. Цикл стихов

***



                Совет Бориса Пастернака
                всем, занимающимся стихосложением:

                "Держитесь строгой рифмовки и совершенно
                откажитесь от неполной и приблизительной.
                Правильность формы повышает трудность
                и заставляет расставаться с тем излишним
                развратом мысли и беспорядком, которых
                так много в вольностях более расхлябанного
                стихосложения".        (из письма 1950 г.)


Полсотни лет и год один
Прошли как день – без Пастернака...
Он, как от смоли до седин –
В своих стихах неодинаков...

Объединяет их одно:
Их суть не выразить словами.
Да, волшебство... как речки дно:
Вошёл в неё – и сразу замер...

Ощупываем глубину –
На знобь, на зыбкое теченье...
А что со дна идёт свеченье –
Увижу ли, когда нырну?!

И каждый раз, томясь в плену
У пастернаковской стихии,
Признаться я не премину,
Что замираю - пред мессией...


10 февраля - 2011
Даты жизни:
10.02.1890 -31.05. 1960

***
               
                ...И любящие, как во сне,

                Друг к другу тянутся поспешней,

                И на деревьях в вышине

                Потеют от тепла скворешни.

                И полусонным стрелкам лень

                Ворочаться на циферблате,

                И дольше века длится день,

                И не кончается объятье.

                /"Единственные дни". Б.П./
                1959               

               

Всё в Переделкино не так,
Иной там свет…
Полвека не живёт Чудак,
Большой Поэт…

Ходил он с палкой по утрам
Вот в этот лес,
Который для Поэта – Храм,
Что до Небес…

Теперь калитка заперта
На сто замков…
Вокруг – элитные места
Для чужаков.

Тропой Поэта не пройти
Среди берёз.
Не попытаться то найти,
Что он пронёс

В душе и в творчестве своём
И так берёг...
Какой открылся окоём,
Где крест дорог…

Там Муза* нежная жила,
Его мечта,
Что окрылить собой смогла –
И до Креста, –

Вся деревенька заросла,
Родной приют...
А местом ярких встреч была!..
Кому поют

Теперь шальные соловьи,
Где был овраг?..
Рождались строки о любви
Под каждый шаг…

Он к ночи брёл в своё гнездо,
Как в теремок…
Разрушить  всё – предать свой дом –
Так и не смог.

В нём и порядок он ценил,
И грядок цвет…
И отрывался от чернил,
И плёл букет…

Ещё не рассветало в пять,
Но поутру
Он на вокзал ходил опять –
И ко двору

Спешил в редакцию, в Москву,
Такой ходок.
Седую не склонял главу,
Был худ, высок…

Жену и сына навещал,
В том видел толк:
Часть гонорара отдавал,
В одном пальто…

Для вдов грузинских звонарей
Имел запас…
И с каждым годом был добрей,
И ждал свой час…

И знал, что Муза за него
Сидела срок…
Отказ от Премии – всего
Предтеча... Рок.


---------

Природа дьявольски цвела
В тот жаркий май,
Когда болезнь его свела,
Наверно, в Рай…

Порою прорывался стон
От тяжких мук…
Но неизменно помнил он,
Что рядом – Друг.

Сиделка, верная жена…
Её жалел.
Чтоб не тревожила Она –
Так повелел.

И только, гроб когда несли,
Из-за берёз
Метнулась тень… и горсть земли,
Потоком слёз

Слепясь, без выстраданных фраз,
На грудь легла
Того, кто в этот скорбный час
Сложил крыла…

* - Ольга Ивинская

***

Встреча в Переделкино. 1999 год

Яркий солнечный день. Я шла в  Переделкино, «к Пастернаку»… По пути нарвала огромный букет из крупных белых ромашек и золотистого зверобоя: послужил «бартером»   - вместо оплаты за входной билет… Дом-музей Б.П. – бывшая дача его с семьёй в известном посёлке литераторов – служила им кровом круглогодично…
Букет мой экскурсовод, Ирина Александровна, владеющая знанием трёх языков, взяла у меня из рук с восторгом и сразу водрузила с вазой – на огромный овальный стол посередине веранды на первом этаже, где семья обычно пила чай. Появились экскурсанты-иностранцы – и И.А. оставила меня на веранде пить чай с конфетами (был выставлен чайный прибор), а сама повела иностранцев на второй этаж… После ко мне присоединилась молодая симпатичная женщина, тёзка Ирины Аександровны, с дочерью лет десяти(обе оказались крымчанками , имеющими дачу на соседней с Переделкином  станции, возле Музея Окуджавы...)
 
Дочь начала писать стихи, и мама привела её тоже – «к Пастернаку»…

И.А  вела рассказ эмоционально, при чтении стихов Б.П. на глаза её набегали слёзы… В один из таких моментов мама девочки начала тихо оседать на стуле… 
Принесли нашатырь – эмоциональный обморок удалось купировать… Вдруг И.А. увидела в окно ещё девочку – на вид, ровесницу нашей экскурсантки -  и воскликнула: - А вот и Верочка! Верочка оказалась праправнучкой Зинаиды Николаевны Нейгауз, второй жены Пастернака. «Нашу» - как ветром сдуло… Подошли втроём(кроме И.А.) – к виновнице детского восторга. Вопрос с придыханием: «Вы тоже – стихи пишете:?»  Ответ – гениально прост:
- А почему я ТОЖЕ должна писать стихи?! Глаза потемнели от затаённой страстности – удлинённые миндалевидные, «итальянские», как и у знаменитой прапра…
Всё, инцидент исчерпан лёгким замешательством и исполненным достоинства ответом…


10.02.2015
Фото из Инета
Коллаж мой


Рецензии
Спасибо за стихи! Жаль, что поэта травили после "Доктора Живаго", но такие были времена. Почему, интересно, Анна Ахматова критиковала его роман? Я полностью согласна с мнением Бориса Пастернака о строгой рифме. Ритм - ускоряет мышление, рифма - дисциплинирует мысли и выкристаллизовывает суть, если есть, что сказать. А если сказать нечего, то строгая рифма сразу выявит пустоту и никчемность. С уважением, Елена

Елена Леонидовна Федорова   31.07.2015 23:28     Заявить о нарушении
СПАСИБО, Лена, за неординарный отклик!
Ахматову недолюбливаю как личность...

.."если сказать нечего, строгая рифма сразу выявит пустоту и никчемность"- КЛАСС!!

Обнимаю...
я

Светлана Груздева   31.07.2015 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.